Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Самое популярное

Интересно

Италия. Вы захотите сюда вернуться
Бейрут. Город пяти имен

Биография Никола Буало (Nicolas Boileau)


Афоризмы Буало
Французские поэты
Биографии поэтов
Скорпионы (по знаку зодиака)
Известные французы

Никола Буало, Буало-Депрео (Boileau-Despreaux) (1.11.1636, Париж, - 13.3.1711, там же), французский поэт, критик, теоретик классицизма. Выходец из буржуазно-чиновничьей среды. Изучал в Сорбонне богословие, затем право. В 1660-1666 годах написал 9 сатир на житейские, моральные и литературные темы. В них зло высмеиваются прециозная литература и бурлеска. Критике прециозной литературы посвящен диалог "Герои романов" (1665, издан 1701). "Рассуждение об оде" (1693) и "Критические размышления по поводу некоторых мест у ритора Лонгина" (1694) связаны с так называемым "спором древних и новых". Буало отстаивал превосходство древних над современными авторами. Основные эстетические принципы французского классицизма сформулированы Буало в поэме "Поэтическое искусство" (1674). Эстетика Буало проникнута рационализмом: прекрасное для него тождественно разумному. Положив в основу своей поэтики принцип "подражания природе", Буало ограничивает его изображением абстрактно всеобщего, типического, исключающего всё индивидуальное, изменчивое. Согласно Буало, такой характер "подражания природе" был присущ античному искусству, которое рассматривается им как абсолютная эстетическая норма (Аристотель, особенно Гораций). Буало устанавливает незыблемые правила "хорошего вкуса", народную поэзию третирует как искусство "вульгарное", "варварское", "площадное". Буало выдвинул требование соблюдения в драме закона трёх единств - места, времени, действия. Большое внимание Буало уделяет вопросам художественной формы как проявления разума писателя. Нормативный характер эстетики Буало сказался в теории жанров. Никакого смешения возвышенного и низменного, трагического и комического, героического и шутовского эстетика Буало не допускает.

Поэтика Никола Буало оказала влияние на эстетическую мысль и литературу 17-18 веков многих европейских стран. В России эстетике Буало следовали Кантемир, Сумароков, особенно В. К. Тредиаковский, который в 1752 году перевёл "Поэтическое искусство" на русский язык.


В. Я. Бахмутский.
Большая советская энциклопедия.

Николай Буало-Депрео (Boileau-Despreaux) - французский поэт и критик, родился 1 ноября 1636 года в Париже, получил основательное научное образование, изучал сначала правоведение и богословие, но потом исключительно предался изящной словесности. На этом поприще он уже рано приобрел известность своими "Сатирами". В 1677 году Людовик XIV назначил его своим придворным историографом, вместе с Расином, сохранив свое расположение к Буало, несмотря на смелость его сатир. Лучшими сатирами Буало считаются 8-я ("Sur l'homme") и 9-я ("A son esprit"). Кроме того, он написал множество посланий, од, эпиграмм и т. д., отличающихся изяществом стиха; им недостает, однако, истинного поэтического порыва. Но выдающимся значением в истории французской литературы Буало обязан своей дидактической поэме в 4-х песнях: "L'art po e tique", которая является наиболее полным выражением положений ложно-, или новоклассической, школы. Буало исходит из убеждения, что в поэзии, как и в других сферах жизни, выше всего должен быть поставлен bon sens, разум, которому должны подчиниться фантазия и чувство. Как по форме, так и по содержанию поэзия должна быть общепонятна, но легкость и доступность не должны переходить в пошлость и вульгарность, стиль должен быть изящен, высок, но, в то же время, прост и свободен от вычурности и трескучих выражений. Как критик, Буало пользовался недосягаемым авторитетом и оказал громадное влияние на свой век и на всю поэзию XVIII столетия, пока на смену ей не явился романтизм. Он с успехом низвергал раздутые знаменитости того времени, осмеивал их жеманство, сантиментальность и вычурность, проповедовал подражание древним, указывая на лучшие образцы тогдашней французской поэзии (на Расина и Мольера), и в своем "Art poe tique" создал кодекс изящного вкуса, который долгое время считался обязательным в французской литературе ("Законодатель Парнаса"). Таким же бесспорным авторитетом Буало являлся и в русской литературе конца XVIII столетия. Наши представители псевдокласизма не только слепо следовали правилам литературного кодекса Буало, но и подражали его произведениям (например сатира Кантемира "К уму моему" есть сколок "A son e sprit" Буало).

Своей комической поэмой "Le Lutrin" Буало хотел показать, в чем должен заключаться истинный комизм и выразить протест против полной грубых фарсов комической литературы того времени, угождавшей невежественному вкусу значительной части читателей; но заключая в себе некоторые забавные эпизоды, поэма лишена живой струи истинного юмора и отличается скучными длиннотами. В старости Буало вмешался в очень важный для того времени спор о сравнительном достоинстве древних и новых авторов. Сущность спора заключалась в том, что одни доказывали превосходство новых французских поэтов над древними греческими и римскими, так как они сумели соединить красоту античной формы с разнообразием и высокой нравственностью содержания. Другие же были убеждены, что никогда французские писатели не превзойдут своих великих учителей. Буало вначале долго воздерживался сказать свое веское слово, но наконец выпустил в свет комментарии к сочинениям Лонгина, в котором является горячим поклонником древних классиков. Однако, защита его не имела ожидаемого результата и французское общество продолжало предпочитать самого Буало Горацию. Имя Буало обыкновенно ставится рядом с именами Расина и Мольера, с которыми его связывала тесная дружба. И надо отдать справедливость нравственному характеру Буало, в котором не замечается мелкая зависть к его знаменитым современникам. Наоборот, Буало первый защищал Расина, когда все напали на него за "Федру"; такую же поддержку он оказал Мольеру, угадав своим тонким критическим чутьем превосходство последних над популярной в то время, теперь забытой плеяде писателей вроде Шапелена и др. Нельзя не отметить в характере Буало еще одну черту - то, что вследствие увечья, случившегося еще в детстве, Буало никогда не знал женщин. Этим объясняется ставившаяся ему часто в упрек сухость, отсутствие теплых тонов в его поэзии, нападки на любовь и женщин и общий сдержанный, холодный характер стиля. Никола Буало умер в Париже 13 марта 1711 года.


Энциклопедический словарь. Брокгауз Ф. А., Ефрон И. А.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Афоризмы Буало
    Французские поэты
    Биографии поэтов
    Скорпионы (по знаку зодиака)
    Известные французы
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2018
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru