Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Сувениры из разных стран
Остров желаний. На Родосе они сбываются

Биография Бориса Михайловича Кустодиева


Новости
Мир искусства
Биографии художников
Российские художники
Знаменитые люди по имени Борис

Добавить отзыв о человеке

Родившийся в небогатой семье, Борис Михайлович Кустодиев (1878-1927) готовился стать священником. Он учился в духовном училище, потом в семинарии, но увлекся искусством, в 1896 году, оставив семинарию, уехал в Петербург и поступил в Академию художеств (АХ). Там он занимался в мастерской Ильи Репина и настолько преуспел, что руководитель пригласил его к себе в помощники для работы над картиной "Заседание Государственного совета". В Кустодиеве обнаружился дар портретиста, и, еще будучи студентом, он выполнил ряд первоклассных портретов - Д. Л. Мордовцева, Д. С. Стеллецкого, И. Я. Билибина (все 1901), Василия Матэ (1902). В 1903 году закончил АХ, получив за дипломную картину "Базар в деревне" золотую медаль и право на заграничную поездку. В Париже Кустодиев успел присмотреться к французской живописи и с толком использовать впечатления в прекрасной картине "Утро" (1904), но менее чем через полгода вернулся в Россию, соскучившись по родине.

После возвращения Кустодиев очень удачно испробовал силы в книжной графике, в частности проиллюстрировав "Шинель" Николая Гоголя (1905), а также в карикатуре, сотрудничая в сатирических журналах периода первой русской революции. Но главным делом для него все равно продолжала оставаться живопись. Он исполнил ряд портретов, среди которых выделялся "Портрет Р. И. Нотгафт" (1909), а также "Портрет священника и дьякона" (1907) и "Монахиня" (1908), превратившиеся в обобщенные социально-психологические типы. Одновременно с этим он увлеченно работал над картинами, посвященными изображению старой русской жизни, преимущественно провинциальной. Материал для них он черпал из воспоминаний детства и впечатлений от частого пребывания в Заволжье, в Кинешемском уезде, где в 1905 году построил дом-мастерскую. Он разворачивал увлекательные рассказы, полные занимательных подробностей, в многофигурных композициях "Ярмарка" (1906, 1908), "Деревенский праздник" (1910) и воссоздавал характерные русские женские типы в картинах "Купчиха", "Девушка на Волге", "Красавица" (все 1915), окрашенных восхищением и мягкой авторской иронией. Живопись его делалась все более красочной, приближаясь к народному искусству. Итогом стала "Масленица" (1916) - идиллическая панорама праздника в русском провинциальном городе. Над этой жизнерадостной картиной Кустодиев работал в крайне трудных условиях: в результате тяжелого заболевания он с 1916 года был прикован к креслу-каталке, его мучили частые боли.

Несмотря на это, последнее десятилетие его жизни оказалось необычайно продуктивным. Он написал две большие картины с изображением праздника в честь открытия II Конгресса Коммунистического Интернационала, исполнил множество графических и живописных портретов, делал эскизы праздничного оформления Петрограда, рисунки и обложки для книг и журналов разного содержания, изготовлял настенные картинки и календарные "стенки", оформил 11 театральных спектаклей. Часто это были заказные, не очень интересные для него работы, но он все выполнял на серьезном профессиональном уровне, а порой добивался и выдающихся результатов. Литографские иллюстрации в сборнике "Шесть стихотворений Некрасова" (1922), рисунки к повестям Николая Лескова "Штопальщик" (1922) и "Леди Макбет Мценского уезда" (1923) стали гордостью отечественной книжной графики, а среди оформленных им спектаклей блистала "Блоха" Евгения Замятина, поставленная МХАТом 2-м в 1925 году и тотчас же повторенная ленинградским Большим драматическим театром.

Кустодиев успевал уделять время и сокровенному, продолжая с ностальгической влюбленностью воссоздавать жизнь старой России во множестве картин, акварелей, рисунков. Он варьировал на разные лады темы масленицы в картинах "Балаганы" (1918), "Масленица" (1919), "Зима. Масленичное гулянье" (1921) и даже в своем замечательном портрете Федора Шаляпина фоном сделал все то же гулянье. Живописал тихую жизнь провинции в "Голубом домике", "Осени", "Троицыном дне" (все 1920). В картинах "Купчиха за чаем" (1918), "Купчиха с зеркалом" (1920), "Русская Венера" (1925-26) продолжил галерею женских типов, начатую в давней "Купчихе". Выполнил серию из 20 акварелей "Русские типы" (1920) и воскресил с максимальной достоверностью собственное детство в ряде картин, а также в серии "Автобиографические рисунки" (1923).

Энергия и жизнелюбие Кустодиева были поразительны. Он, в своем инвалидном кресле, бывал на премьерах в театрах и даже совершал дальние поездки по стране. Болезнь прогрессировала, и в последние годы художник вынужден был работать на холсте, подвешенном над ним почти горизонтально и так близко, что не имел возможности увидеть сделанное целиком. Но физические силы его иссякали: ничтожная простуда повлекла за собою воспаление легких, с которым сердце уже не справилось. Кустодиеву не было и пятидесяти лет, когда его не стало.


Кузнецов Э. Д.

Литература.
1. "Борис Кустодиев. Живопись. Рисунок. Книжная графика. Театрально-декорационное искусство: Альбом". М., 1983;
2. Лебедева В. Е. "Кустодиев. Время, жизнь, творчество". М., 1983.
3. Турков А. М. "Борис Михайлович Кустодиев". М., 1986;
4. "Русские типы Б. М. Кустодиева: Альбом". Л., 1989;
5. Докучаева В. "Борис Кустодиев". М., 1991.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2013-12-30. Утерянный в 1990-х рисунок Бориса Кустодиева вернули в музей
    В Костромской музей-заповедник возвращена работа Бориса Кустодиева «Портрет Ивана Рязановского», которая была утеряна в середине 1990-х годов. Об этом сообщается на сайте УМВД по Костромской области.

    2012-11-26. Установлен рекорд цены на произведения Бориса Кустодиева
    Картина "Извозчик" Бориса Кустодиева из собрания лауреата Нобелевской премии по физике Петра Капицы продана на аукционе Christie’s за 7 миллионов долларов, сообщается в пресс-релизе, поступившем в "Ленту.ру". Таким образом, на работы художника был установлен рекорд цены.

    2012-11-06. Картина Кустодиева из коллекции Капицы будет впервые продана
    Аукционный дом Christie's выставил на продажу картину Бориса Кустодиева "Извозчик", написанную в 1923 году. Как сообщается в пресс-релизе, поступившем в "Ленту.ру", полотно, являющееся частью коллекции лауреата Нобелевской премии по физике Петра Капицы, уйдет с молотка впервые.



    Новости
    Мир искусства
    Биографии художников
    Российские художники
    Знаменитые люди по имени Борис
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2019
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru