Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • Интересные факты о странах мира
  • Море Мертвое - вода живая
  • Биография Виктора Борисова-Мусатова

  • Символы Борисова-Мусатова
  • Грезы Борисова-Мусатова
  • Новости
  • Биографии художников
  • Российские художники
  • Знаменитые Викторы
  • Кто родился в Год Лошади


  • Добавить отзыв о человеке

    Виктор Эльпидифорович Мусатов. Автопортрет, 1904-1905 Виктор Эльпидифорович Мусатов [2(14).4.1870, Саратов - 26.10(8.11).1905, Таруса] (впоследствии добавивший себе в качестве второй фамилии отчество отца) родился в семье мелкого железнодорожного служащего. Полученная в детстве травма сделала его горбуном, но не отняла у него ни любви к жизни, ни энергии. Его художественное образование было беспорядочным: он обучался то в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (МУЖВЗ) (1890-1891 и 1893-1895), то в Академии художеств (АХ) (1891-1893) и одновременно работал самостоятельно. Три зимы (1895-1898) молодой художник провел в Париже, занимаясь в мастерской отличного педагога Ф. Кормона и внимательно приглядываясь к тому, что происходило во французском искусстве. Особенно его интересовала живописная система импрессионистов и искания символистов.

    Вернувшись в Саратов, Борисов-Мусатов написал картину "Автопортрет с сестрой" (1898), в которой впервые обнаружилось его стремление представить реальный мир как напоминание об ином - нереальном и прекрасном мире прошлого, выразилась склонность к декоративизму, превращающему картину в подобие панно, и даже любовь к характерному сине-зеленому колориту. Правда, последующие попытки развить намеченное не сразу привели к успеху: картины "Осенний мотив" (1899) и "Гармония" (1899-1900) выглядели как наивные изображения костюмированных сцен. Но вскоре он создал несколько произведений очень высокого уровня, которые принесли ему известность. Постоянными персонажами этих (и большинства других) картин стали молодые женщины в старинных платьях на фоне барской усадьбы; но это не были исторические картины. Самые общие, приблизительные приметы старины нужны были художнику для того, чтобы с их помощью передать свое элегическое чувство, питаемое размышлениями о невозвратно ушедшем прошлом. Таковы двухфигурные композиции "Гобелен" (1901) и "У водоема" (1902). После них художник обратился к композиции более сложной - "Изумрудное ожерелье" (1903-1904), включающей в себя уже шесть фигур, связанных общим сложным движением и отчетливо ощущаемым ритмом.

    Еще в 1899 году Борисов-Мусатов стал членом Московского товарищества художников (МТХ) и вскоре, несмотря на слабое здоровье и на то, что жил не в Москве, оказался одним из его лидеров: он энергично занимался устройством выставок в Москве и Петербурге и заметно влиял на художественные позиции объединения. Картина "Водоем", показанная на одной из выставок МТХ, имела громадный успех и принесла популярность ее автору, до того ценимому только в узком кругу коллег и знатоков. В 1903 году художник покинул Саратов и перебрался в Подольск, чтобы быть ближе к московской художественной жизни. Он тесно сошелся с литераторами-символистами, сплотившимися вокруг журнала "Весы" и воспринявшими Борисова-Мусатова как единомышленника - символиста в живописи. Многие молодые художники, в том числе П. В. Кузнецов, М. С. Сарьян, Н. Н. Сапунов, Н. С. Уткин, А. Т. Матвеев, видели в нем своего идейного вождя. В начале 1904 года работы Борисова-Мусатова были показаны в нескольких городах Германии, потом в Париже и вызвали восторженные отклики критиков. К сожалению, это высокое признание, как на родине, так и за ее пределами, ничего не меняло в существовании художника, жившего с женой и ребенком довольно бедно: коллекционеры его работ почти не покупали, и даже Третьяковская галерея, уступая настойчивости Валентина Серова, приобрела у него лишь однажды картину и два эскиза.

    Правда, в том же 1904 году Борисов-Мусатов получил заказ на четыре росписи для богатого особняка. Исполнение заказа могло помочь не только как-то поправить материальное положение, но и реализовать наконец тяготение художника к монументально-декоративной живописи, которое все более явственно проступало в его станковых вещах. Предложенную тему "Четыре времени года" он трактовал очень своеобразно, продолжив начатое в прежних работах, даже используя полюбившиеся ему мотивы и детали, но подчинив их совершенно новому композиционному решению. Акварельные эскизы, исполненные им, обещали незаурядное произведение, однако росписи не были осуществлены по неизвестным причинам. Вскоре художник вновь переменил местожительство, переехав в Тарусу, где провел последние месяцы жизни. Работал он так же напряженно, как и раньше: создал несколько превосходных пейзажных этюдов, ставших вехами в русской пейзажной живописи, и почти закончил картину "Реквием", намечавшую в его искусстве постепенный поворот к новой стилистике. Но сердце художника не выдержало нагрузки. Борисова-Мусатова похоронили на берегу Оки, в месте, которое он сам указал незадолго до смерти. Позднее на могиле поставили памятник работы его друга, Александра Матвеева, с изображением спящего мальчика.


    Кузнецов Э. Д.

    1. Русакова А. А. "Борисов-Мусатов". Л., 1974.
    2. Мочалов Л. В. "Виктор Эльпидифорович Борисов-Мусатов". Л., 1976.
    3. Шилов К. "Борисов-Мусатов". М., 1986.
    4. Дунаев М. "В. Э. Борисов-Мусатов". М., 1993.

    Источник изображения http://www.rulex.ru/rpg/portraits/21/21324.htm

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье


    Добавить отзыв о человеке    Отзывов пока нет.


    Последние новости

    2005-06-28. Открывается выставка работ Врубеля и Борисова-Мусатова
    Выставка графических работ Михаила Врубеля и Виктора Борисова-Мусатова "Пророк и мечтатель" открывается в Государственной Третьяковской галерее (ГТГ). Как сообщили 'Росбалту' в информационном центре правительства столицы, в экспозиции демонстрируется около 100 графических работ Врубеля и 50 — Борисова-Мусатова из фондов ГТГ, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств им. Пушкина и частных коллекций Москвы.




  • Символы Борисова-Мусатова
  • Грезы Борисова-Мусатова
  • Новости
  • Биографии художников
  • Российские художники
  • Знаменитые Викторы
  • Кто родился в Год Лошади

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru