Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайный словарь

Интересно
  • Путешествие в Тунис. От блаженного Августина до Боба Марли
  • Нищета и блеск Лас-Вегаса
  • Биография Ефима Захаровича Копеляна

  • Информация к размышлению
  • Российские актеры
  • Биографии актеров
  • Овны (по знаку зодиака)
  • Знаменитые Ефимы
  • Кто родился в Год Крысы


  • Ефим Захарович Копелян (1912-1975), русский актер театра и кино. Народный артист СССР (1973). Родился 12 апреля 1912 году в белорусском городке Речица. По окончании школы работал слесарем на заводе "Красный путиловец" (Ленинград), в 18 лет поступил на архитектурный факультет Академии художеств. Студентом подрабатывал статистом в Большом драматическом театре, поступил в студию при театре, учился у К. К. Тверского. В студии зарекомендовал себя как характерный актер. Исполнил роли в Интермедиях М. Сервантеса, в "Вечере русских водевилей", Самсона Силыча Большова ("Свои люди сочтемся" Островского), который был отмечен на страницах журнала "Рабочий и театр".

    По окончании студии Копелян был принят в основной состав БДТ. Первые годы в театре не были отмечены особыми удачами. Роли первых пяти лет в БДТ: кинооператор Бурка ("Не сдадимся" С. Семенова, реж. В. Федоров, 1935), дед Гречка ("Дума о Британке" Ю. Яновского, реж. В. Вильнер, 1937), писарь Зазуля ("Кубанцы" В. Ротко, реж. Б. Бабочкин, 1938), Павел ("Царь Потап" А. Копкова, реж. Бабочкин, 1940), "Эдмунд" ("Король Лир" Шекспира, реж. Г. Козинцев, 1941).

    Война застала БДТ в Баку на гастролях. По возвращении театра 4 июля 1941 года в Ленинград Копелян вступил в Народное ополчение, на фронт попасть не успел и остался в "Театре Народного ополчения", который вскоре превратился в "Ленинградский фронтовой агитвзвод". Играл роли в спектаклях, поставленных В. Лебедевым: Луконин ("Русские люди" К. Симонова), Хрипун ("Фронт" А. Корнейчука, 1943), Багратион ("Полководец Суворов" И. Бахтерева и А. Разумовского, 1944).

    11 февраля 1943 года БДТ первым из эвакуированных театров вернулся в Ленинград, с июля Копелян вновь актер БДТ. Играл Эдмунда, который стал у него "жестче и законченнее", Яшу ("Вишневый сад" Чехова, 1944), Алдана ("Любовь земная и небесная" Б. Балаша, реж. Л. Рудник и Е. Лепковская, 1945), Бенедикта ("Много шума из ничего" Шекспира, реж. И. Шлепянов, 1946). В середине 1940-х годов Копелян - "первый отрицательный герой БДТ": Мачек ("Под каштанами Праги" Симонова, реж. Рудник и И. Зонне, 1946), Рождественский ("Верность" Л. Жежеленко и А. Троева, реж. Е. Альтус, 1947), Чекишин ("Успех" Е. Мина, А. Минчковского, реж. М. Королев, 1948). В создании образов отрицательных героев актер реализовал свое стремление к психологической неоднозначности характера. Таковы его Боб Мерфи ("Русский вопрос" Симонова, реж. З. Аграненко, 1947) и одна из лучших ролей - Рюмин ("Дачники" Горького, реж. Бабочкин, 1949). "Честные, надежные герои" Копеляна возникали как герои эпизодов: Джордж Девер ("Джо Келлер и сыновья" А. Миллера, реж. Г. Раппапорт, 1948), молодой ученый Рыжов ("Чужая тень Симонова", реж. Аграненко, 1949), Колдер ("Младший партнер" А. Первенцева, реж. О. Казико, 1951). Актера не миновал и романтический репертуар - Дон Сезар де Базан ("Рюи Блаз" Гюго, реж. И. Ефремов, Казико и Зонне, 1952).

    Роль, стоящая на границе первой и второй половины творческого пути актера, - Ричард Даджен ("Ученик дьявола" Бернарда Шоу, реж. М. Сулимов, 1956). Отвращением к любой фальши, к высоким словам, которые ее прикрывают, Даджен предвосхищал будущих персонажей актера.

    Копелян вошел в неповторимый актерский ансамбль БДТ, с 1956 года у него практически не было проходных ролей. В первых спектаклях Г. А. Товстоногова он сыграл Макса Лескалье ("Шестой этаж" А. Жери), Ведущего ("Когда цветет акация" Н. Винникова, 1956), Меркулова ("Метелица" В. Пановой, реж. Сулимов, 1957). Две следующие роли, также в спектаклях Товстоногова, Марио ("Синьор Марио пишет комедию" А. Николаи, 1958) и Ильин ("Пять вечеров" А. Володина, 1959), относятся к самым значительным созданиям Копеляна. Поразительно было его умение молчать и думать на сцене, тревожа воображение зрителя. В пьесах современных драматургов материал роли не всегда был на уровне, Копелян иногда "поднимал в цене" эти роли, но неубедительный материал не всегда можно было вытянуть: Попов ("Дали неоглядные" Н. Вирты, 1958), Балтиец ("Гибель эскадры" А. Корнейчука, 1959), Старейшина хора ("Иркутская история" А. Арбузова, 1960), Новиков ("Палата" С. Алешина, 1962), полковник Робинс ("Правду! Ничего, кроме правды!" Д. Аля, 1967).

    Исполнение крохотной роли Платона Михайловича Горича в товстоноговском "Горе от ума" (1962) Копелян превратил в событие. В короткие сценические мгновенья актер успевал сыграть человеческую судьбу. Его сильная актерская личность иногда вносила коррективы в режиссерский замысел. Так было с ролью Ромы ("Карьера Артуро Уи" Брехта, реж. Э. Аксер, 1963), которому в исполнении Копеляна "высшая математика" подлости оказывалась недоступной. Истинно народный характер создал Копелян в спектакле "Я, бабушка, Илико и Илларион" Н. Думбадзе и Г. Лордкипанидзе (реж. Р. Агамирзян, 1964). Самой любимой и трудной была для него роль Вершинина ("Три сестры" Чехова, реж. Товстоногов, 1965). Здесь артист раскрывал драму российского интеллигента с благородными порывами и тонкими душевными запросами, которого засосали серые унылые будни. В спектакле "Луна для пасынков судьбы" Юджина О'Нила (реж. Товстоногов, 1967) в роли Джима Тайрона Копеляну одному удается соединить прозаический и поэтический пласты этой пьесы, передать "естественное переплетение в своем герое высокого и грубого, светлого и темного начал". Ярко, сочно, распахнуто, позволяя себе некоторое озорство, сыграл он Савву Морозова в кино ("Николай Бауман", реж. С. Туманов, 1967) и на сцене ("Третья стража", реж. Товстоногов, 1970).

    Среди его других ролей в спектаклях Товстоногова - Кинорежиссер ("Традиционный сбор" В. Розова, 1967), Вустер ("Король Генрих IV" У. Шекспира, 1969), Микич Котрянц ("Ханума" А. Цагарели, 1972), Афанасий ("Прошлым летом в Чулимске" Вампилова, 1974). Перед смертью Копелян прибавил к своим лучшим сценическим созданиям роль Евгения Тулупова ("Три мешка сорной пшеницы" В. Тендрякова, реж. Товстоногов, 1974).

    Копелян много снимался в кино и на телевидении, был блестящим мастером небольших ролей: Рулевой ("Танкер Дербент", 1941), Поп Гапон ("Пролог", 1956), Серго Орджоникидзе ("Кочубей", 1958), Налбандов ("Время, вперед!", 1966), Бурнаш ("Неуловимые мстители", 1967), Бадалян ("Исполняющий обязанности", 1974), Бурцев ("Повесть о человеческом сердце", 1975), Бейбутов ("Ярослав Домбровский", 1976) и др. Среди его лучших ролей в кино Савва Морозов ("Николай Бауман"; премия Всесоюзного кинофестиваля, 1968), Свидригайлов ("Преступление и наказание", 1970). Снимался в телевизионных фильмах "Старая крепость" (1973), "Крах инженера Гарина", "Соломенная шляпка", "Вечный зов".

    Неповторимым было его чтение текста от автора в фильмах "Семь нот в тишине" (1967), "Встречи с Горьким" (1969), "Память" (1971) и телевизионном фильме "Семнадцать мгновений весны" (1973, Государственная премия РСФСР, 1976).

    Ефим Захарович Копелян умер в Ленинграде 6 марта 1975 года.


    Энциклопедия "Кругосвет"

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье



  • Информация к размышлению
  • Российские актеры
  • Биографии актеров
  • Овны (по знаку зодиака)
  • Знаменитые Ефимы
  • Кто родился в Год Крысы

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru