Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайная статья

Интересно
  • Рассказы о Праге
  • Мадейра - ботанический сад Бога
  • Биография Карела Чапека

  • Афоризмы Чапека
  • Фотографии Чапека
  • Отзывы о Кареле Чапеке
  • Новости
  • Биографии писателей
  • Люди с фотографиями
  • Чешские писатели
  • Козероги (по знаку зодиака)


  • Добавить отзыв о человеке

    Карел Чапек (9.1.1890, Мале-Сватонёвице, - 25.12.1938, Прага), чешский писатель. Окончил философский факультет Пражского университета (1915). Печатался с 1907 года. Большая часть ранних рассказов 1908-1913 годов (вошли в сборники "Сад Краконоша", 1918; "Сияющие глубины", 1916) написана совместно с братом Й. Чапеком.

    Трагические события Первой мировой войны 1914-1918 годов определили напряжённые поиски Чапеком критерия истины, его размышления над философскими проблемами и стремление открыть источник противоречий жизни: сборники рассказов "Распятие" (1917), "Мучительные рассказы" (1921), близкие к экспрессионизму. Однако эти поиски совпали с влиянием на писателя философии прагматизма и релятивизма, представлений о "множественности" истин ("каждый прав по-своему"). Не принимая революционную борьбу, Чапек склонился к морально-этическому гуманизму. Многие его произведения, в том числе лирическая комедия "Разбойник" (1920), строятся как сопоставление несколько "правд"; Чапек мыслит как бы одновременно несколькими вариантами, сохраняя, однако, свой этический идеал.

    Мировую известность Чапеку принесли социально-фантастические произведения (драмы "R. U. R.", 1920, - о восстании роботов; слово "робот" придумано Чапеком; "Средство Макропулоса", 1922; романы "Фабрика Абсолюта", 1922, и "Кракатит", 1924). Научно-фантастические допущение об открытии или изобретении, способном быстро изменить условия жизни человечества, служит построению своего рода мысленного социально-философского эксперимента, созданию искусственных обстоятельств, в которых с особой наглядностью предстают те или иные философские проблемы и тенденции современной жизни. Значит, место занимает критика бесчеловечности, милитаризма, церкви, однако стихийный характер буржуазных социально-экономических процессов абсолютизируется Чапеком как черта развития человечества вообще. Драмы и романы Чапека носят характер иронической и сатирической утопий - предостережений о катастрофическом потенциале, заключённом в социальной и международной конфликтности современного бытия, и об опасности дегуманизирующих тенденций. Наряду с реалистической тенденцией у Чапека порой сказывается заданность философских тезисов.

    В начале 1920-х годов Чапек создаёт путевые очерки "Письма из Италии" (1923) и "Письма из Англии" (1924) и др., отличающиеся реалистической конкретностью образных характеристик и лирическим юмором.

    Во 2-й половине 1920-х - начале 1930-х годов Чапек сближается с Т. Г. Масариком; с усилением в сознании писателя буржуазно-демократических иллюзий в его творчестве нарастают кризисные явления (пьеса братьев Чапеков "Адам-творец", 1927). Чапек временно отходит от больших социальных и политических проблем и конфликтов; пишет преимущественно юмористические произведения малых жанров (сборники "Рассказы из одного кармана", "Рассказы из другого кармана", оба - 1929). Философско-юмористическим переосмыслением известных библейских сюжетов является книга "Апокрифы" (1932).

    Обострение социальных противоречий и "животная доктрина" фашизма обнажили перед Чапеком несостоятельность тезиса "каждый прав по-своему". Философское преодоление релятивизма отразилось в трилогии "Гордубал" (1933), "Метеор", "Обыкновенная жизнь" (обе - 1934). Перед угрозой новой военной опасности Чапек приходит к активным антифашистским выступлениям, к критике правящих кругов Чехословакии: открыто выражает симпатии к СССР. Вершина творчества Чапека - роман "Война с саламандрами" (1936), в котором традиционный для него протест против обесчеловечивания человеческих отношений выливается в сатиру на жизнь буржуазного общества, милитаризм, на расовую теорию и политику фашизма. Роман соединяет в себе черты мистифицированного научно-фантастического жанра, зоологической притчи, социальной утопии, политического памфлета и насыщен пародийными формами. Антифашистская и антивоенная направленность и поиски идеала "цельного человека", способного к борьбе, определили содержание драмы "Белая болезнь" (1937), повести "Первая спасательная" (1937), последней пьесы Чапека "Мать" (1938).

    Переживания Чапека в связи с Мюнхенским соглашением 1938 года и травля, которой он подвергся со стороны фашистских и профашистских элементов в период "второй республики", обострили болезнь писателя, ускорив его смерть. Творчество Чапека оказало значительное влияние на развитие современной социальной фантастики и явилось заметным вкладом в мировую классическую литературу. В Чехословакии существуют два музея Чапека: загородный дом-музей "На стржи" и мемориальный музей на родине писателя.


    С. В. Никольский.

    Карел Чапек (1890–1938), чешский писатель. Родился 9 января 1890 года в Мале Сватонёвице, Чехия. Изучал философию в Праге, Берлине и Париже; удостоен степени доктора философии в 1915 году.

    Мировую известность принесла Чапеку его драматургия, своим успехом обязанная умению автора рассуждать на серьезные темы с немалой долей юмора. В самой знаменитой пьесе Чапека "R.U.R" (1921) едко высмеивается машинная – и машиноподобная – цивилизация. Написанная совместно с братом Йозефом комедия "Из жизни насекомых" (1921) изобличает алчность, тунеядство, себялюбие и солдафонство. В пьесе "Средство Макропулоса" (1922) забавно доказывается утомительность вечной жизни. Пьесы "Белая болезнь" (1937) и "Мать" (1938) обращаются к теме диктатуры и войны, но им явно недостает юмора, столь характерного для предыдущих произведений Чапека, – видимо, потому, что они написаны в канун Второй мировой войны.

    Общественные вопросы, всегда занимавшие Чапека-драматурга, нашли выражение и в его романах. В "Кракатит" (1924) изобретается взрывчатка, способная уничтожить весь мир; в "Войне с саламандрами" (1935) обученные людьми морские чудовища угрожают самому существованию человечества. Знаменитая трилогия – "Гордубал" (1933), "Метеор" (1934), "Обыкновенная жизнь" (1935) – посвящена проблемам частной жизни.

    "Письма из Италии" (1923), "Английские письма" (1924), "Прогулка к испанцам" (1930), "Открытки из Голландии" (1932), "Путешествие на Север" (1936) – шутливые путевые дневники. "Сказки и веселые истории" (1932), "Дашенка, или Житие щенка" (1933) и "Были у меня собака и кошка" (1939) – забавные рассказы для детей. В числе иных произведений: "Адам творец" (1927), "Фабрика Абсолюта" (1922), "Беседы с Т. Г. Масариком" (1930), "Первая спасательная" (1937), "Вещи вокруг нас" (1937), "Рассказы из одного кармана"; "Рассказы из другого кармана" (1929), "Год садовода" (1929) и "Как это делается" (1938).


    Энциклопедия "Кругосвет"

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Смотреть предыдущие отзывы      


    Последние новости

    2013-09-24. Прага выкупит дом Карела Чапека и откроет в нем музей
    Районное управление Праги 10 приняло решение выкупить часть виллы, в которой проживал знаменитый чешский писатель Карел Чапек.




  • Афоризмы Чапека
  • Фотографии Чапека
  • Отзывы о Кареле Чапеке
  • Новости
  • Биографии писателей
  • Люди с фотографиями
  • Чешские писатели
  • Козероги (по знаку зодиака)

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru