| ||||
Биография Иоганна Георга Гамана (Hamann) • Биографии философов • Биографии писателей • Немецкие писатели • Немецкие философы Иоганн Георг Гаман (Johann Georg Hamann) (1730-1788), немецкий мыслитель, которого называли "северным магом", родился в Кёнигсберге (Восточная Пруссия) 27 августа 1730 года. Его ранние занятия, как и вся последующая жизнь, носили несистематический характер, но вдохновлялись страстным поиском истины безо всякой утилитарной цели. Гаман вел беспокойную жизнь, менял места работы и жительства, некоторые из наиболее плодотворных идей пришли к нему в Англии, где он жил с апреля 1757 по июль 1758 года. Среди его книг - "Сократические достопримечательности" ("Sokratische Denkwurdigkeiten", 1759); "Крестовые походы филолога" ("Kreuzzuge des Philologen", 1762); "Метакритика пуризма разума" ("Metakritik uber den Purismus der Vernunft", 1784, опубл. в 1800 году); "Мысли о моем жизненном пути" ("Gedanken uber meinen Lebenslauf", 1759, опубл. в 1821 году). Сочинения Гамана фрагментарны и несистематичны, состоят из афоризмов, часто носят характер пророчеств и загадочны по содержанию и способу выражения. Умер Гаман в Мюнстере 21 июня 1788 года. Гаман был пророком литературного движения "Буря и натиск" и оппонентом Просвещения. В противовес рационализму Канта подчеркивал значение продуктивной способности чувств. Разделение разума и чувств, играющее существенно важную роль в системе Канта, ввиду его абстрактности представлялось Гаману стерильным и противоречащим нашему языку, в котором эти две "противоположности" слиты. Гаман любил ссылаться на концепцию тождества противоположностей Джордано Бруно (опиравшегося на Николая Кузанского); он обладал поразительной способностью постигать единство вещей, которые анализирующий разум видит четко разделенными, и обвинял философов в разъединении того, что объединено Богом. Всякое познание и действие, по Гаману, должно исходить из конкретных вещей и конкретной личной связи с вещами - веры. Разум вторичен: nil in intellectu quod non antea in sensu (нет ничего в интеллекте, чего бы не было прежде в чувствах). Природа и откровение (включающие историю и традицию) являются истинными источниками всякого знания. Гаман был гением вдохновения и оказал непосредственное и глубокое влияние на И. Гердера, познакомив его с английской литературой, особенно с произведениями Шекспира и "Оссианом" Макферсона; передал Гердеру и движению "Бури и натиска" (через них всему движению романтизма) свои взгляды на сущность языка и поэзии ("поэзия - первоначальный язык человечества"), склонность к иррациональному и интуитивному, учение о "тотальности" (всецелой вовлеченности), превознесение исступления, страстности, гения, веру в ценность человека как такового и преклонение перед чувством, верой и силами природы. Глубоко религиозный человек, хотя и не принимавший ни ортодоксальных, ни пиетистских взглядов, которые господствовали в его время, Гаман стремился увидеть и открыть божественное начало в вещах и человеческих существах. Его идеи оказали влияние на философию 19 века - Шеллинга, Гегеля, Кьергегора, а также на творчество Гёте. Энциклопедия "Кругосвет" Добавить комментарий к статье • Биографии философов • Биографии писателей • Немецкие писатели • Немецкие философы
Ссылка на эту страницу: |
|
|||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |