Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайный словарь

Интересно
  • Италия. Вы захотите сюда вернуться
  • Марокко. Восточная сладость
  • Биография Александра Андреевича Иванова

  • Всемирный сюжет Александра Иванова
  • Последнее путешествие
  • К картине "Явление Христа народу"
  • Биографии художников
  • Российские художники
  • Львы (по знаку зодиака)
  • Знаменитые Александры


  • Александр Андреевич Иванов Сын живописца, Александр Андреевич Иванов (1806-1858) первые профессиональные уроки получил от отца, потом обучался в Академии художеств (АХ) (1817-1828). Как вольноприходящий ученик, он, несмотря на успехи, не мог претендовать на заграничное пенсионерство, но такую возможность ему предоставило Общество поощрения художников (ОПХ).

    С 1831 года Иванов поселился в Риме. В отличие от большинства русских художников, живших там, он не вел профессионально замкнутой жизни: путешествовал по Италии, изучая памятники искусства, очень много читал, общался с мыслящими людьми в поисках выхода своим раздумьям о смысле жизни и искусстве.

    В течение нескольких лет он исполнил две картины. В первой из них, "Аполлон, Гиацинт и Кипарис, занимающиеся музыкой и пением" (1831-1833), он воплотил идею гармонии божественного и человеческого в идиллическом мире природы. Во второй, "Явление Христа Марии Магдалине после воскресения" (1834-1836), использовал евангельский сюжет для ощутимого противопоставления чувственного и духовного. Эта картина была послана в Петербург в качестве пенсионерского отчета и была там встречена одобрительно. Оценив безупречное следование художника нормам академизма, АХ присвоила ее автору звание академика. Иванов мог бы рассчитывать на преподавание в АХ, но он не спешил возвращаться, захваченный новой картиной - "Явление Христа народу".

    Первая мысль о ее сюжете возникла еще в 1833 году: он задумал изобразить появление Иисуса Христа в тот момент, когда Иоанн Креститель совершал обряд крещения в реке Иордан. Постепенно художник стал проникаться сознанием значительности этого поворотного события в истории человечества, и замысел его начал приобретать черты грандиозности. В картине он хотел соединить все: духовную идею с чувственным восприятием, религию - с точным знанием, старую живописную традицию - с новыми достижениями, христианскую мифологию - с мифологией античной. В 1835 году он начал писать картину на довольно большом холсте (172х147 см) и уже был близок к ее завершению, но в 1837 году взял другой холст, в семь раз больше, и приступил к работе на нем. Прежний вариант он использовал как рабочий эскиз, при этом дотошно переносил в него все то новое, что возникало на большом холсте.

    Картина поглотила художника целиком. Неожиданным и не вполне объяснимым исключением стали несколько прекрасных акварельных композиций из современной итальянской жизни, которые он создал в 1839-1842 годах, оставаясь при этом принципиальным противником бытового жанра. Скорее всего тут сказалась его пылкая любовь к Италии, а еще, может быть, общение с великим реалистом Николаем Васильевичем Гоголем, - общение настолько тесное, что Иванов написал в двух вариантах портрет писателя (1841) и, кроме того, придал его черты одному из персонажей своей картины.

    Работа над картиной затянулась, и Иванов слал письма в ОПХ, прося отсрочки и заверяя в том, что скоро завершит работу. Когда же пенсионерство все-таки закончилось, он жил на пособия, которые ему удавалось выхлопотать (а то и просто выклянчить) у разных учреждений или меценатов. Жил он в крайней бедности, экономя на каждой мелочи, порой утоляя голод куском хлеба, а жажду - водой из уличного фонтана; добываемые деньги уходили на содержание громадной мастерской, покупку художественных материалов и оплату натурщиков. Стремясь к максимальной жизненной убедительности, Иванов много сил и времени отдавал исполнению натурных этюдов, отыскивая и уточняя в них лица и фигуры персонажей и окружающий пейзаж, вплоть до самых, казалось бы, незначительных деталей, вроде камней у реки. Писанием этюдов он продолжал заниматься и в 1840-х, и в 1850-х годах, явно теряя чувство меры, заботясь уже не столько о картине, сколько о решении возникающих перед ним живописных задач. В пленэрных этюдах, наблюдая и запечатлевая оттенки взаимодействия предмета со световоздушной средой, он предвосхитил некоторые открытия импрессионистов, совершенные ими уже в последующее десятилетие. Таков был, в первую очередь, его цикл замечательных работ с изображением обнаженных мальчиков на фоне природы. Из этюдов выросла серия превосходных итальянских пейзажей, среди которых особое впечатление производят "Ветка", "Аппиева дорога при закате солнца" и "Дерево в тени над водой близ Кастель-Гандольфо" (все конца 1840-х - начала 1850-х).

    Ценность подготовительных этюдов давно перевесила ценность самой картины "Явление Христа народу". Ее, находящуюся в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ), равно как и ее малый вариант, хранящийся в Государственном Русском музее (ГРМ), нельзя назвать полной удачей: она внушает безмерное уважение, но не трогает. Художник сам, очевидно, понял это, потому что прикасался к ней все реже и, скорее, по инерции или по обязанности, а в 1850-х годах почти забросил ее, захваченный новым замыслом - еще более грандиозным и уже откровенно несбыточным. Вечный фантазер, идеалист, утопист и мечтатель, обуреваемый желанием духовно обогатить человечество, он задумал гигантскую серию росписей. Они, по его замыслу, должны были располагаться по строго продуманному плану на стенах специально сооруженного здания, вроде храма, и давать зрителям современное истолкование Библии, являя собою новую, высочайшую ступень развития искусства. Увлеченный идеей, художник создал громадное количество работ - быстрых набросков, подготовительных рисунков, схем размещения росписей. Центральное место среди них принадлежит так называемым Библейским эскизам. Эти акварельные композиции (более 200) долгое время после смерти художника оставались никому не ведомыми и произвели сенсацию, когда неожиданно были открыты. Мощь таланта и масштабы мышления Иванова проявились в них в полной мере. Создаваемые в порыве нескончаемого вдохновения, с удивительной, едва ли не импровизационной легкостью, они отличаются размахом и богатством воображения и той подлинной монументальностью, которой к середине XIX века европейское искусство давно уже не владело.

    Пребывание Иванова в Италии не могло быть бесконечным. Собираясь на родину, он предполагал получить за свою картину сколько-нибудь серьезную сумму, совершить на нее путешествие на Восток, а по возвращении осесть в Москве, с которой он, в отличие от нелюбимого им Петербурга, связывал большие надежды. Ничему не суждено было осуществиться. В мае 1858 года он вернулся, картина "Явление Христа народу" была показана сначала в Зимнем дворце, потом в АХ и не произвела сильного впечатления, а сам художник вскоре умер от холеры.


    Кузнецов Э. Д.

    Литература.
    1. Алпатов М. В. "Александр Иванов". М., 1959.
    2. Алленов М. А. "А. Иванов". М., 1980.
    3. "Александр Андреевич Иванов: Альбом". М., 1983.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье



  • Всемирный сюжет Александра Иванова
  • Последнее путешествие
  • К картине "Явление Христа народу"
  • Биографии художников
  • Российские художники
  • Львы (по знаку зодиака)
  • Знаменитые Александры

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru