Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • Шопинг в Париже
  • Мадейра - ботанический сад Бога
  • Биография Александра Яковлевича Головина

  • Головин
  • Мир искусства
  • Биографии художников
  • Российские художники


  • Александр Яковлевич Головин (1863-1930), гимназистом почувствовавший влечение к искусству, поступил в 1881 году в Московское училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) - сначала на архитектурное отделение, потом на живописное. Учился успешно, хотя попытки следовать новейшим тенденциям в живописи не раз вызывали неодобрение части профессоров. После выпуска, испытывая серьезные материальные затруднения, Головин был вынужден некоторое время зарабатывать ремесленной росписью интерьеров. В поисках собственного пути он многое перепробовал: занимался станковой живописью, декоративными искусствами - проектировал мебель и утварь, делал майоликовые панно, участвовал, вместе с Константином Коровиным, своим другом, в оформлении русского кустарного павильона на Всемирной выставке 1900 года в Париже.

    Решающим поворотом в его жизни стало приглашение в Большой театр. Первые же работы - декорации к опере А. Н. Корещенко "Ледяной дом" (1900) и к опере Николая Римского-Корсакова "Псковитянка" (1901) - оказались удачными. В 1902 году он был приглашен в Петербург на должность главного декоратора императорских театров. С тех пор его творчество и лучшие достижения надолго связаны с двумя столичными театрами - Мариинским (музыкальным) и Александрийским (драматическим). Одной из лучших работ, заставивших говорить о Головине как о смелом новаторе, было оформление "Кармен" (Мариинский театр, 1908), в котором он разрушил стереотипы восприятия известной оперы Жоржа Бизе.

    Головин работал и для "Русских сезонов" в Париже: оформил "Бориса Годунова" Модеста Мусоргского (1908) и "Жар-птицу" Игоря Стравинского (1910) - спектакли, имевшие триумфальный успех.

    В предреволюционное десятилетие Головин сотрудничал главным образом с выдающимся режиссером-новатором XX века В. Э. Мейерхольдом, который нашел в нем идеального соавтора в осуществлении принципа "чистой театральности". Начало их сотрудничеству положил спектакль "У врат царства" Кнута Гамсуна (Александрийский театр, 1908); затем были поставлены "Дон-Жуан" Мольера (Александрийский театр, 1910) и опера "Орфей и Эвридика" Глюка (Мариинский театр, 1911), оформленные в духе так называемого традиционного театра, где стилизаторское воскрешение старых сценических средств и приемов использовалось для решительного обновления театральной эстетики. Их совместные работы в большинстве своем стали событиями истории отечественного театра. В спектакле Александрийского театра "Гроза" (1916) по пьесе Александра Островского, трактованной не как бытовая, а как национально-романтическая драма, действительность представала словно увиденной через восприятие возвышенной души героини. В опере Александра Даргомыжского "Каменный гость" (Мариинский театр, 1917) изображение Испании шло от романтизированных представлении об этой стране, выраженных в подчеркнутой символике цвета и орнаментального декора. Венцом творческого содружества Головина и Мейерхольда был спектакль по драме Михаила Лермонтова "Маскарад", над которым они трудились в Александрийском театре несколько лет. Его премьера, состоявшаяся 25 февраля 1917 года, прозвучала мрачным реквиемом уходящей в прошлое России. Здесь чрезвычайно сложное и торжественное оформление составляло органическую часть полуфантастического театрального действия - роскошного и пугающего. "Маскарад" Головина завершил целую эпоху русской сценографии, подготовив ее выход на новые рубежи в следующем десятилетии.

    После 1917 года Головин в театре был занят гораздо меньше, чем прежде, фактически он оказался не у дел. В последний раз ему удалось блеснуть превосходными декорациями в известном спектакле МХАТа "Безумный день, или Женитьба Фигаро" (1927) по пьесе Бомарше, но следующая его работа, декорации к "Отелло" Уильяма Шекспира, не нашла в том же театре понимания - спектакль вышел уже после смерти художника в сильно искаженном оформлении. Вынужденную бездеятельность Головин компенсировал тем, что занимался журнальной и книжной графикой (в частности, он создал в 1922 году превосходные иллюстрации к "Двойнику" Гофмана) и, более всего, живописью.

    Великий театральный художник, он был и незаурядным станковым живописцем, написавшим много портретов, преимущественно людей из своего окружения. Большой известностью пользуются его портреты Федора Шаляпина в ролях Мефистофеля (1905), Олоферна (1908) и Бориса Годунова (1911), а также портрет В. Э. Мейерхольда (1917). Головин был и автором прекрасных пейзажей и натюрмортов, исполненных в его очень индивидуальном, с немалой долей декоративности, стиле.


    Кузнецов Э. Д.

    Литература.
    1. "А. Я. Головин: Встречи и впечатления. Письма. Воспоминания о Головине". М., 1960.
    2. Онуфриева С. "Александр Яковлевич Головин". Л., 1977.
    3. Гофман И. "Головин-портретист". Л., 1981.
    4. "Александр Головин: Альбом". М., 1981.
    5. Пожарская М. "Александр Головин". М., 1991.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье



  • Головин
  • Мир искусства
  • Биографии художников
  • Российские художники

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru