Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Пять лучших экскурсий на Мальте
Инсбрук. Прогулки перед Рождеством

Биография Альфреда Гарриевича Шнитке (Alfred Schnittke)


Феномен Шнитке
Российские композиторы
Биографии композиторов
Стрельцы (по знаку зодиака)
Знаменитые Альфреды

Альфред Гарриевич Шнитке (1934-1998), российский композитор. Родился в Энгельсе (АССР Немцев Поволжья, ныне Саратовская область) 24 ноября 1934 года; отец - переводчик с немецкого языка, мать - учительница немецкого языка. В 1961 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Е. К. Голубева; в 1961-1972 годах преподавал там же на кафедре инструментовки. Среди произведений Шнитке - оперы, балеты, симфонии, камерная и хоровая музыка. Композитор много работал в театре и особенно в кино, создав музыку к нескольким десяткам игровых, документальных и мультипликационных фильмов известных режиссеров. С начала 1990-х годов постоянно жил и работал в Германии (семья композитора имеет немецкие корни), являлся членом-корреспондентом ряда зарубежных академий искусств, лауреатом множества зарубежных премий, а также Государственной премии РСФСР (1986).

Альфред Шнитке - главная фигура "советского музыкального авангарда", вместе с Э. В. Денисовым и С. А. Губайдулиной. Для его стиля начиная со второй половины 1970-х годов характерно совмещение разнообразных современных композиторских техник на основе выдвинутой им самим концепции "полистилистики" (выдающийся музыкальный аналитик, Шнитке неоднократно публиковал свои теоретические очерки, в частности посвященные Шостаковичу и Стравинскому). В соответствии с этой концепцией речь идет о выражении "нового плюралистического музыкального сознания", которое "в своей борьбе с условностями консервативного и авангардного академизма перешагивает через самую устойчивую условность - понятие стиля как стерильно чистого явления". Как основные формы проявления этой тенденции выделяются принцип цитирования и принцип аллюзии (стилистического намека, игры в стиль). Полистилистика разрешает и предполагает интеграцию "низкого" и "высокого", "банального" и "изысканного". "Субъективная страстность авторского высказывания подкрепляется документальной объективностью музыкальной реальности, представленной не только индивидуально-отраженно, но и цитатно".

Данное высказывание композитора (относящееся к началу 1970-х годов) наилучшим образом описывает тот стиль, в котором он работал до конца своих дней. Оно объясняет и причину, по которой среди всех советских авангардистов Шнитке пользовался наибольшей известностью как в России, так и на Западе: включение "чужого слова" делало музыку более доступной слушателю, а публицистический пафос многих сочинений композитора дополнительно усиливал это качество. Кроме того, в произведениях композитора часто ощутимо "театральное" начало, возможно, идущее от его работы в прикладных жанрах и сообщающее музыке характер "звукового дизайна" - как бы комментария к некоему событию. Безусловно высокое мастерство музыканта в драматургическом построении его композиций.

Альфред Шнитке оставил обширное наследие, в котором представлены почти все основные жанры, а также их гибриды: оперы "Жизнь с идиотом" (по рассказу В. Ерофеева, 1991), "Джезуальдо" (1993), "История доктора Иоганна Фауста" (по народной книге о докторе Фаусте, 1994), балеты (в том числе "Der gelbe Klang" ("Желтый звук"), по В. Кандинскому, 1974, и "Пер Гюнт", по Ибсену, 1987), девять симфоний (Девятая - незаконченная, 1998), шесть concerti grossi, несколько концертов для солирующих инструментов с оркестром, несколько оркестровых сюит, ряд ораторий и кантат (среди них можно назвать кантату "Seid nuchtern und wachet..." - "История доктора Иоганна Фауста", 1983; "Реквием" из музыки к драме Шиллера "Дон Карлос", 1975; "Концерт для смешанного хора", на стихи Г. Нарекаци, 1985; "Стихи покаянные для смешанного хора", на древнерусские тексты, 1987), очень много камерно-инструментальной музыки, в том числе четыре квартета, фортепианный квинтет, струнное трио, трио-соната, четыре Гимна для разных инструментальных составов, три фортепианные сонаты и др. Шнитке - автор музыки к художественным фильмам "Агония" (1974), "Восхождение" (1977) и др., к телефильмам "Фантазии Фарятьева" (1979), "Маленькие трагедии" (1980), "Мертвые души" (1984) и др., к спектаклям "Утиная охота" (МХАТ, 1978), "Доктор Живаго" (Театр на Таганке, 1993) и др.

Альфред Гарриевич Шнитке умер в Гамбурге 3 августа 1998 года.

После кончины композитора его именем было названо музыкальное учебное заведение в Москве (Академия музыки имени Шнитке; ранее - Музыкальное училище имени Октябрьской революции).


Энциклопедия "Кругосвет"

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Феномен Шнитке
    Российские композиторы
    Биографии композиторов
    Стрельцы (по знаку зодиака)
    Знаменитые Альфреды
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2018
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru