Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • Рассказы о Праге
  • Марокко. Восточная сладость
  • Биография Рихарда Штрауса (Richard Strauss)

  • Немецкие композиторы
  • Биографии композиторов
  • Известные немцы


  • Рихард Штраус (Richard Strauss) (11.06.1864, Мюнхен - 8.09.1949, Гармиш, близ Мюнхена) - немецкий композитор и дирижер. Сын известного валторниста. С 4 лет обучался игре на фортепиано и скрипке. Теорию музыки и инструментовку изучал под руководством Ф. В. Мейера. Уже в юношеском возрасте Штраус сочиняет две симфонии, написанные под влиянием Мендельсона. В 1884 году произошла встреча Штрауса с выдающимся дирижером и пианистом Бюловым. Бюлов привлек Штрауса к работе в оркестровой капелле в Мейнингене, что способствовало развитию дирижерского мастерства Штрауса. В формировании музыкально-эстетических взглядов Штрауса большое значение имела дружба с А. Риттером - дирижером, композитором и поэтом, страстным поклонником и пропагандистом Вагнера. Штраус становится на путь развития традиций программного симфонизма Листа и музыкальной драмы Вагнера.

    Под влиянием первой поездки в Италию в 1886 году Рихард Штраус пишет симфоническую фантазию "Из Италии", в которой обнаруживает высокое оркестрово-колористическое мастерство. В последующие годы Штраус создает ряд программных симфонических поэм: "Дон Жуан" по поэме Н. Ленау (1888), "Смерть и просветление" по стихотворению А. Риттера (1889), "Макбет" по трагедии Шекспира (1890). В начале 1890-х годов Штраус совершает поездки в Грецию, Египет, Сицилию. Там он работает над первой своей оперой "Гунтрам" на рыцарско-религиозный сюжет (пост. 1894; 2-я ред. пост. 1940). В этом сочинении заметно сильное влияние Вагнера.

    В последующие годы Штраус продолжает создавать программные симфонические поэмы. Он пишет поэмы "Тиль Уленшпигель" ("Веселые проказы Тиля Уленшпигеля", 1895; по фламандской легенде), "Так говорил Заратустра" (1896, по философскому произведению Фридриха Ницше), "Дон-Кихот" (1898) с солирующей виолончелью, "Жизнь героя" (1899) и др. Рихард Штраус ведет интенсивную дирижерскую деятельность: в Байрёйтском театре он дирижирует оперой Вагнера "Тангейзер", в Мюнхенском - моцартовским оперным циклом. В 1896 году Штраус совершил первую поездку в Россию. Как дирижер он выступал также в Нидерландах, Испании, Бельгии, Англии, Франции, Швейцарии. В 1898-1918 годах Штраус состоял главным дирижером Берлинской оперы, где осуществил постановку тетралогии Вагнера "Кольцо нибелунга".

    В 1905 году в Дрездене впервые поставлена опера Штрауса "Саломея" по драме Оскара Уайльда на библейский сюжет, а в 1909 году там же - опера "Электра" на сюжет античного мифа (либретто Г. Гофмансталя). В другом роде комическая опера Штрауса "Кавалер роз" на текст Гофмансталя (пост. там же в 1911 году), с блеском стилизующая венский быт 18 века. К 1915 году относится сочинение "Альпийской симфонии", в которой изображается восхождение на Альпы. В 1919-1924 годах Рихард Штраус - главный дирижер Венской оперы, где наряду с классическим репертуаром поставил свои оперы "Ариадна на Наксосе" (впервые в 1912 году) и "Женщина без тени" (1919). В годы гитлеровского господства Штраус оставался в Германии. Назначенный на пост президента имперской музыкальной палаты в Берлине, он в 1935 году отказался от этой должности. Конфликт между Штраусом и гитлеровским правительством возник в связи с запрещением его оперы "Молчаливая женщина", написанной в 1935 году на сюжет Стефана Цвейга - писателя еврейского происхождения.

    Наиболее значительные произведения Рихарда Штрауса - программные симфонии, симфонические поэмы и оперы. Выдающийся талант и мастерство композитора обусловили большие достоинства его музыки: связь с лучшими традициями программного симфонизма, яркость и выразительность тематизма, большой темперамент, увлекательность, ослепительность оркестрового звучания, богатство и разнообразие колорита. Но все это сочетается в ряде случаев с натуралистической внешней иллюстративностью ("Альпийская симфония", "Домашняя симфония").


    М. Ю. Миркин.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье



  • Немецкие композиторы
  • Биографии композиторов
  • Известные немцы

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru