Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Таиланд. Законы выживания
Сказочный замок короля Людвика Второго

Биография Уильяма Морриса (William Morris)


Английские поэты
Биографии художников
Английские художники
Биографии поэтов

Уильям Моррис (Morris) (24.3.1834, Уолтемстоу, Эссекс, - 3.10.1896, Лондон), английский художник, писатель, теоретик искусства, общественный деятель. Учился в Оксфордском университете (1853-1856). С 1856 года работал в архитектурной мастерской Дж. Э. Стрита в Лондоне. В 1857-1862 годах обратился к живописи. В 1861-1862 годах организовал совместно с П. Маршаллом и Ч. Фолкнером художественно-промышленную компанию (кустарные мастерские декоративной росписи, мебели, тканей, обоев, металлических изделий, витражей, шпалер, вышивок). Эстетические взгляды Морриса формировались под влиянием учения Т. Карлейля, лекций Дж. Рескина, а также идей движения прерафаэлитов. Начиная с 1860-х годов он выступал с романтической критикой буржуазной действительности, видя в искусстве главное средство ее преобразования и ставя своей целью эстетическое воспитание масс. Сотрудничая с Ф. М. Брауном, Д. Г. Россетти, Э. Бёрн-Джонсом, У. Крейном и архитектором Ф. Уэббом, Моррис стремился противопоставить обезличенному капиталистическому машинному производству индивидуальное творчество (вместе с тем он был уверен в безграничности эстетических возможностей машинного производства при социализме), возродить вытесненные капиталистической индустрией народного ремёсла и т.о. решить проблемы, стоящие перед современным декоративно-прикладным искусством. В известном смысле Моррис закладывал основы художественного конструирования, выдвигая на первый план роль мастера-творца. Изделия мастерских Морриса, оформленные им интерьеры отличаются определенной функциональной оправданностью и тектонической уравновешенностью композиции, чёткостью орнамента, стилизующего растительные мотивы, сдержанностью цветовых сочетаний; рядом черт они предвосхищают стиль "модерн". Деятельность мастерских во многом способствовала возрождению английского декоративно-прикладного искусства; однако на практике, сводясь к новому оформлению буржуазного быта, она входила в неизбежное противоречие с эстетической программой Морриса. В 1877 году Моррис основал Общество защиты старинных зданий, в 1890-1891 годах - Келмскоттское издательство, выпускавшее книги по образцам инкунабул [иллюстрированные Моррисом в духе английских готических миниатюр "История сверкающей долины" (совместно с У. Крейном) и "Сочинения Джеффри Чосера" (совместно с Э. Берн-Джонс, 1896]. Тяготением к средневековым мотивам, романтической стилизацией образов отмечено и литературное творчество Морриса (поэмы "Защита Гиневры", 1858, и "Земной рай", 1868-1870). С 1880-х годов Моррис играл крупную роль в английском рабочем движении. С января 1883 года член Демократической (с начала 1884 года Социал-демократической) федерации. После её раскола - один из основателей (1884) Социалистической лиги, издатель и редактор (1884-1890) её органа "Коммонуэл" ("Commonweal"). Вышел из лиги после прихода к руководству в ней анархистов. Свои социалистические взгляды Моррис выразил во многих статьях, революционных стихах, исторической повести "Сон про Джона Болла" (1888; рус. пер. 1911) и социально-утопическом романе "Вести ниоткуда, или Эпоха счастья" (1891; рус. пер. - М., 1906), рисующем будущее счастливое общество.


Г. И. Володина.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Английские поэты
    Биографии художников
    Английские художники
    Биографии поэтов
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2019
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru