Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Лангедокская колыбель альбигойской ереси
Гейдельберг. Личная история идеального города

Биография Александра Михайловича Родченко


Новости
Биографии художников
Российские художники
Знаменитые Александры
Известные фотографы
Биографии фотографов

Добавить отзыв о человеке

Александр Михайлович Родченко [23 ноября (5 декабря) 1891, Петербург - 3 декабря 1956, Москва], российский живописец, график, скульптор, дизайнер, фотограф. Один из основоположников конструктивизма, родоначальник нового вида искусства - дизайна.

Живописец и график. Родченко учился в Казанской художественной школе (1911-1914) у Н. И. Фешина, затем поступил в Строгановское училище в Москве. К этому времени относилось его сближение с деятелями русского авангарда, такими, как В. Е. Татлин, Малевич, Л. С. Попова и другими. С 1916 года началась совместная жизнь Родченко и художницы В. Ф. Степановой, его верной соратницы до конца дней. В 1916 году художник был призван в армию, работал в санитарном поезде. Начиная с выставки "Магазин", организованной в 1916 году Татлиным, экспонировал свои работы на многих выставках. В 1917 году один из организаторов профессионального союза художников-живописцев, где был избран секретарем "молодой федерации". Вместе с Г. Б. Якуловым, Татлиным и другими работал над оформлением кафе "Питтореск" в Москве (1917). С 1918 по 1921 год служил в отделе ИЗО Наркомпроса, заведовал Музейным бюро, был членом художественной коллегии. В конце 1919 года вступил в общество "Живскульптарх" (Комиссия по разработке вопросов живописно-скульптурно-архитектурного синтеза), в 1920 году был одним из организаторов Рабиса. В 1920-1930 годах преподавал на деревообделочном и металлообрабатывающем факультетах Вхутемаса-Вхутеина (в 1928 году факультеты были объединены в один - Дерметфак). С 1921 по 1924 год работал в Институте художественной культуры (Инхук), где сменил в 1921 году Кандинского на посту председателя. В 1930 году был одним из организаторов фотогруппы "Октябрь".

Живопись и графика главенствовали у Родченко на первом этапе его художественной биографии; к 1913 году относятся ранние работы символико-стилизаторского толка, к 1915 году - графические произведения, выполненные при помощи циркуля, линейки и трафарета. Беспредметные картины Родченко родились под влиянием супрематических идей Малевича, но очень скоро он осознал свою индивидуальность, указавшую ему путь, диаметрально противоположный метафизической абстрагированности супрематизма.

Период конструктивизма. В 1918-1921 годах художником были сделаны серии объемных конструкций, основанные на принципе использования стандартных элементов; на второй выставке Обмоху (Общества молодых художников, 1921) была представлена серия из свободно висящих пространственных конструкций, состоящих из врезанных друг в друга плоскостей различной конфигурации (это были сборно-разборные вещи, легко поддающиеся демонтажу и складированию). В первые послереволюционные годы были осуществлены также серии картин и рисунков, развивавших аналитические идеи Родченко о взаимоотношениях цвета, линии и конструкции (циклы "Композиции движений проецированных и окрашенных плоскостей", "Концентрация цвета и форм", "Линии", "Линизм", цикл рисунков "Композиция и конструкция"). Выставленные в 1921 году на групповой выставке "5х5" картины Родченко из серии "Гладкие доски" - "Чистый красный цвет", "Чистый желтый цвет" и "Чистый синий цвет" - ознаменовали конец для художника станковой живописи и начало конструктивизма. Конечной целью графических и живописных экспериментов Родченко был переход к конструированию реальных вещей: создание новых предметов превратилось для него в самую существенную художественную задачу. Родченко и Степанова были среди родоначальников конструктивизма, откристаллизовавшегося в самостоятельное направление в русском авангарде. Еще в 1919 году Родченко представил на конкурс три варианта киоска, где стремился выявить художественные возможности новой функционально-конструктивной основы сооружения (в частности, он одним из первых увидел в оголенном каркасе новаторскую архитектурную форму); затем был черед проектов Дома Советов (1920), общественного здания принципиально нового типа.

Производственное и агитационное искусство. С начала 1920-х годов внимание мастера переключилось на проблемы производственного и агитационного искусства. Родченко приступил к работе в полиграфии; вместе со Степановой он сформировал новый стиль, став классиком конструктивистского оформления книг, журналов, печатной продукции. Им были созданы образцы типографских шрифтов и иллюстрации для ряда издательств, а также для журналов "Кино-фот", "Огонек", Смена", "Книга и Революция", "Пионер", "Современная архитектура" и др.; с 1923 года был оформителем журнала "ЛЕФ", в 1927-1928 годах - "Нового ЛЕФ'а"; в 1933-1941 годах работал совместно со Степановой над оформлением журнала "СССР на стройке". Фотомонтаж стал одним из важнейших художественных средств периода полиграфического конструктивизма Родченко - шедевром мастера может быть признано издание поэмы Маяковского "Про это" (1923), оформленное фотомонтажами. Тогда же началось сотрудничество художника и поэта в области советской рекламы (плакаты, вывески, упаковка, значки, марки и т. д.). Стиль конструктивистского оформления Родченко наложил отпечаток на всю предметно-бытовую среду 1920-х годов. Вскоре доминирующее место в его творчестве заняла фотография; начало этому было положено в 1924 году исполнением ряда портретов (В. В. Маяковского, Н. Н. Асеева, А. М. Довженко, портрета матери и др.). Мастер портрета, репортажной съемки, жанровых снимков, художник отличался новаторским использованием контрастной светотени, а композиционное построение кадров вызвало появление терминов "перспектива Родченко" и "ложная перспектива Родченко". В 1925 году Родченко участвовал в Международной выставке декоративного искусства и художественной индустрии в Париже по четырем разделам и по каждому из них получил серебряную медаль: искусство книги, искусство улицы, театр и ансамбль мебели (проект оборудования Рабочего клуба). Первый опыт сценографии относится к 1920 году, когда художник спроектировал оформление пьесы А. М. Гана "Мы" (постановка не осуществлена); в 1928-1932 годах исполнил эскизы театральных декораций и костюмов для московских театров, в том числе для постановки пьесы Маяковского "Клоп" в театре им. Вс. Мейерхольда (1929).

Возвращение к живописи, фотографии. В 1930-е годы, после декретирования социалистического реализма в качестве единственного стиля и метода, творчество Родченко все чаще и чаще подвергалось шельмованию (травля закончилась исключением мастера из членов Союза советских художников в 1951 году; восстановлен в 1954 году). В середине 1930-х годов возвратился к живописи, написав серию картин на тему цирка и циркачей, со второй половины 1930-х годов и на протяжении 1940-х годов создавал декоративно-беспредметные работы. С 1934 году оформлял совместно со Степановой репрезентативные альбомы и фотоальбомы, выпускаемые по случаю юбилеев и торжественных мероприятий ("10 лет Узбекистана", 1934; "Первая Конная", 1935-1937; "Красная Армия", 1938; "Советская авиация", 1939, и др.). Во время Великой Отечественной войны был эвакуирован вместе с семьей в город Очер, затем в Пермь; возвратился в Москву в 1942 году, работал над проектом художественного оформления выставок. В 1943-1945 годах был главным художником московского Дома техники. В конце 1940-х годов проектировал серию монографических плакатов о В. В. Маяковском, в 1955-1956 годах создал эскизы оформления поэмы Маяковского "Хорошо!" совместно со Степановой.


А. С. Шатских.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2012-06-02. Фотографию Родченко продали за полмиллиона рублей
    Фотография Александра Родченко "Двор" стала топ-лотом фотоаукциона в Москве. Как сообщает РИА Новости, при предварительной оценке 450 - 600 тысяч рублей снимок был продан за 460 тысяч рублей. Торги, на которых была продана фотография, были организованы Российским аукционным домом (РАД) и состоялись 2 июня.



    Новости
    Биографии художников
    Российские художники
    Знаменитые Александры
    Известные фотографы
    Биографии фотографов
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2018
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru