Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Интересно

Франция. Знакомство перед путешествием
Магическая Прага. Город исполнения желаний

Биография Николая Михайловича Языкова


Русские поэты
Биографии поэтов
Знаменитые Николаи

Николай Михайлович Языков Николай Михайлович Языков (1803-1847) - российский поэт. Сын богатых поместных дворян, учился сначала в Горном кадетском корпусе, затем в Институте инженеров путей сообщения. Бросив учебу, уехал в Дерпт, где поступил на философский факультет университета. Семь лет, проведенных в стенах университета (1822-1829), - время нравственного и поэтического самоопределения одного из значительных поэтов пушкинской поры. Общественная оппозиционность Языкова, сформировавшаяся в годы учебы, сблизила его с декабристами, несмотря на то, что он не имел определенных и четко выраженных политических убеждений. Его оппозиционность носила скорее эмоциональный характер и выражала протест против всех видов произвола. Поэтому основной пафос поэзии Языкова - это "стремление к душевному простору" (И. В. Киреевский). Поэтическое дарование у него по преимуществу лирическое, хотя им были написаны и поэмы ("Сержант Сурмин", 1829; "Липы", 1846), и драматические произведения ("Жар-птица", 1836-1838), и сказки ("Сказка о пастухе и диком вепре", 1835).

Лирический пафос поэзии Языкова нашел выражение в циклах 1823 и 1829 годов, в элегиях и посланиях этого периода складывается особый тип романтического поэтического мышления, воспринявшего романтизм как свободу личных чувств и свободу от правил классицизма. Ему не чужды гражданские идеи, но главное для лирического героя Языкова - обретение свободы духа, ощущение полной раскованности. Языков поэтизировал дружескую пирушку, буршество, застольное веселье и наряду с этим прославлял вдохновение и высоукую роль поэзии ("Песни").

Языков обращался и к теме героического прошлого. Тема барда-воина, столь распространенная в поэзии 1820-х годов, наиболее ярко представлена стихами Языкова ("Песнь барда во время владычества татар в России", 1823; "Баян к русскому воину", 1823; две "Песни баяна", 1823). Запечатленные в стихах картины рабства должны были напомнить читателю о самодержавной тирании современности, побудить к подвигу во имя свободы. Разрабатывая историческую тематику, Языков создает особый жанр высокой поэзии, развивающий традиции классической оды, но свободный от ее риторичности и дидактизма. Одним из первых в русской поэзии он свободно пользуется аллитерациями, обнажает этимологию слова, прибегает к смене ритмов и интонаций. Им вводится в обращение период, смысловым и структурным центром которого становится эмоция.

Языков внес свой вклад в разрушение традиционного классического жанра элегии, вводя в нее "вакхические" мотивы; язык элегии вбирает в себя и устаревшие обороты и одическую лексику; поражает интонационное разнообразие ее стиха: элегия у Языкова - то грустная, то торжественная, то ироническая. Связанный с поэзией декабризма, Языков испытал и "кризис 1823 года". Его политические элегии ("Элегия", 1824) окрашены пессимистическими настроениями, в них звучит мотив "спящей России", безмолвной и покорной самовластью ("Свободы гордой вдохновенье!", "Еще молчит гроза народа..."). Стихотворение "Пловец" ("Нелюдимо наше море..."), созданное в 1829 году, исполнено гражданского пафоса.

Сблизившись в конце 1820-х годов с будущими славянофилами И. В. и П. В. Киреевскими, Языков от вольнолюбия и тираноборчества дерптских стихов переходит к покаянию, осуждая свое свободолюбивое прошлое ("Ау!", 1831; "К ненашим", 1844). Программным для позднего Языкова стало стихотворение "Землетрясение" (1844), в котором утверждалось, что миссия поэта - религиозно-мистическая: приносить "дрожащим людям молитвы с горней вершины".

Многие стихи и песни Языкова ("Нелюдимо наше море", "Из страны, страны далекой") положены на музыку Даргомыжским, К. П. Вильбоа и другими русскими композиторами.


Литература.
Марина Уртминцева. "Словарь русской литературы", 1997.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Русские поэты
    Биографии поэтов
    Знаменитые Николаи
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2020
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru