Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Информация о Японии для путешественников
Крит. Рай для гурманов и шопоголиков

Биография Бертольда Брехта (Bertolt Brecht)


Афоризмы Брехта
Немецкие писатели
Биографии писателей
Известные немцы
Немецкие поэты

Бертольт Брехт (Bertolt Brecht) (1898-1956), немецкий драматург и поэт. Родился 10 февраля 1898 года в Аугсбурге. Закончив реальное училище, в 1917-1921 годах изучал философию и медицину в Мюнхенском университете. В студенческие годы написал пьесы "Ваал" (1917-1918) и "Барабаны в ночи" (1919). Последняя, поставленная Мюнхенским камерным театром 30 сентября 1922 года, завоевала премию им. Клейста. Брехт стал драматургом Камерного театра.

Осенью 1924 года переехал в Берлин, получив аналогичное место в Немецком театре у М. Рейнхардта. Примерно в 1926 году стал свободным художником, изучал марксизм. В следующем году вышла первая книга стихов Брехта, а также короткая версия пьесы "Махагони", первая его работа в сотрудничестве с композитором К. Вайлем. Их "Трехгрошовая опера" ("Die Dreigroschenoper") была с огромным успехом показана 31 августа 1928 года в Берлине, а затем по всей Германии. С этого момента вплоть до прихода к власти фашистов Брехт написал пять мюзиклов, известных как "учебные пьесы" ("Lehrstucke"), на музыку Вайля, Хиндемита и Х. Эйслера.

28 февраля 1933 года, на следующий день после поджога рейхстага, Бертольт Брехт покинул Германию и поселился в Дании. В 1935 году он был лишен немецкого гражданства. Брехт писал стихи и скетчи для антинацистских движений, в 1938-1941 годах создал четыре самые крупные свои пьесы - "Жизнь Галилея" ("Leben des Galilei"), "Мамаша Кураж и ее дети" ("Mutter Courage und ihre Kinder"), "Добрый человек из Сезуана" ("Der gute Mensch von Sezuan") и "Господин Пунтила и его слуга Матти" ("Herr Puntila und sein Knecht Matti"). В 1940 году нацисты вторглись в Данию, и Брехт был вынужден уехать в Швецию, а затем в Финляндию; в 1941 году он через СССР уехал в США, где написал "Кавказский меловой круг" ("Der kaukasische Kreidekreis", 1941) и еще две пьесы, а также работал над английской версией "Галилея".

Покинув Америку в ноябре 1947 года, писатель оказался в Цюрихе, где создал свое главное теоретическое произведение "Малый органон" ("Kleines Organon", 1947) и последнюю завершенную пьесу "Дни Коммуны" ("Die Tage der Commune", 1948-1949). В октябре 1948 года он переехал в советский сектор Берлина, и 11 января 1949 года там состоялась премьера "Мамаши Кураж" в его постановке, с женой Еленой Вайгель в заглавной роли. Тогда же они основали собственную труппу, "Берлинер Ансамбль", для которой Брехт адаптировал или поставил примерно двенадцать пьес. В марте 1954 года коллектив получил статус государственного театра.

Бертольт Брехт всегда был спорной фигурой, особенно в расколотой Германии последних лет его жизни. В июне 1953 года, после беспорядков в Восточном Берлине его упрекали в лояльности режиму, и многие западногерманские театры бойкотировали его пьесы. В 1954 году Брехт получил Ленинскую премию.

Умер Брехт в Восточном Берлине 14 августа 1956 года.


Энциклопедия "Кругосвет"

Бертольт Брехт (Brecht) (10.2.1898, Аугсбург, - 14.8.1956, Берлин), немецкий писатель, теоретик искусства, театральный и общественный деятель. Сын директора фабрики. Учился на медицинском факультете Мюнхенского университета. В ноябре 1918 года был членом солдатского совета в Аугсбурге. Начал печататься в 1914 году. Сатирическая антивоенная баллада "Легенда о мёртвом солдате" (1918) принесла Брехту известность. Первые пьесы - "Ваал" (1918, издана в 1922 году), "Барабанный бой в ночи" (1922), "В чаще городов" (1921-1924, издана в 1927 году) - содержат сатирическую полемику с экспрессионизмом. Эти пьесы, а также стихи и песни ("Карманный сборник", 1926; "Домашний сборник", 1927) некоторые критики считали выражением анархо-индивидуалистических взглядов Брехта. Между тем в эти годы он, изучая марксизм-ленинизм, решил посвятить своё творчество социалистической революции. Пьеса "Что тот солдат, что этот" (1927), музыкальная комедия "Махагони" (1927), как и "Трёхгрошовая опера" (1928, музыка К. Вейля), выражают уже резко определённую антикапиталистическую и революционную целеустремлённость. В тот же период Брехт начал разрабатывать теорию "эпического театра", который должен стать театром "эпохи науки и социалистической революции". Назидательные пьесы - "Перелёт через океан" (1929), "Говорящий да и говорящий нет" (1929-1930), "Высшая мера" (1930), "Исключение и правило" (1930), "Горации и Куриации" (1934) - рассчитаны были на постановку не только профессиональными театрами, но и рабочими самодеятельными коллективами. В назидательном духе написаны и драмы "Святая Иоанна скотобоен" (1929-1930, опубликована в 1932 году) и "Мать" (по роману Горького, издана 1933).

После нацистского переворота (1933) Брехт эмигрировал; в 1933-1947 годах жил в Швейцарии, Дании, Швеции, Финляндии, США, где участвовал в общественной жизни эмиграции. Поэзию Брехта этих лет отличает боевая пропагандистская целеустремлённость (сборник "Песни, стихи, хоры", 1934, "Сведенборгские стихи", 1939). Песни Бертольта Брехта ("Марш единого фронта", "Песня о солидарности" и др.), музыка к которым написана Х. Эйслером, приобрели особую популярность в исполнении Э. Буша. "Трёхгрошовый роман" (1934), статья "Пять трудностей пишущего правду" (1934) - первые значительные произведения Брехта - прозаика и публициста. В эмиграции он создал цикл реалистических сцен "Страх и отчаяние в Третьей империи" (1935-1938), героическую драму "Винтовки Тересы Каррар" (1937). Творческие принципы Брехта, стремившегося создать театр, "пробуждающий у зрителей самостоятельное критическое революционное мышление", воплотились в драмах-притчах "Добрый человек из Сезуана" (1938-1940), "Карьера Артуро Уи" (1941, пост. 1959), "Кавказский меловой круг" (1944), в исторических драмах "Мамаша Кураж и её дети" (1939, изд. 1941), "Жизнь Галилея" (1938-1939), "Дни Коммуны" (1947) и в народных комедиях "Господин Пунтилла и его слуга Матти" (1940) и "Швейк во второй мировой войне" (1944).

Вернувшись на родину (1948), Бертольт Брехт вместе с женой - актрисой Е. Вейгель организовал в столице ГДР театр "Берлинер ансамбль". Брехт был избран в "Академию искусств" (1950). Влияние и слава литературного творчества и театра Брехта распространились далеко за пределы ГДР. Пьесы Брехта ставятся во многих театрах Советского Союза. В 1954 году спектакль театра "Берлинер ансамбль" "Мамаша Кураж" получил 1-ю премию на Международном театральном фестивале в Париже. Ученики Брехта плодотворно развивают его художественный опыт и эстетические теории. Теоретические взгляды Брехта изложены в статьях "Народность и реализм" (1938), "Малый органон для театра" (1949) и др. Брехт удостоен Национальной премии ГДР (1949), Международной Ленинской премии "За укрепление мира между народами" (1954).


Л. 3. Копелев.
Большая советская энциклопедия, 1969-1978.

  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    Личная жизнь
    2018-02-09 13:54:10

    В 1922 году Брехт женился на актрисе и певице Марианне Цофф, в этом браке в 1923 году у него родилась дочь Ханна, ставшая актрисой (известна как Ханна Хиоб) и сыгравшая на сцене многих его героинь; ушла из жизни 24 июня 2009 года. Цофф была старше Брехта на пять лет, добросердечна и заботлива и в известной мере, пишет Шумахер, заменила ему мать. И тем не менее этот брак оказался непрочным: в 1923 году Брехт познакомился в Берлине с молодой актрисой Еленой Вайгель, родившей ему сына Штефана (1924—2009). В 1927 году Брехт развёлся с Цофф и в апреле 1929-го официально оформил свои отношения с Вайгель; в 1930 году у них родилась дочь Барбара, также ставшая актрисой (известна как Барбара Брехт-Шалль).

    Кроме законных детей, у Брехта был внебрачный сын от его юношеской любви — Паулы Банхольцер; родившийся в 1919 году и названный Франком в честь Ведекинда, старший сын Брехта остался с матерью в Германии и погиб в 1943 году на Восточном фронте.

    Болезнь и смерть
    2018-02-09 13:56:26

    Общий упадок сил был налицо уже весной 1955 года: Брехт резко постарел, в свои 57 лет он ходил, опираясь на трость; в мае, отправляясь в Москву, он составил завещание, в котором просил, чтобы гроб с его телом нигде публично не выставляли и над могилой не произносили прощальные слова.

    Весной 1956 года, работая над постановкой «Жизни Галилея» в своём театре, Брехт пережил инфаркт миокарда; поскольку инфаркт был безболезненным, Брехт его не замечал и продолжал работать. Усиливавшуюся слабость он объяснял себе усталостью и в конце апреля отправился на отдых в Букков. Однако самочувствие не улучшалось. 10 августа Брехт приехал в Берлин на прогоны спектакля «Кавказский меловой круг» к предстоящим гастролям в Лондоне; с вечера 13-го его состояние начало ухудшаться.

    На следующий день приглашённый близкими врач диагностировал обширный инфаркт, но «скорая помощь» из правительственной клиники прибыла слишком поздно. 14 августа 1956 года, за пять минут до полуночи, Бертольт Брехт скончался на 59-м году жизни.

    Рано утром 17 августа Брехт был похоронен, согласно завещанию, на небольшом Доротеенштадтском кладбище недалеко от дома, в котором он жил. В церемонии похорон, кроме членов семьи, участвовали только самые близкие друзья и коллектив театра «Берлинер ансамбль». Как того и хотел драматург, речи над его могилой не произносились. Лишь несколько часов спустя состоялась официальная церемония возложения венков.

    На следующий день, 18 августа, в здании Театра на Шиффбауэрдамм, где с 1954 года располагался «Берлинер ансамбль», было организовано траурное собрание; Ульбрихт зачитал официальное заявление президента ГДР В. Пика в связи со смертью Брехта, от себя же добавил, что руководство ГДР предоставило Брехту «для осуществления всех его творческих планов» руководство театром, он получил в Восточной Германии «все возможности говорить с трудящимися». Литературовед Ганс Майер, хорошо знавший цену его словам, отметил на этом «абсурдном торжестве» только три искренних момента: «когда Эрнст Буш пел мёртвому другу их общие песни», а скрытый за кулисами Ганс Эйслер аккомпанировал ему на фортепиано.

    Добавить комментарий к статье




    Афоризмы Брехта
    Немецкие писатели
    Биографии писателей
    Известные немцы
    Немецкие поэты
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2018
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru