Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайная статья

Интересно
  • Карнавал в Венеции: спектакль на улицах древнего города
  • Хорватия. Тысяча волшебных островов
  • Биография Генри Филдинга (Henry Fielding)

  • Афоризмы Филдинга
  • Биографии писателей
  • Английские писатели
  • Знаменитые люди по имени Генри


  • Генри Филдинг, Фильдинг (Fielding) (22.4.1707, Шарпем-Парк, близ Гластонбери, Сомерсетшнр, - 8.10.1754, Лисабон), английский писатель. Крупнейший представитель литературы английского Просвещения. Принадлежал к старинному аристократическому роду. Учился в Итонском колледже (1719-1727), на филологическом факультете Лейденского университета (Голландия), в 1737-1740 годах - в юридической школе в Темпле (Лондон). С 1748 года мировой судья в Вестминстере. Творческий путь начал как поэт (сатирическая поэма "Маскарад", 1728, издана под псевдонимом Гулливер) и драматург. Разнообразная в жанровом отношении (фарсы, комедии нравов, "балладные оперы" в духе Дж. Гея, политические комедии) драматургия Филдинга отмечена единой сатирической направленностью и всегда острозлободневна: "Щеголь из Темпля" (1730, рус. пер. 1954), "Политик из кофейни, или Судья в своей собственной ловушке" (1730, рус. пер. 1954), "Трагедия трагедий, или Жизнь и смерть Мальчика-с-пальчик" (1731) и др. Объекты сатиры Филдинга - продажность, падение нравов в общественной и частной жизни. Близкий в разоблачительном пафосе Джонатану Свифту, Филдинг, однако, не столь радикален в выводах и часто прибегает к условно-благополучным развязкам. Многим обязанная классицизму, Мольеру, драматургическая техника Филдинга в значительной степени рационалистична: смысловые имена, контрастные пары героев и т.п. Неприкрытая критика правительства Р. Уолпола в политических комедиях "Дон Кихот в Англии" (1734, рус. пер. 1954), "Пасквин. Комедия-сатира на современность" (1736, рус. пер. 1954) и "Исторический календарь за 1736 год" (1737, рус. пер. 1954) послужила причиной принятия в 1737 году закона о театральной цензуре, положившего конец деятельности Филдинга-драматурга.

    Первый роман Филдинга - "История жизни покойного Джонатана Уайльда Великого" (1743, рус. пер. с нем. 1772-1773) ещё тесно примыкает к его комедиям: обилие диалогов и сценических ситуаций, соединение гротеска с реалистичным изображением, актуальный политический подтекст и чёткая дидактическая установка. Новаторскими в искусстве прозы стали его романы-эпопеи ("комический эпос в прозе", по определению Филдинга) - "История приключений Джозефа Эндруса и его друга Абраама Адамса" (1742, рус. пер. с нем. 1772-1773) и "История Тома Джонса, найдёныша" (1749, рус. пер. с франц. 1770-1771). В первом из них, задуманном как пародия на самодовольную в своей ограниченности пуританскую мораль "Памелы" С. Ричардсона (Филдинг также предполагаемый автор пародии о Шамеле Эндрус), Филдинг, отойдя от первоначального замысла, в форме плутовского романа дал широкую панораму жизни английской провинции 18 века. Главный герой книги в основном фигура служебная: достижение Филдинга-реалиста, продолжателя традиций Сервантеса, - образ пастора Адамса, непрактичного, но вполне земного "чудака". В "Томе Джонсе" концепция положительного героя углубляется: подготавливая безусловную победу доброго начала в характере Тома, писатель оставляет за героем возможность заблуждаться и даже совершать заведомо неблаговидные поступки. "... Удивительный знаток быта страны и крайне остроумный писатель" (Максим Горький, История русской литературы, 1939, с. 38), Филдинг пополнил свою сатирическую кунсткамеру колоритными образами самодуров-помещиков, ханжей-священников, аморальных аристократов. Особое место в романах занимают пространные авторские суждения (в форме обращений к читателю), в которых развёрнута просветительская программа реалистического искусства. Роман "Амелия" (1752, рус. пер. с франц., ч. 1-3, 1772-1785) свидетельствовал о растущем социальном пессимизме Филдинга; некоторые мотивы сочинений Филдинга предвещали литературу сентиментализма. В творческое наследие Филдинга органически входит его публицистика. Издавал ряд журналов.

    Генри Филдинг внёс огромный вклад в развитие европейского реалистического искусства, предварив творчество Байрона, Теккерея, Диккенса, Бернарда Шоу. В России известен с конца 18 века; ему даже приписывались некоторые произведения его сестры, Сары Филдинг, и Т. Смоллетта. Влияние Филдинга испытал Гоголь.


    В. А. Харитонов.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье



  • Афоризмы Филдинга
  • Биографии писателей
  • Английские писатели
  • Знаменитые люди по имени Генри

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru