Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Женева: столетия шарма и независимости
Египет. Коммунизм на отдельно взятой территории

Биография Константина Андреевича Тона


Биографии архитекторов
Архитекторы
Знаменитые Константины
Российские архитекторы

Константин Андреевич Тон (1794-1881), русский архитектор, представитель романтического историзма в русской архитектуре. Родился в Петербурге 26 октября (6 ноября) 1794 года в семье владельца ювелирной мастерской. В 1803-1815 годах учился в Академии художеств у А. Н. Воронихина. Направленный в качестве "пенсионера" Академии в Италию, жил в 1819-1828 годах в Риме, изучая античные памятники и составляя проекты их восстановления. По возращении в Петербург вошел в состав Комитета строений и гидравлических работ.

Проектировал в духе классицизма, но затем в его творчестве возобладал "русский стиль", ориентирующийся на русско-византийское Средневековье. Этапным в этом смысле явилось строительство церкви святой Екатерины у Калинкина моста в Петербурге (1831), решенной в духе московских крестово-купольных храмов 15-16 веков. Представленный в этот период Николаю I архитектор приступил, по инициативе императора, к главному своему произведению, грандиозному храму Христа Спасителя в Москве, призванному стать храмом-памятником в ознаменование победы России в Отечественной войне 1812 года (проект Тона, заменивший отвергнутый проект А. Л. Витберга, был создан в 1831-1832 годах, строительство же началось в 1839 году, в год 25-летия взятия Парижа и заключения мира с французами). Величественное здание высотою 102 м, имеющее в основе византийскую крестово-купольную структуру, с центральным шлемовидным куполом на четырех столпах и четырьмя звонницами (увенчанными такими же, только меньшими, куполами) по углам, стало одним из главных пространственных ориентиров города. Завершенный в 1883 году, храм был взорван в 1931 году и восстановлен в 1994-1999 годах.

Вторым известнейшим творением Константина Тона явился Большой Кремлевский дворец (1839-1849), возведенный на гребне холма на месте великокняжеских хором. Классицистическая в целом композиция обрела - благодаря целому ряду "древнерусских" деталей (окна с двойными арками, декоративные наличники и кокошники) - органическую связь с окружающими средневековыми постройками; к тому же дворец был соединен с ними переходами. Парадные интерьеры дворца (Георгиевский, Владимирский и другие залы) поражают величием и роскошью орнаментальной отделки.

По проектам мастерской Тона в России было выстроено немало больших и малых церквей. Благодаря покровительству двора "тоновский" русско-византийский стиль (закрепленный его альбомом "Проекты церквей...", изданным в 1838 году) стал к середине 19 века нормативным. Среди других сооружений зодчего особенно значительны: серебряный иконостас Казанского собора в Петербурге (1831-1833), а также вокзалы (ныне Ленинградский в Москве и Московский в Петербурге) и путевые здания Николаевской железной дороги; и в последнем случае живописно объединенные черты разных стилей - как это всегда бывало у Тона - соединились с продуманной функциональностью общей планировки. Мастер вел также большую преподавательскую работу (в 1854-1871 был ректором Академии художеств).

Константин Андреевич Тон умер в Петербурге 25 января (6 февраля) 1881 года.


Энциклопедия "Кругосвет"

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Биографии архитекторов
    Архитекторы
    Знаменитые Константины
    Российские архитекторы
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2018
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru