Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Биография Анны Петровны Остроумовой-Лебедевой


Сердце на кончике кисти
Мир искусства
Биографии художников
Российские художники
Знаменитые женщины по имени Анна

Анна Петровна Остроумова-Лебедева [5(17).5.1871, Петербург - 5.5.1955, Ленинград] - была дочерью крупного чиновника П. И. Остроумова (вторую фамилию она приобрела в 1905 году, выйдя замуж за известного ученого-химика С. В. Лебедева). Еще гимназисткой она стала посещать начальную школу при Центральном училище технического рисования барона А. Л. Штиглица. Потом обучалась и в самом училище, где увлеклась техникой гравюры, и в Академии художеств (АХ), где занималась живописью в мастерской Репина. В 1898-1899 годах работала в Париже, совершенствуясь в живописи (у Дж. Уистлера) и гравюре.

Поворотным в ее судьбе оказался 1900 год: художница дебютировала со своими гравюрами на выставке "Мира искусства" (с которым в дальнейшем прочно связала свое творчество), затем получила вторую премию за гравюры на конкурсе Общества поощрения художеств (ОПХ) и закончила АХ со званием художника, представив 14 гравюр.

Остроумовой-Лебедевой принадлежала главная роль в деле возрождения в России станковой гравюры на дереве как самостоятельного вида творчества - после долгого существования в качестве репродукционной техники; особенно велика заслуга художницы в возрождении гравюры цветной. Оригинальные приемы обобщения формы и цвета, выработанные ею, были усвоены и использованы многими другими художниками. Основной темой ее гравюр был Петербург, изображению которого она посвятила несколько десятилетий неустанного труда. Ее цветные и черно-белые гравюры - как станковые, объединенные в циклы ("Петербург", 1908-1910; "Павловск", 1922-1923, и др.), так и исполненные для книг В. Я. Курбатова "Петербург" (1912) и Н. П. Анциферова "Душа Петербурга" (1920) - до сих пор непревзойденны по точности ощущения и передачи величественной красоты города и по редкому лаконизму выразительных средств. Воспроизводимые по многу раз и по разным поводам, они давно стали хрестоматийными и пользуются исключительной популярностью.

По-своему интересны и незаурядны были произведения, создававшиеся художницей по впечатлениям от частых поездок - как за границу (Италия, Франция, Испания, Голландия), так и по стране (Баку, Крым). Часть из них была исполнена в гравюре, а часть - в акварели.

Одаренный и хорошо подготовленный живописец, Остроумова-Лебедева не могла работать с масляной краской, потому что ее запах вызывал у нее приступы астмы. Но она в совершенстве овладела трудной и капризной техникой живописи акварелью и занималась ею всю жизнь, создавая превосходные пейзажи и портреты ("Портрет артиста И. В. Ершова", 1923; "Портрет Андрея Белого", 1924; "Портрет художницы Е. С. Кругликовой", 1925, и др.).

Войну Остроумова-Лебедева провела в блокадном Ленинграде, не оставляя любимого дела и завершая работу над третьим томом "Автобиографических записок". Последние годы жизни художницы были омрачены надвигающейся слепотой, но, пока было возможно, она продолжала трудиться.


Кузнецов Э. Д.

Литература.
1. Остроумова-Лебедева А. П. "Автобиографические записки". М., 1974.
2. Богданов А. "А. П. Остроумова-Лебедева". Л., 1976.
3. Полякова Е. "Город Остроумовой-Лебедевой". М., 1983.
4. "Графика А. П. Остроумовой-Лебедевой. Гравюра и акварель". М., 1984.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Сердце на кончике кисти
    Мир искусства
    Биографии художников
    Российские художники
    Знаменитые женщины по имени Анна
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru