Уильям Моррис (Morris) (24.3.1834, Уолтемстоу, Эссекс, - 3.10.1896,
Лондон), английский художник, писатель, теоретик искусства, общественный
деятель. Учился в Оксфордском университете (1853-1856). С 1856 года работал в
архитектурной мастерской Дж. Э. Стрита в Лондоне. В 1857-1862 годах обратился к
живописи. В 1861-1862 годах организовал совместно с П. Маршаллом и Ч. Фолкнером
художественно-промышленную компанию (кустарные мастерские декоративной росписи,
мебели, тканей, обоев, металлических изделий, витражей, шпалер, вышивок).
Эстетические взгляды Морриса формировались под влиянием учения Т. Карлейля,
лекций Дж. Рескина, а также идей движения прерафаэлитов. Начиная с 1860-х годов
он выступал с романтической критикой буржуазной действительности, видя в
искусстве главное средство ее преобразования и ставя своей целью эстетическое
воспитание масс. Сотрудничая с Ф. М. Брауном, Д. Г. Россетти, Э. Бёрн-Джонсом,
У. Крейном и архитектором Ф. Уэббом, Моррис стремился противопоставить
обезличенному капиталистическому машинному производству индивидуальное
творчество (вместе с тем он был уверен в безграничности эстетических
возможностей машинного производства при социализме), возродить вытесненные
капиталистической индустрией народного ремёсла и т.о. решить проблемы, стоящие
перед современным декоративно-прикладным искусством. В известном смысле Моррис
закладывал основы художественного конструирования, выдвигая на первый план роль
мастера-творца. Изделия мастерских Морриса, оформленные им интерьеры отличаются
определенной функциональной оправданностью и тектонической уравновешенностью
композиции, чёткостью орнамента, стилизующего растительные мотивы, сдержанностью
цветовых сочетаний; рядом черт они предвосхищают стиль "модерн". Деятельность
мастерских во многом способствовала возрождению английского
декоративно-прикладного искусства; однако на практике, сводясь к новому
оформлению буржуазного быта, она входила в неизбежное противоречие с
эстетической программой Морриса. В 1877 году Моррис основал Общество защиты
старинных зданий, в 1890-1891 годах - Келмскоттское издательство, выпускавшее
книги по образцам инкунабул [иллюстрированные Моррисом в духе английских
готических миниатюр "История сверкающей долины" (совместно с У. Крейном) и
"Сочинения Джеффри Чосера" (совместно с Э. Берн-Джонс, 1896]. Тяготением к
средневековым мотивам, романтической стилизацией образов отмечено и литературное
творчество Морриса (поэмы "Защита Гиневры", 1858, и "Земной рай", 1868-1870). С
1880-х годов Моррис играл крупную роль в английском рабочем движении. С января
1883 года член Демократической (с начала 1884 года Социал-демократической)
федерации. После её раскола - один из основателей (1884) Социалистической лиги,
издатель и редактор (1884-1890) её органа "Коммонуэл" ("Commonweal"). Вышел из
лиги после прихода к руководству в ней анархистов. Свои социалистические взгляды
Моррис выразил во многих статьях, революционных стихах, исторической повести
"Сон про Джона Болла" (1888; рус. пер. 1911) и социально-утопическом романе
"Вести ниоткуда, или Эпоха счастья" (1891; рус. пер. - М., 1906), рисующем
будущее счастливое общество.
Г. И. Володина.
Ссылки на эту страницу