Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Карнавал в Венеции: спектакль на улицах древнего города
Хорватия. Тысяча волшебных островов

Биография Иоганна Готфрида Гердера


Афоризмы Гердера
Биографии писателей
Немецкие писатели
Немецкие философы
Биографии философов

Иоганн Готфрид Гердер (Herder) (25.8.1744, Морунген, Восточная Пруссия, - 18.12.1803, Веймар), немецкий философ, писатель-просветитель. По окончании теологического факультета Кёнигсбергского университета в 1764-1769 годах был пастором в Риге. В 1770-1771 годах в Страсбурге сблизился с молодым Гёте. С 1771 года придворный проповедник в Бюккебурге, с 1776 года - в Веймаре. Его сочинение "Идеи к философии истории человечества" (ч. 1-4, 1784-1791, сокращенный рус. пер. 1829) проникнуто идеей своеобразия различных эпох человеческой истории, стремлением понять их как нечто органически вырастающее на определённой национальной почве и в специфическом переплетении природных условий и культурных традиций. Высшим принципом развития человечества Гердер считал осуществление гуманности, т.е. разума и справедливости ("Письма о поощрении гуманности", 1794-1797). Видя в гуманности отличительный принцип человека, изначально присущий ему и характеризующий его природу, Гердер рассматривает в связи с этим положение человека в органическом мире как "первого вольноотпущенника природы", имеющего двоякое происхождение - естественное и духовное; с точки зрения этих идей Гердер рисует широкую картину развития человечества от древности (Китай, Индия и др. страны Древнего Востока) до 14 века.

В работах "О новейшей немецкой литературе. Фрагменты" (1766-1768), "Критические леса" (1769) Гердер рассматривает литературный процесс в зависимости от исторического и духовного развития каждого народа. В работах "Исследование о происхождении языка" (изд. 1772, рус. пер. 1909), "Шекспир" и "Отрывок из переписки об Оссиане и песнях древних народов" (опубликован в сборнике "О немецком характере и искусстве", 1773, изд. совместно с Гёте) Гердер создаёт теорию народной поэзии, ставшую литературным манифестом "Бури и натиска". В сборнике "Народные песни" (1778-1779; 2 изд. "Голоса народов в песнях", 1807) Гердер включил народные песни всего мира, расположив их тематически, чтобы доказать равенство народов в их поэтическом самовыражении. В работе "О влиянии поэтического искусства на нравы народов в старые и новые времена" (1781) Гердер выдвинул теорию гения, творчество которого всегда самобытно. Подготовив своим учением движение романтизма, Гердер в 1790-е годы выступал, однако, против характерной для романтизма идеализации средневековья. В последние годы жизни Гердер с позиций эмпиризма резко полемизировал с теорией познания и эстетикой Иммануила Канта "критического периода" ("Метакритика критики чистого разума", 1799; "Каллигона", ч. 1-3, 1800).

В России творчеством Гердера увлекались в кружке Николая Михайловича Карамзина; отчасти это объясняется тем, что Гердер уделял значительное внимание изучению культуры славянских стран, в частности фольклора славянских народов.

Философско-исторические идеи Гердера сыграли выдающуюся роль в становлении принципов историзма, оказав влияние на немецкий романтизм и философию истории Гегеля. Сенсуалистско-эмпирический характер антропологии Гердера получил развитие у Людвига Фейербаха.


Н. П. Банникова.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Афоризмы Гердера
    Биографии писателей
    Немецкие писатели
    Немецкие философы
    Биографии философов
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2018
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru