Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • На Ибицу - за закатом и татуировками
  • Горнолыжные курорты Японии
  • Биография Василия Дмитриевича Поленова (1844-1927)

  • Притяжение Востока
  • Новости
  • Художники-передвижники
  • Биографии художников
  • Российские художники
  • Близнецы (по знаку зодиака)
  • Кто родился в Год Дракона
  • Знаменитые люди по имени Василий


  • Добавить отзыв о человеке

    Василий Дмитриевич Поленов С конца 1870-х годов искусство и сама личность Василия Дмитриевича Поленова были окружены не просто славой, но прямо-таки восторженным поклонением художественной молодежи. Краски его картин казались современникам сверкающими и чарующими, воспринимались как живописное откровение. Сейчас эти восторги трудно разделить полностью, но так было...

    Поленов родился в интеллигентной и родовитой дворянской семье. Отец - крупный чиновник и вместе с тем историк-археолог. Мать любительски занималась живописью. Сын унаследовал оба таланта - научный и художественный. В родительском имении Имоченцы на берегу реки Оять в Олонецкой губернии встретился юный Поленов с прекрасной русской природой. А в 1858 году он впервые увидел "Явление Христа народу" Александра Андреевича Иванова. Как выяснится позже, эти две встречи окажутся важнейшими в судьбе Поленова-художника.

    Поленов был разносторонне одаренным и широко образованным человеком. Учился параллельно в Петербургском университете и Академии художеств (АХ). В 1871 году он получает диплом юриста и, одновременно с Ильей Ефимовичем Репиным, большую золотую медаль за конкурсную картину "Воскрешение дочери Иаира". Однако прошло еще несколько лет, прежде чем Поленов действительно обрел себя как художник. Он едет в Германию, Италию, Францию (в качестве пенсионера АХ), пишет исторические и жанровые картины, портреты. Но все более его влечет к себе пейзаж, живопись на открытом воздухе - пленэр, чистые краски. Он изучает работы замечательных французских пейзажистов, прежде всего "барбизонцев". Учится непосредственно, а не через академические схемы видеть и понимать природу, постигать ее великую гармонию.

    В 1876 году Поленов возвращается в Россию. В 1878 году на XII выставке Товарищества передвижных хозяйственных выставок (ТПХВ) появляется ныне знаменитый "Московский дворик". В этой наполненной солнцем картине художнику удалось соединить непосредственность и свежесть пленэрного восприятия со столь характерным для русской пейзажной традиции целостным и одновременно интимно-теплым ощущением мира.

    "Московский дворик" - действительно целый мир, в котором каждая деталь выглядит бесконечно значимой и родной. В котором "сходятся" барская усадьба и жилища бедняков. Который начинается фигурой ребенка на переднем плане и словно врастает в бездонное небо сверкающими в солнечных лучах маковками церкви. Человеческий мир здесь - часть безбрежно-гармоничного мира природы.

    Последующие работы Поленова - "Бабушкин сад" (1878), "Заросший пруд" (1879), этюды 1881-1882 годов, выполненные во время поездки в Грецию и на Ближний Восток, - упрочили за ним славу одного из лучших русских пейзажистов. Он, в сознании современников, первым в таком объеме ввел в русскую живопись "европейское влияние" (Аполлинарий Михайлович Васнецов), то есть принципы пленэрной живописи: чистые и более открытые краски, цветные тени, свободный мазок.

    В 1882-1894 годах Поленов ведет пейзажный класс Московского училища живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ). Его учениками были Исаак Ильич Левитан, Константин Алексеевич Коровин, Абрам Ефимович Архипов, Александр Яковлевич Головин и другие известные впоследствии мастера.

    Во многих поздних пейзажах художника настойчиво повторяется мотив реки, неторопливо текущей вдаль среди бескрайнего пространства русской равнины ("Ранний снег", 1891; "Золотая осень", 1893, и др.). Это - Родина. Такой Поленов помнил ее с детства.

    Пейзажи - лучшее в его наследии. Но сам художник мечтает пойти дальше. Он лелеет грандиозный замысел - хочет продолжить дело А. А. Иванова: "Создать Христа не только грядущего, но уже пришедшего в мир и совершающего свой путь среди народа". Иванову не удалось поехать в Палестину. Поленов дважды побывал там. Он изучает пейзаж, архитектуру, людские типы. В 1888 году художник заканчивает самую крупную свою картину - "Христос и грешница". Вслед за ней появляются "На Генисаретском (Тивериадском) озере" (1888), "Мечты (На горе)" (1890-1900-е) и еще десятки работ серии "Из жизни Христа" (1899-1909). В своем интересе к личности Христа Поленов не одинок среди русских художников конца XIX века, но, пожалуй, наиболее последователен. Он стремится изобразить Иисуса нравственно совершенным и в этом смысле идеальным, но живым человеком в конкретной исторической обстановке среди реального пейзажа.

    Помимо Евангелия, художника вдохновляла знаменитая книга Э. Ренана "Жизнь Иисуса". Поленов пытался освободить изображение евангельского предания от складывающихся веками штампов и представить: а как же было на самом деле? Тут уж в нем говорил Поленов-ученый. Опираясь на его знания, Поленов-художник словно грезил наяву... Но, при всем таланте, он не обладал гением Иванова. "Библейские эскизы" последнего воспринимаются как дарованное художнику индивидуальное духовное откровение, а евангельские сюжеты Поленова - как талантливая, искренняя и живая по чувству, но - реконструкция. Этому впечатлению способствуют и сами используемые художником принципы пленэрной живописи, которые возникли в свое время для передачи зрительного восприятия живого и вечно изменчивого мира.

    Эта двойственность присутствует и в знаменитой картине "Христос и грешница" (авторское название "Кто из вас без греха?" цензура заменила на "Христос и блудная жена"). Поленов стремился показать Христа как гуманиста, противостоящего изуверскому догматизму фанатиков (по закону, уличенных в измене жен побивали камнями). Вдохновляла его и благородная идея защиты достоинства и равноправия женщины. Изображение Христа в исторической реальной одежде и обстановке было новаторским. Удивляла современников и яркость красок. Но Поленов использовал новые живописные принципы в целом академической по характеру композиции и потому не сумел добиться необходимой убедительности. Задний план картины напоминает театральную декорацию. И это не случайно. Поленов много работал в театре и был одним из зачинателей реформы театрально-декорационного искусства, которая дала столь блестящие результаты в начале XX века. Он, вообще, считал, что театральное действо должно прийти на смену церковному. В Москве на его средства был построен Дом театрального просвещения (1915).

    Общественная активность Поленова проявилась и в его протесте (совместно с Валентином Александровичем Серовым) после событий 9 января 1905 года.

    В своей усадьбе Борок на берегу Оки, где написаны многие пейзажи мастера, он собрал художественную коллекцию для открытия общедоступного музея. Сейчас там Музей-усадьба В. Д. Поленова.


    Дзяк А. В.

    Литература.
    1. Сахарова Е. "Василий Дмитриевич Поленов: Письма, дневники, воспоминания". М., Л., 1950.
    2. Юрова Т. В. "Василий Дмитриевич Поленов". М., 1961
    3. "В. Д. Поленов, Е. Д. Поленова. Хроника семьи художника". М., 1964.
    4. "Василий Дмитриевич Поленов. 1844-1927. Альбом". М., 1972.
    5. Пастон Э. В. "Василий Дмитриевич Поленов". Спб., 1991.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2015-08-19. Полиция нашла похищенные в Тарусе картины Айвазовского и Поленова
    Полиция нашла похищенные из музея в Тарусе картины Ивана Айвазовского и Василия Поленова. Об этом сообщает РИА Новости со ссылкой на МВД России.

    2015-07-10. В Тарусе украдены картины Айвазовского и Поленова
    В картинной галерее города Таруса Калужской области совершено ограбление, сообщается на сайте регионального управления МВД. Двое неустановленных преступников похитили три полотна, среди которых «Море у острова Капри» Айвазовского, «Голова иерусалимского еврея» Поленова и «Распятие с предстоящими и святым Франциском Ассизским» неизвестного художника.

    2014-06-13. Пропажу картин Поленова и Маковского заметили через день после кражи
    Из частной картинной галереи в гостинице «Мариотт Гранд Отель» на Тверской улице неизвестные похитили две картины, сообщает «Интерфакс». По данным правоохранительных органов, кража произошла в четверг, 12 июня.




  • Притяжение Востока
  • Новости
  • Художники-передвижники
  • Биографии художников
  • Российские художники
  • Близнецы (по знаку зодиака)
  • Кто родился в Год Дракона
  • Знаменитые люди по имени Василий

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru