Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • Информация о Италии
  • Хорватия - страна для путешественников
  • Биография Николая Егоровича Жуковского

  • Знаменитые Николаи


  • Николай Егорович Жуковский [5(17).1.1847 - 17.3.1921] - российский ученый в области механики, основоположник современной гидроаэродинамики. Родился в семье инженера-путейца. В 1868 году окончил физико-математический факультет Московского университета по специальности прикладная математика. С 1870 года преподаватель физики 2-й Московской женской гимназии, с 1872 года преподаватель математики, с 1874 года доцент по кафедре аналитической механики Московского высшего технического училища (МВТУ). В 1876 году защитил магистерскую диссертацию "Кинематика жидкого тела". За исследование "О прочности движения" Жуковскому была присуждена степень доктора прикладной математики (1882). С 1885 года преподавал теоретическую механику в Московском университете. В МВТУ и Московском университете Жуковский работал до конца жизни. В 1894 году Жуковский был избран член-корреспондентом Петербургской АН; в 1900 году выдвинут кандидатом в действительные члены Петербургской АН, но снял свою кандидатуру, не желая оставлять преподавание в Московском университете и МВТУ, т. к. избрание означало бы переезд в Петербург. В 1905 году избран президентом Московского математического общества.

    В 1902 году под руководством Жуковского при механическом кабинете Московского университета была сооружена одна из первых в Европе аэродинамических труб. В 1904 году под его руководством в поселке Кучино под Москвой был создан первый в Европе аэродинамический институт. В том же году Жуковский организовал воздухоплавательную секцию в обществе любителей естествознания, антропологии и этнографии. В 1910 году при непосредственном участии Жуковского в МВТУ была открыта аэродинамическая лаборатория. В 1910-12 годах Жуковский прочитал в МВТУ курс лекций "Теоретические основы воздухоплавания", в котором были систематизированы теоретические работы самого Жуковского, его ученика С. А. Чаплыгина, а также экспериментальные исследования аэродинамических лабораторий Московского университета, МВТУ и зарубежных лабораторий. С 1913 года Жуковский преподавал на курсах офицеров-летчиков при МВТУ, там же было создано авиационное расчетно-испытательное бюро, в котором под руководством Жуковского разрабатывались методы аэродинамического и прочностного расчета самолетных конструкций. Во время Первой мировой войны Жуковский разрабатывал теорию бомбометания, занимался вопросами баллистики артиллерийских снарядов, читал курс по баллистике, воздухоплаванию, специальным вопросам гидромеханики и работал над различными проблемами теоретической механики.

    После Октябрьской революции Жуковский и руководимый им коллектив ученых сразу включились в дело создания советской авиации. В декабре 1918 года Советским правительством по предложению Жуковского был учрежден Центральный аэрогидродинамический институт (ЦАГИ), руководителем которого он был назначен. Основанные Жуковским теоретические курсы для военных летчиков были реорганизованы в Московский авиационных техникум, на базе которого в 1920 году был создан институт инженеров Красного воздушного флота (с 1922 года - Военно-воздушная инженерная академия им. Н. Е. Жуковского).

    Жуковский создал единую научную дисциплину - экспериментальную и теоретическую аэродинамику, развитие которой неразрывно связано с прогрессом самолетостроения. Первые исследования Жуковского по теории полета относятся к 1890 году. Работа "О парении птиц" (1891), в которой исследуется механизм парения с набором высоты, впервые рассматриваются возможные эволюции при парении, в том числе "мертвая петля" (петля Нестерова), и работа "О наивыгоднейшем угле наклона аэропланов" (1897) послужили основанием для создания аэродинамического расчета самолета. В статьях "К теории летания" (1890), "О крылатых пропеллерах" (1898), "О полезном грузе, поднимаемом геликоптером" (1904) рассматриваются вопросы тяги винта. В работах "О падении в воздухе легких продолговатых тел, вращающихся около своей продольной оси" (1906) и "О присоединенных вихрях" (1907) Жуковский изложил открытый им в 1904 году принцип образования подъемной силы крыла аэроплана и сформулировал теорему, позволяющую определять ее величину. Теорема Жуковского, устанавливающая связь подъемной силы крыла с циркуляцией, является основой аэродинамики. В цикле работ Жуковского 1910-1912 годов "О контурах поддерживающих поверхностей аэропланов" (1910), "Геометрические исследования о течении Кутта" (1911-12) и др. и в ряде работ С. А. Чаплыгина предложена гипотеза о сходе струй потока с задней кромки, давшая способ определения циркуляции и утвердившая фундаментальное значение теоремы Жуковского для авиации. В этих работах развит математический аппарат для решения задач обтекания крыла, дан метод построения теоретических "профилей Жуковского". В 1912-18 годах Жуковский опубликовал 4 статьи под общим названием "Вихревая теория гребного винта", в которых, опираясь на разработанную им теорию крыла, установил законы распределения скоростей у лопасти винта, послужившие теоретической основой для проектирования воздушных винтов.

    В работах "Динамика аэропланов в элементарном изложении" (1913-16), "Аэродинамический расчет аэропланов" (1917), "Исследование устойчивости конструкций аэропланов" (1918), "К задаче о прочности аэропланов" (1918), "Элементарная теория устойчивости аэропланов" (1920) Жуковский создает основы аэродинамического расчета самолета, расчета динамической продольной устойчивости и прочности самолетов.

    Жуковский является автором многочисленных оригинальных исследований в области механики твердого тела, астрономии, математики, гидродинамики и гидравлики, прикладной механики, теории регулирования машин и др. Для его работ характерно сочетание глубоких теоретических изысканий с инженерным подходом к решению технических задач. Он был также автором классических учебников по теоретической механике для университетов и технических вузов.

    В ознаменование 50-летия научной деятельности Жуковского и больших заслуг его как "отца русской авиации" в 1920 году был издан декрет Совета Народных Комиссаров за подписью В. И. Ленина об учреждении премии им. Н. Е. Жуковского за лучшие труды по математике и механике, об издании трудов Жуковского, а также о ряде льгот для самого ученого. В связи со 100-летием со дня рождения Жуковского в январе 1947 года Совет Министров СССР учредил 2 ежегодные премии им. Н. Е. Жуковского, стипендии им. Н. Е. Жуковского для студентов старших курсов Московского университета, Московского авиационного института и МВТУ им. Н. Э. Баумана; в Москве и городе Жуковском Московской области сооружены памятники ученому, создан научно-мемориальный музей Жуковского в Москве, реставрирован музей на родине Жуковского.


    Большая советская энциклопедия.

    Литература.
    1. Келдыш М. В. "Научное наследство Н. Е. Жуковского", "Техника воздушного флота", 1947, 1 (226).
    2. Лейбензон Л. С. "Н. Е. Жуковский", М. - Л., 1947.
    3. Голубев В. В. "Н. Е. Жуковский", М., 1947.
    4. Христианович С. А. "Научное наследие Н. Е. Жуковского", М., 1951.
    5. Космодемьянский А. А. "Н. Е. Жуковский", М., 1969.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье



  • Знаменитые Николаи

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru