Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Интересно

Неужели это Швейцария?!
Обзор курортов Малайзии

Биография Александра Яковлевича Головина


Головин
Мир искусства
Биографии художников
Российские художники

Александр Яковлевич Головин Александр Яковлевич Головин (1863-1930), гимназистом почувствовавший влечение к искусству, поступил в 1881 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) - сначала на архитектурное отделение, потом на живописное. Учился успешно, хотя попытки следовать новейшим тенденциям в живописи не раз вызывали неодобрение части профессоров. После выпуска, испытывая серьезные материальные затруднения, Головин был вынужден некоторое время зарабатывать ремесленной росписью интерьеров. В поисках собственного пути он многое перепробовал: занимался станковой живописью, декоративными искусствами - проектировал мебель и утварь, делал майоликовые панно, участвовал, вместе с Константином Коровиным, своим другом, в оформлении русского кустарного павильона на Всемирной выставке 1900 года в Париже.

Решающим поворотом в его жизни стало приглашение в Большой театр. Первые же работы - декорации к опере А. Н. Корещенко "Ледяной дом" (1900) и к опере Николая Римского-Корсакова "Псковитянка" (1901) - оказались удачными. В 1902 году он был приглашен в Петербург на должность главного декоратора императорских театров. С тех пор его творчество и лучшие достижения надолго связаны с двумя столичными театрами - Мариинским (музыкальным) и Александрийским (драматическим). Одной из лучших работ, заставивших говорить о Головине как о смелом новаторе, было оформление "Кармен" (Мариинский театр, 1908), в котором он разрушил стереотипы восприятия известной оперы Жоржа Бизе.

Головин работал и для "Русских сезонов" в Париже: оформил "Бориса Годунова" Модеста Мусоргского (1908) и "Жар-птицу" Игоря Стравинского (1910) - спектакли, имевшие триумфальный успех.

В предреволюционное десятилетие Головин сотрудничал главным образом с выдающимся режиссером-новатором XX века В. Э. Мейерхольдом, который нашел в нем идеального соавтора в осуществлении принципа "чистой театральности". Начало их сотрудничеству положил спектакль "У врат царства" Кнута Гамсуна (Александрийский театр, 1908); затем были поставлены "Дон-Жуан" Мольера (Александрийский театр, 1910) и опера "Орфей и Эвридика" Глюка (Мариинский театр, 1911), оформленные в духе так называемого традиционного театра, где стилизаторское воскрешение старых сценических средств и приемов использовалось для решительного обновления театральной эстетики. Их совместные работы в большинстве своем стали событиями истории отечественного театра. В спектакле Александрийского театра "Гроза" (1916) по пьесе Александра Островского, трактованной не как бытовая, а как национально-романтическая драма, действительность представала словно увиденной через восприятие возвышенной души героини. В опере Александра Даргомыжского "Каменный гость" (Мариинский театр, 1917) изображение Испании шло от романтизированных представлении об этой стране, выраженных в подчеркнутой символике цвета и орнаментального декора. Венцом творческого содружества Головина и Мейерхольда был спектакль по драме Михаила Лермонтова "Маскарад", над которым они трудились в Александрийском театре несколько лет. Его премьера, состоявшаяся 25 февраля 1917 года, прозвучала мрачным реквиемом уходящей в прошлое России. Здесь чрезвычайно сложное и торжественное оформление составляло органическую часть полуфантастического театрального действия - роскошного и пугающего. "Маскарад" Головина завершил целую эпоху русской сценографии, подготовив ее выход на новые рубежи в следующем десятилетии.

После 1917 года Головин в театре был занят гораздо меньше, чем прежде, фактически он оказался не у дел. В последний раз ему удалось блеснуть превосходными декорациями в известном спектакле МХАТа "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (1927) по пьесе Бомарше, но следующая его работа, декорации к "Отелло" Уильяма Шекспира, не нашла в том же театре понимания - спектакль вышел уже после смерти художника в сильно искаженном оформлении. Вынужденную бездеятельность Головин компенсировал тем, что занимался журнальной и книжной графикой (в частности, он создал в 1922 году превосходные иллюстрации к "Двойнику" Гофмана) и, более всего, живописью.

Великий театральный художник, он был и незаурядным станковым живописцем, написавшим много портретов, преимущественно людей из своего окружения. Большой известностью пользуются его портреты Федора Шаляпина в ролях Мефистофеля (1905), Олоферна (1908) и Бориса Годунова (1911), а также портрет В. Э. Мейерхольда (1917). Головин был и автором прекрасных пейзажей и натюрмортов, исполненных в его очень индивидуальном, с немалой долей декоративности, стиле.


Кузнецов Э. Д.

Литература.
1. "А. Я. Головин: Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине". М., 1960.
2. Онуфриева С. "Александр Яковлевич Головин". Л., 1977.
3. Гофман И. "Головин-портретист". Л., 1981.
4. "Александр Головин: Альбом". М., 1981.
5. Пожарская М. "Александр Головин". М., 1991.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Головин
    Мир искусства
    Биографии художников
    Российские художники
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2020
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru