Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Биография Владимира Лукича Боровиковского


Поэт сентиментальности
Биографии художников
Российские художники
Знаменитые Владимиры
Художники-портретисты

Владимир Лукич Боровиковский (Портрет работы И.С. Бугаевского-Благорного) Владимир Лукич Боровиковский (24.7(4.8).1757, Миргорд - 6(18).4.1825, Петербург) - родился в небогатой семье, происходившей из украинских казаков. Отец его и два брата, Василий и Иван, были иконописцами, работавшими в окрестных храмах. Естественно, что иконописцем стал и Владимир. Помимо икон он писал и портреты, в духе той наивной полупрофессиональной живописи, которая была распространена на Украине. Случай помог ему расстаться с глухой провинцией. В 1787 году он исполнил две аллегорические картины для украшения одного из "путевых дворцов", возводившихся на пути следования Екатерины II в Крым. Кто-то из свиты императрицы обратил внимание на эти картины и на их автора. Скорее всего это был Н. А. Львов (архитектор, музыкант, поэт и художник), потому что уже в конце следующего года Боровиковский оказался в Петербурге, и именно в доме Львова.

Путь в Академию художеств (АХ) ему был закрыт по возрасту. Несколько лет (с 1792 года) Боровиковский брал уроки у И.-Б. Лампи, известного австрийского живописца, работавшего при дворе Екатерины II; предполагают еще, что он пользовался советами прославленного портретиста Д. Г. Левицкого. Этого ему оказалось достаточно, чтобы в совершенстве овладеть профессиональным мастерством. Уже в 1795 году Боровиковскому присвоено звание академика, а в 1802 году - советника АХ. Он сделался известным и даже модным портретистом, на него сыпались заказы от самых высокопоставленных особ, вплоть до членов императорской фамилии.

Третий великий русский портретист, пришедший вслед за Ф. С. Рокотовым и Д. Г. Левицким, Боровиковский работал очень много, и наследие его обширно и разнообразно. Он преуспевал и в парадном портрете (многие его произведения в этом жанре почитались за образцы), и в интимном, и в миниатюрном. Он был добросовестен н трудолюбив и все делал отлично: и многочисленные копии, которые ему заказывали не раз, и даже те портреты, в которых от него требовали следовать какому-нибудь модному образцу.

Расцвет его искусства был недолгим - чуть более десятка лет на рубеже XVIII- XIX веков, - но прекрасным. Именно тогда он создал два варианта необычного по своей лирической камерности портрета, изображавшего Екатерину II на прогулке в Царскосельском парке (1794; Александр Пушкин вспомнил о нем при написании эпизода встречи Маши с императрицей в "Капитанской дочке"); портрет статс-секретаря Д. П. Трощинского (ок. 1795), передающий внутреннюю силу этого незаурядного человека, выбившегося из низов; а также парадные портреты - удивительно красивый и экзотичный портрет Муртазы Кули-Хана (1796), пышный портрет А. Б. Куракина (ок. 1801), выразительно представляющий человека, которого за любовь к роскоши называли "бриллиантовым князем", а за редкостную спесь - "павлином". Все же наиболее ярко его талант раскрылся в серии женских портретов, исполненных им в те же годы: О. К Филипповой, Е. Н. Арсеньевой, М. И. Лопухиной, Е. А. Нарышкиной, В. А. Шидловской и др. Они не столь эффектны, как мужские, невелики по размерам, порой сходны по композиционному решению, но их отличает исключительная тонкость в передаче характеров, неуловимых движений душевной жизни и объединяет нежное поэтическое чувство.

Свое блестящее мастерство и зоркость глаза художник сохранял еще долго, но в 1810-х годах его активность ослабла. На смену прежним вкусам пришли новые, и имя Боровиковского отходит в тень, уступая место молодым именам: уже блистал Орест Кипренский. Старость Боровиковского была грустной. Одинокий человек, он и раньше довольствовался узким кругом друзей, а теперь совсем сделался нелюдимым, даже избегал писать письма. Его затянуло увлечение мистицизмом, но и здесь он не нашел отрады. В конце жизни Боровиковский более не писал портретов, а занимался только религиозной живописью. Последней его работой был иконостас для церкви на Смоленском кладбище в Петербурге, носящий следы болезненной экзальтированности. Боровиковский воспитал двух учеников, одним из которых был Алексей Венецианов, перенявший от своего наставника поэтическое восприятие мира.


Кузнецов Э. Д.

Литература.
1. Михайлова К. "Владимир Лукич Боровиковский". Л., 1968.
2. "В. Л. Боровиковский. Альбом". М, 1978.
3. Алексеева Т. В. "Владимир Лукич Боровиковский и русская культура рубежа 18-19 веков". М., 1978.

Источник портрета http://www.bg-gallery.ru/image.php?img_id=1603

Ссылки на эту страницу


Добавить комментарий к статье




Поэт сентиментальности
Биографии художников
Российские художники
Знаменитые Владимиры
Художники-портретисты
А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru