Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Всемирный сюжет Александра Иванова


Биография Иванова
Последнее путешествие
К картине "Явление Христа народу"
Биографии художников
Российские художники
Львы (по знаку зодиака)
Знаменитые Александры

28 июля 2006 года отмечается 200 лет со дня рождения художника Александра Андреевича Иванова. Он – автор множества полотен, но самая известная работа, труд всей его жизни – это картина «Явление Христа народу». Художник работал над ней более 25 лет. «Мой сюжет всемирный. Идя вслед за алканием пророка, я остановился на Евангелии от Иоанна. Тут на первых страницах увидел я, что Иоанну Крестителю поручено было Богом приготовить народ к принятию учения миссии, и, наконец, лично представить его. Сей последний момент выбираю я предметом картины моей», - писал Александр Иванов.

Александр Андреевич Иванов родился 28 июля (по новому стилю) 1806 года в Петербурге. С юных лет живописи его обучал отец - профессор Академии художеств Андрей Иванович Иванов. Он же был наставником сына во время его учебы в Академии художеств. В 1830 году, после окончания учебы, Александр Иванов поехал за границу, посетил ряд городов Германии и Италии и поселился в Риме. В инструкции, данной художнику в Академии художеств (которая и оплачивала поездку), говорилось, что первый год он должен посвятить ознакомлению с памятниками итальянского искусства, второй – выполнению копии с картины Микеланджело «Сотворение человека», третий – созданию самостоятельного произведения. Потрясенный работой Буонаротти, он начал искать сюжет для своей картины. После долгих раздумий Иванов обратился к евангельской теме явления Христа народу.

Андрей Иванович был не в восторге из-за решения сына взяться за столь сложный и высокий сюжет из-за незрелости таланта молодого Иванова. Он считал этот замысел простой выдумкой. Однако молодого и энергичного живописца останавливать было поздно: он уже приобрёл холст – полотно 5,5 на 7,5 метров, углубился в изучение Писания и принялся рисовать этюды. С этого начался ежедневный и кропотливый труд. Было создано огромное количество карандашных рисунков, проб, набросков, до шести сотен этюдов, которые позже составили экспозицию нескольких залов Третьяковской галереи.

Александр Иванов мечтал, что когда-нибудь «Явление Христа народу» станет частью внутреннего убранства храма Христа Спасителя, который как раз строился в то время в Москве. Он думал о том, что в душе каждого прихожанина или случайного посетителя храма при взгляде на картину будут раздаваться слова Иоанна Предтечи: «Вот агнец Божий, который берёт на себя гнев мира». По замыслу художника, картина должна была быть народной, понятной каждому. Но этой мечте не суждено было сбыться. Отказавшись от надежды поместить свою работу в храме Христа Спасителя, Иванов решается разработать проект собственного храма и начинает создавать эскизы будущей росписи. И эта мечта Иванова не осуществилась. Но благодаря такому порыву художником были созданы акварели, написанные на библейские и евангельские сюжеты: «Хождение по водам», «Благовещение», «Тайная вечеря».

Николай Васильевич Гоголь писал о художнике: «Жизнь Иванова была анахронизмом. Такое благочестие к искусству, религиозное служение ему, с недоверием к себе, со страхом и верой мы только встречаем в рассказах о средневековых отшельниках, молившихся кистью, для которых искусство было нравственным подвигом жизни, священнодействием, наукой. Нищета его была такова, что он по суткам довольствовался стаканом кофе и черствой булкой или чашкой чечевицы, сваренной из экономии им самим в той студии, где работал, и на воде, за которой ходил сам к ближайшему фонтану». Гоголь первым начал будоражить российское общество, призывая обратить внимание на грандиозный труд Иванова и оказать художнику помощь. Пенсию своим учащимся Петербургская Академия художеств выплачивала в размере 3 тысяч ассигнациями и посылала студентов за границу на срок не больший, чем 4 года. Когда Гоголь застал художника в нищете (Иванов треть жалования должен был платить за студию), это время уже истекло.

Наследник престола, будущий император Александр II, путешествуя по Европе, посетил студию Иванова и оставил ему средства на расходы. За это, как полагают, художник увековечил его портрет в образе одного из всадников на картине «Явление Христа народу». Академия художеств приняла решения продлить пенсион Иванова, но сумму не увеличивать.

Иванов никогда не был на Святой земле. Героев для картины он ходил искать по рынкам или в еврейский квартал. Иордан он тоже никогда не видел. Он сравнивал своё представление с рассказами Гоголя, бывавшего в Палестине. Николай Васильевич очень помогал Иванову практическими и духовными советами и принимал участие в работе друга в качестве натурщика.

Иванову было необходимо вернуться в Россию, чтобы, продав труд всей своей жизни, иметь возможность поехать на Афон и ко Гробу Господню, поклониться которому он мечтал много лет.

«О если бы мне удалось вырваться из России целым, здравым, свободным и с деньгами, я тот час отправился бы в Палестину!», - писал он. Там художник хотел создать целый ряд полотен, изображавших всю жизнь Иисуса Христа. Иванов стеснялся попросить денег для осуществления этого замысла, он боялся быть осмеянным.

Картина «Явление Христа народу» не нашла понимания у зрителей. Иванов везде сталкивался с равнодушным и холодным приемом. Через шесть недель после возвращения в Россию художник заболел холерой и умер. Через три часа после его смерти на квартиру Иванова принесли конверт. В письме сообщалось, что император приобретает за 15 тысяч его картину и награждает художника Владимирским крестом.

TvKultura.ru


Добавить комментарий к статье




Биография Иванова
Последнее путешествие
К картине "Явление Христа народу"
Биографии художников
Российские художники
Львы (по знаку зодиака)
Знаменитые Александры


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru