|
Биография Поля Делароша (Paul Delaroche)
• Французские художники
• Биографии художников
Поль Деларош (Delaroche) (1797-1856) - знаменитый французский
исторический живописец. Настоящее его имя было Ипполит, именем Поль его звали в
семействе, и оно удержалось за ним у современников и в истории искусства. Отец
Делароша был эксперт по части картин, а дядя служил консерватором кабинета
гравюр в Парижской Публичной библиотеке, благодаря чему будущий живописец
родился и развивался в артистической атмосфере. Чувствуя вначале влечение к
пейзажной живописи, он учился ей у Вателе, но вскоре перешел от него к
историческому живописцу К. Деборду, а потом в течение четырех лет работал под
руководством барона Гро. Впервые явился перед публикой в Парижском салоне 1822
года с картиной "Иосавефа спасает Иoaca" (находится в Луврском музее), еще
сильно отзывающейся несколько напыщенной манерой Гро, но уже свидетельствовавшей
о выдающемся даровании художника. В последовавших произведениях: "Любовь
Филиппо Липпи к его натурщице-монахине", "Кардинал архиепископ Винчестерский
допрашивает Жанну д'Арк в ее темнице",
"Св. Винцент де Поль держит проповедь перед двором Людовика XII" и несколько
других, выставленных в салоне 1824 года, Деларош уже в значительной степени
свободен от влияния своего учителя и вообще от академической рутины, вполне
отделаться от которой ему удается в дальнейших своих работах: "Смерть президента
Дуранти" (находится в зале заседаний французского Государственного совета),
"Кончина английской королевы Елизаветы" (находится в Луврском музее), "Мисс
Макдональд подает помощь последнему претенденту после битвы при Кюлодене, 27
апреля 1746 года" и пр. Примкнув к новым идеям главы романтической школы,
Делакруа, он, руководимый светлым умом и
тонким эстетическим чувством, осуществлял эти идеи в своем творчестве с
воздержанностью, остерегаясь преувеличивать драматизм изображаемых сцен, не
увлекаясь чрезмерно резкими эффектами, глубоко обдумывая свои композиции и
разумно пользуясь превосходно изученными техническими средствами. "Дети
английского короля Эдуарда IV в лондонском Тауэре", "Кардинал везет за собой
своих пленников Сен-Марса и де-Ту",
"Мазарини, умирающий среди придворных
кавалеров и дам", "Кромвель перед гробом
короля Карла Стюарта" (первый экземпляр - в Нимском музее, повторение - в
Кушелевской галерее, в Петербургской Академии художеств), "Казнь Иоанны Грей",
"Убийство герцога Гиза" и др. картины Делароша на сюжеты, заимствованные из
английской и французской истории, были встречаемы единодушной хвалой критиков и
вскоре делались популярны благодаря изданию в гравюрах и литографиях. В 1832
году Деларош приобрел уже такую известность, что был избран в члены института. В
следующем году он получил должность профессора в Парижском училище изящных
искусств, в 1834 году отправился в Италию, где женился на единственной дочери
живописца О. Верне и провел три года. По возвращении своем в Париж выставил в
салоне 1837 года: "Лорда Стаффорта, идущего на казнь", "Карла Стюарта,
оскорбляемого кромвелевскими солдатами" и "Св. Цецилию", и с тех пор уже не
участвовал в публичных выставках, предпочитая показывать свои готовые
произведения любителям искусства у себя в мастерской. В 1837 году принялся за
главный труд всей своей жизни - колоссальную стенную картину (15 м длиной
и 4,5 м шириной), занимающую собой полукруглую трибуну в актовой зале Училища
изящных искусств и вследствие того известную под названием "Полукружия"
("Hemicycle"). Он представил здесь в величественной многофигурной композиции
аллегорические олицетворения образных искусств, раздающие наградные венки в
присутствии сонма великих художников всех народов и времен, начиная глубокой
древностью и кончая ХVII столетием. По завершении (в 1841 году) этого
монументального произведения, прекрасно гармонирующего с архитектурой залы, как
нельзя более соответствующего ее назначению, отличающегося красотой и
разнообразием группировки, блеском красок и виртуозностью исполнения, Деларош
продолжал работать неустанно, постоянно совершенствуясь и стараясь отделаться от
последних следов эмфаза, наложенных на него воспитанием. В это время он брал
темы для своих картин преимущественно из священной и церковной истории, а после
вторичной поездки в Италию (в 1844 году) писал сцены из тамошнего быта и,
наконец, по смерти своей жены (в 1845 году) особенно полюбил сюжеты трагические
и такие, которые выражают борьбу великих характеров с неумолимой судьбой.
Замечательнейшими произведениями Делароша за последний период его деятельности
могут считаться: "Снятие со креста", "Богоматерь во время шествия Христа на
Голгофу", "Богоматерь у подножия креста", "Возвращение с Голгофы", "Мученица
времен Диоклетиана" (находится в Михайловском дворце в Петербурге),
"Мария Антуанетта после объявления ей
смертного приговора", "Последнее прощание жирондистов",
"Наполеон в Фонтенебло" (находится в
Лейпцигском музее) и оставшаяся неоконченной "Скала св. Елены". Деларош
превосходно писал портреты и увековечил своей кистью физиономии многих
выдающихся людей своей эпохи, например папы Григория XVI, Гизо, Тьера,
Шангарнье, Ремюза, Пурталеса, певицы Зонтаг и др. Лучшие из современных ему
граверов: Рейнольдс, Прюдон, Ф. Жирар, Анрикель-Дюпон, Франсуа, Э. Жирарде,
Меркури и Каламатта считали для себя лестным воспроизводить его картины и
портреты.
Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А.
Поль Деларош (Delaroche) (настоящее имя Ипполит) (17.7.1797, Париж, -
4.11.1856, там же), французский живописец. Ученик А. Гро. Картины Делароша
("Дети Эдуарда IV", 1831, Лувр, Париж; "Убийство герцога Гиза", 1834, Музей
Конде, Шантийи) изображают главным образом драматические эпизоды средневековой
истории. Натуралистическая тенденция - прозаически-будничная, поверхностная
трактовка исторических событий, стремление к внешнему правдоподобию обстановки,
костюмов и бытовых деталей - сочетается в творчестве Делароша с
занимательностью романтических сюжетов, идеализацией королей, знати и феодальных
нравов. Деларошу принадлежат также огромная роспись с изображением художников
прошлого в Школе изящных искусств в Париже ("Гемицикл", 1837-1841), ряд
портретов и религиозных композиций.
С. В. Морозова.
Большая советская энциклопедия.
Ссылки на эту страницу
Добавить комментарий к статье
• Французские художники
• Биографии художников
Ссылка на эту страницу:
|
|