Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Биография Мариуса Ивановича Петипа (Marius Petipa)


Дуэлянт, трудяга, гений

Мариус Иванович Петипа (Marius Petipa) Мариус Иванович Петипа (Marius Petipa) (1818-1910), артист балета и балетмейстер, француз по происхождению, работавший преимущественно в России, где балет второй половины 19 века принято называть "эпохой Петипа".

Родился в Марселе 27 февраля (11 марта) 1818 года в семье артистов балета, учился у отца - Жана-Антуана Петипа (в начале 1830-х годов также у Огюста Вестриса). В детстве и юности разъезжал по Франции с труппой отца, гастролировал в США, в 1842-1846 годах работал в Мадриде. В 1847 году Петипа был приглашен в Петербург и до конца жизни работал здесь в качестве артиста балета, с 1862 года - балетмейстера, а с 1869 года - главного балетмейстера. Дебютировал в октябре 1847 года в роли Люсьена в балете Ж. Мазилье "Пахита" (музыка Э. Дельдевеза), который перенес из Парижа. В дальнейшем исполнял ведущие роли в балете Мазилье "Сатанилла" (музыка Н. Ребера и Ф. Бенуа), балетах Ж. Перро "Эсмеральда" (музыка Ц. Пуни), "Фауст" (музыка Пуни и Дж.Паниццы), "Корсар" (музыка Адана), а также в собственных постановках. Сочинив на рубеже 1850-х и 1860-х годов ряд одноактных спектаклей, в 1862 году прославился постановкой "Дочери Фараона" (музыка Пуни), поразившей зрелищностью и танцевальным богатством. С этого момента и на протяжении последующих десятилетий был автором 56 оригинальных спектаклей и 17 новых редакций чужих балетов. Постепенно, от постановки к постановке складывались и утверждались каноны т.н. "большого балета", спектакля, где фабула излагалась в пантомимных сценах, а танец, в частности большие классические ансамбли, служил раскрытию внутренней темы. На протяжении всей второй половины 19 века Петипа не прекращал поисков танцевальной образности. Обобщенный образ рождался в развитии пластических тем, благодаря сочетанию движений, комбинациям рисунков, разнообразию ритмов. Петипа достиг многого еще в период работы с композиторами, чья музыка была далека от симфонизма, например, в "Баядерке" (музыка Л. Минкуса, 1877), где поставил, в частности, знаменитое grand pas "Теней" в сцене загробного царства. Но высшим его достижением стали спектакли, созданные в союзе с Чайковским ("Спящая красавица", 1890; отдельные эпизоды "Лебединого озера", 1895) и Глазуновым ("Раймонда", 1898).

Несмотря на то, что к началу 20 века монументальные постановки Петипа представлялись новому поколению балетмейстеров, прежде всего М. М. Фокину, устаревшими (и они окрестили их "старым" балетом, противопоставив им свой - "новый"), традиции "большого балета" Петипа сохранили свое значение и в 20 веке. На русской сцене живут его лучшие спектакли, а некоторые идут и в крупнейших театрах мира. Кроме того, уже в середине 20 века в искусстве нового поколения хореографов, среди которых первое место занимает Джордж Баланчин, выработанные Петипа выразительные средства предстали полностью обновленными и легли в основу современного балета.

Мариус Иванович Петипа умер в Гурзуфе 1 (14) июля 1910 года.



  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    Семья
    2016-03-06 16:42:55

    Первая жена — Мария Суровщикова, русская артистка балета, солистка Императорских театров. Их брак продолжался 15 лет — с 1854 по 1869 год. Дети — Мария (р. 1857), русская артистка балета, солистка Императорских театров; Иван (р. 1859).

    Вторая жена — Любовь Савицкая, дочь известного актёра Леонида Леонидова, артистка балета Императорских театров. Их брак продолжался с 1882 года и до кончины балетмейстера. Дети — Надежда (р. 1874), Евгения (р. 1877), Виктор (р. 1879), Любовь (р. 1880), Марий (р. 1884), Вера (р. 1885).

    Также Мариус Петипа имел внебрачных детей — сына Мариуса Петипа (р. 1850), ставшего драматическим актёром, от актрисы Терезы Бурден и девочку, от работницы театра, с которой он жил долгое время.

    Добавить комментарий к статье




    Дуэлянт, трудяга, гений
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru