Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • Франция. Знакомство перед путешествием
  • Китайский Остров Свободы
  • Биография Александра Михайловича Родченко

  • Новости
  • Биографии художников
  • Российские художники
  • Знаменитые Александры
  • Известные фотографы
  • Биографии фотографов


  • Добавить отзыв о человеке

    Александр Михайлович Родченко [23 ноября (5 декабря) 1891, Петербург - 3 декабря 1956, Москва], российский живописец, график, скульптор, дизайнер, фотограф. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник нового вида искусства - дизайна.

    Живописец и график. Родченко учился в Казанской художественной школе (1911-1914) у Н. И. Фешина, затем поступил в Строгановское училище в Москве. К этому времени относилось его сближение с деятелями русского авангарда, такими, как В. Е. Татлин, Малевич, Л. С. Попова и другими. С 1916 года началась совместная жизнь Родченко и художницы В. Ф. Степановой, его верной соратницы до конца дней. В 1916 году художник был призван в армию, работал в санитарном поезде. Начиная с выставки "Магазин", организованной в 1916 году Татлиным, экспонировал свои работы на многих выставках. В 1917 году один из организаторов профессионального союза художников-живописцев, где был избран секретарем "молодой федерации". Вместе с Г. Б. Якуловым, Татлиным и другими работал над оформлением кафе "Питтореск" в Москве (1917). С 1918 по 1921 год служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро, был членом художественной коллегии. В конце 1919 года вступил в общество "Живскульптарх" (Комиссия по разработке вопросов живописно-скульптурно-архитектурного синтеза), в 1920 году был одним из организаторов Рабиса. В 1920-1930 годах преподавал на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах Вхутемаса-Вхутеина (в 1928 году факультеты были объединены в один - Дерметфак). С 1921 по 1924 год работал в Институте художественной культуры (Инхук), где сменил в 1921 году Кандинского на посту председателя. В 1930 году был одним из организаторов фотогруппы "Октябрь".

    Живопись и графика главенствовали у Родченко на первом этапе его художественной биографии; к 1913 году относятся ранние работы символико-стилизаторского толка, к 1915 году - графические произведения, выполненные при помощи циркуля, линейки и трафарета. Беспредметные картины Родченко родились под влиянием супрематических идей Малевича, но очень скоро он осознал свою индивидуальность, указавшую ему путь, диаметрально противоположный метафизической абстрагированности супрематизма.

    Период конструктивизма. В 1918-1921 годах художником были сделаны серии объемных конструкций, основанные на принципе использования стандартных элементов; на второй выставке Обмоху (Общества молодых художников, 1921) была представлена серия из свободно висящих пространственных конструкций, состоящих из врезанных друг в друга плоскостей различной конфигурации (это были сборно-разборные вещи, легко поддающиеся демонтажу и складированию). В первые послереволюционные годы были осуществлены также серии картин и рисунков, развивавших аналитические идеи Родченко о взаимоотношениях цвета, линии и конструкции (циклы "Композиции движений проецированных и окрашенных плоскостей", "Концентрация цвета и форм", "Линии", "Линизм", цикл рисунков "Композиция и конструкция"). Выставленные в 1921 году на групповой выставке "5х5" картины Родченко из серии "Гладкие доски" - "Чистый красный цвет", "Чистый желтый цвет" и "Чистый синий цвет" - ознаменовали конец для художника станковой живописи и начало конструктивизма. Конечной целью графических и живописных экспериментов Родченко был переход к конструированию реальных вещей: создание новых предметов превратилось для него в самую существенную художественную задачу. Родченко и Степанова были среди родоначальников конструктивизма, откристаллизовавшегося в самостоятельное направление в русском авангарде. Еще в 1919 году Родченко представил на конкурс три варианта киоска, где стремился выявить художественные возможности новой функционально-конструктивной основы сооружения (в частности, он одним из первых увидел в оголенном каркасе новаторскую архитектурную форму); затем был черед проектов Дома Советов (1920), общественного здания принципиально нового типа.

    Производственное и агитационное искусство. С начала 1920-х годов внимание мастера переключилось на проблемы производственного и агитационного искусства. Родченко приступил к работе в полиграфии; вместе со Степановой он сформировал новый стиль, став классиком конструктивистского оформления книг, журналов, печатной продукции. Им были созданы образцы типографских шрифтов и иллюстрации для ряда издательств, а также для журналов "Кино-фот", "Огонек", Смена", "Книга и Революция", "Пионер", "Современная архитектура" и др.; с 1923 года был оформителем журнала "ЛЕФ", в 1927-1928 годах - "Нового ЛЕФ'а"; в 1933-1941 годах работал совместно со Степановой над оформлением журнала "СССР на стройке". Фотомонтаж стал одним из важнейших художественных средств периода полиграфического конструктивизма Родченко - шедевром мастера может быть признано издание поэмы Маяковского "Про это" (1923), оформленное фотомонтажами. Тогда же началось сотрудничество художника и поэта в области советской рекламы (плакаты, вывески, упаковка, значки, марки и т. д.). Стиль конструктивистского оформления Родченко наложил отпечаток на всю предметно-бытовую среду 1920-х годов. Вскоре доминирующее место в его творчестве заняла фотография; начало этому было положено в 1924 году исполнением ряда портретов (В. В. Маяковского, Н. Н. Асеева, А. М. Довженко, портрета матери и др.). Мастер портрета, репортажной съемки, жанровых снимков, художник отличался новаторским использованием контрастной светотени, а композиционное построение кадров вызвало появление терминов "перспектива Родченко" и "ложная перспектива Родченко". В 1925 году Родченко участвовал в Международной выставке декоративного искусства и художественной индустрии в Париже по четырем разделам и по каждому из них получил серебряную медаль: искусство книги, искусство улицы, театр и ансамбль мебели (проект оборудования Рабочего клуба). Первый опыт сценографии относится к 1920 году, когда художник спроектировал оформление пьесы А. М. Гана "Мы" (постановка не осуществлена); в 1928-1932 годах исполнил эскизы театральных декораций и костюмов для московских театров, в том числе для постановки пьесы Маяковского "Клоп" в театре им. Вс. Мейерхольда (1929).

    Возвращение к живописи, фотографии. В 1930-е годы, после декретирования социалистического реализма в качестве единственного стиля и метода, творчество Родченко все чаще и чаще подвергалось шельмованию (травля закончилась исключением мастера из членов Союза советских художников в 1951 году; восстановлен в 1954 году). В середине 1930-х годов возвратился к живописи, написав серию картин на тему цирка и циркачей, со второй половины 1930-х годов и на протяжении 1940-х годов создавал декоративно-беспредметные работы. С 1934 году оформлял совместно со Степановой репрезентативные альбомы и фотоальбомы, выпускаемые по случаю юбилеев и торжественных мероприятий ("10 лет Узбекистана", 1934; "Первая Конная", 1935-1937; "Красная Армия", 1938; "Советская авиация", 1939, и др.). Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован вместе с семьей в город Очер, затем в Пермь; возвратился в Москву в 1942 году, работал над проектом художественного оформления выставок. В 1943-1945 годах был главным художником московского Дома техники. В конце 1940-х годов проектировал серию монографических плакатов о В. В. Маяковском, в 1955-1956 годах создал эскизы оформления поэмы Маяковского "Хорошо!" совместно со Степановой.


    А. С. Шатских.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2012-06-02. Фотографию Родченко продали за полмиллиона рублей
    Фотография Александра Родченко "Двор" стала топ-лотом фотоаукциона в Москве. Как сообщает РИА Новости, при предварительной оценке 450 - 600 тысяч рублей снимок был продан за 460 тысяч рублей. Торги, на которых была продана фотография, были организованы Российским аукционным домом (РАД) и состоялись 2 июня.


  • Новости
  • Биографии художников
  • Российские художники
  • Знаменитые Александры
  • Известные фотографы
  • Биографии фотографов

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru