Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Самое популярное

Интересно
  • Рассказы о Токио
  • Отдых в Хорватии
  • Биография Альфреда Гарриевича Шнитке (Alfred Schnittke)

  • Феномен Шнитке
  • Российские композиторы
  • Биографии композиторов
  • Стрельцы (по знаку зодиака)
  • Знаменитые Альфреды


  • Альфред Гарриевич Шнитке (1934-1998), российский композитор. Родился в Энгельсе (АССР Немцев Поволжья, ныне Саратовская область) 24 ноября 1934 года; отец - переводчик с немецкого языка, мать - учительница немецкого языка. В 1961 году окончил Московскую консерваторию по классу композиции Е. К. Голубева; в 1961-1972 годах преподавал там же на кафедре инструментовки. Среди произведений Шнитке - оперы, балеты, симфонии, камерная и хоровая музыка. Композитор много работал в театре и особенно в кино, создав музыку к нескольким десяткам игровых, документальных и мультипликационных фильмов известных режиссеров. С начала 1990-х годов постоянно жил и работал в Германии (семья композитора имеет немецкие корни), являлся членом-корреспондентом ряда зарубежных академий искусств, лауреатом множества зарубежных премий, а также Государственной премии РСФСР (1986).

    Альфред Шнитке - главная фигура "советского музыкального авангарда", вместе с Э. В. Денисовым и С. А. Губайдулиной. Для его стиля начиная со второй половины 1970-х годов характерно совмещение разнообразных современных композиторских техник на основе выдвинутой им самим концепции "полистилистики" (выдающийся музыкальный аналитик, Шнитке неоднократно публиковал свои теоретические очерки, в частности посвященные Шостаковичу и Стравинскому). В соответствии с этой концепцией речь идет о выражении "нового плюралистического музыкального сознания", которое "в своей борьбе с условностями консервативного и авангардного академизма перешагивает через самую устойчивую условность - понятие стиля как стерильно чистого явления". Как основные формы проявления этой тенденции выделяются принцип цитирования и принцип аллюзии (стилистического намека, игры в стиль). Полистилистика разрешает и предполагает интеграцию "низкого" и "высокого", "банального" и "изысканного". "Субъективная страстность авторского высказывания подкрепляется документальной объективностью музыкальной реальности, представленной не только индивидуально-отраженно, но и цитатно".

    Данное высказывание композитора (относящееся к началу 1970-х годов) наилучшим образом описывает тот стиль, в котором он работал до конца своих дней. Оно объясняет и причину, по которой среди всех советских авангардистов Шнитке пользовался наибольшей известностью как в России, так и на Западе: включение "чужого слова" делало музыку более доступной слушателю, а публицистический пафос многих сочинений композитора дополнительно усиливал это качество. Кроме того, в произведениях композитора часто ощутимо "театральное" начало, возможно, идущее от его работы в прикладных жанрах и сообщающее музыке характер "звукового дизайна" - как бы комментария к некоему событию. Безусловно высокое мастерство музыканта в драматургическом построении его композиций.

    Альфред Шнитке оставил обширное наследие, в котором представлены почти все основные жанры, а также их гибриды: оперы "Жизнь с идиотом" (по рассказу В. Ерофеева, 1991), "Джезуальдо" (1993), "История доктора Иоганна Фауста" (по народной книге о докторе Фаусте, 1994), балеты (в том числе "Der gelbe Klang" ("Желтый звук"), по В. Кандинскому, 1974, и "Пер Гюнт", по Ибсену, 1987), девять симфоний (Девятая - незаконченная, 1998), шесть concerti grossi, несколько концертов для солирующих инструментов с оркестром, несколько оркестровых сюит, ряд ораторий и кантат (среди них можно назвать кантату "Seid nuchtern und wachet..." - "История доктора Иоганна Фауста", 1983; "Реквием" из музыки к драме Шиллера "Дон Карлос", 1975; "Концерт для смешанного хора", на стихи Г. Нарекаци, 1985; "Стихи покаянные для смешанного хора", на древнерусские тексты, 1987), очень много камерно-инструментальной музыки, в том числе четыре квартета, фортепианный квинтет, струнное трио, трио-соната, четыре Гимна для разных инструментальных составов, три фортепианные сонаты и др. Шнитке - автор музыки к художественным фильмам "Агония" (1974), "Восхождение" (1977) и др., к телефильмам "Фантазии Фарятьева" (1979), "Маленькие трагедии" (1980), "Мертвые души" (1984) и др., к спектаклям "Утиная охота" (МХАТ, 1978), "Доктор Живаго" (Театр на Таганке, 1993) и др.

    Альфред Гарриевич Шнитке умер в Гамбурге 3 августа 1998 года.

    После кончины композитора его именем было названо музыкальное учебное заведение в Москве (Академия музыки имени Шнитке; ранее - Музыкальное училище имени Октябрьской революции).


    Энциклопедия "Кругосвет"

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье



  • Феномен Шнитке
  • Российские композиторы
  • Биографии композиторов
  • Стрельцы (по знаку зодиака)
  • Знаменитые Альфреды

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru