Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Самое популярное

Интересно

Информация о Италии
Чехия. Хоббитания в центре Европы

Биография Джоакино Антонио Россини (Gioachino Antonio Rossini)


Персонажи опер Россини
Смерть Россини
Интересные факты
Кулинарная опера Джоакино Россини
Итальянские композиторы
Биографии композиторов
Рыбы (по знаку зодиака)
Известные итальянцы
Интересные факты о людях
Интересные факты о композиторах

Джоакино Антонио Россини (Rossini) (29.02.1792 - 13.11.1868) - итальянский композитор, прозванный "пезарским лебедем". Сын трубача и оперной певицы. В детстве Россини переселился в Болонью, где начались его занятия на клавесине; он также занимался пением. 15 лет Россини поступил в Болонский музыкальный лицей, где проучился до 1810 года; его педагогом по композиции был аббат Маттеи. Одновременно Россини начал дирижировать оперными спектаклями. К этому же времени относятся первые творческие опыты Россини - вокальные номера для странствующей труппы и одноактная комическая опера "Вексель на брак" (1810).

В последующие годы Россини написал несколько маленьких комических опер, так называемых "фарсов" (даты пост.) - "Счастливый обман" (1812), "Шелковая лестница" (1812), "Пробный камень" (1812), "Странный случай" (1812), "Синьор Брускино" (1813). Постановки этих опер в разных театрах сделали имя Россини широкоизвестным в Италии.

К 1813 году относится начало зрелого периода творчества Россини. Комическая опера "Итальянка в Алжире" и большая героическая опера "Танкред" (обе пост. 1813, Венеция) определили основные его линии. В этих операх нашли отражение патриотические чувства итальянского народа после наполеоновских войн и в период борьбы за национальное воссоединение.

В 1814 году написана комическая опера Россини "Турок в Италии", а в 1815 году - большая историческая опера "Елизавета Английская", поставленная в неаполитанском театре "Сан-Карло". Для этого же театра Россини написал некоторые свои оперы.

В 1816 году в Риме впервые поставлен шедевр Россини в области комической оперы - "Севильский цирюльник" на сюжет 1-й части трилогии Бомарше. Эта опера явилась итогом и обобщением векового развития итальянской оперы-буфф. Следующие комические оперы Россини, как и Доницетти, ничего принципиально нового не внесли, при всех их индивидуальных художественных достоинствах. "Севильский цирюльник" Россини написал в рекордно короткий срок (около 20 дней). Не успев написать увертюру, он использовал в этой опере увертюру из "Елизаветы". Музыка "Севильского цирюльника", темпераментная, сверкающая остроумием и весельем, коренится в излюбленных жанрах итальянской народной танцевальности и песенности. Характеристики действующих лиц (преимущественно в ариях) отличаются меткостью и образной рельефностью. Ансамбли чрезвычайно динамичны. Все это обеспечило "Севильскому цирюльнику" долгую жизнь на оперных сценах всего мира.

В том же 1816 году в Неаполе была поставлена опера Россини "Отелло, или Венецианский мавр" на сюжет трагедии Шекспира. Здесь уже достаточно заметны веяния романтизма, охватившего итальянское оперное искусство в первой половине 19 века; в последнее действие оперы композитор ввел не свойственную итальянской опере-сериа народную песню венецианского гондольера, под влиянием которой возникает простая грустная мелодия песни Дездемоны об ивушке - тоже в народном духе.

После "Севильского цирюльника" Джоакино Россини написал несколько комических опер. К ним относятся "Золушка" (пост. 1817) и отчасти "Сорока-воровка" (пост. 1817). Последняя целиком не укладывается в рамки жанра оперы-буфф. К ней обычно применяется определение semiseria ("полусерьезная"), потому что комедийные положения отодвигаются на задний план, а на первый выдвигается дидактическое, морализующее начало. Это скорее мещанская мелодрама.

Потеряв интерес к комической опере, Россини в дальнейшие годы посвящает свое творчество преимущественно опере героико-патриотической. В этом следует видеть отражение роста патриотических чувств и национального самосознания в период освободительной борьбы итальянского народа. Для того же неаполитанского театра он пишет оперы (даты пост.) - "Армида" (1817), "Моисей в Египте" (1818), "Гермиона" (1819), "Женщина с озера" по сюжету поэмы В. Скотта (1819), "Магомет II" (1820), "Зельмира" (1822) и др. В героических операх Россини широко пользуется хорами и большими ансамблями, подготовляя тем самым монументальный стиль последней своей оперы "Вильгельм Телль".

После подавления восстания карбонариев в 1820-1821 годах Россини вместе с труппой неаполитанского театра покинул Италию и выехал на гастроли в Вену, где с триумфом ставил свои оперы. Слава Россини затмила даже славу великого Бетховена. Вернувшись на короткое время в Италию для постановки в Венеции оперы "Семирамида" (1823), Россини через Лондон выехал в Париж, с которым связывает всю дальнейшую жизнь и работу. В Париже Россини занимал пост директора театра Итальянской оперы.

Во французской столице он поставил в переработанном виде свои оперы "Моисей" и "Магомет II" (под новым названием "Осада Коринфа"), написал для театра "Опера-комик" "Графа Ори" (1828), а для театра "Гранд-опера" - "Вильгельма Телля" (1829), оказавшегося его последним оперным произведением. "Вильгельм Телль", написанный на сюжет драмы Шиллера, явился высшим достижением и обобщением героико-патриотической линии творчества Россини. Изображаемое в опере восстание швейцарского народа против австрийских поработителей было чрезвычайно актуально в годы борьбы Италии против меттерниховской Австрии, распространившей свое иго на многие области Италии. Этот же героико-революционный сюжет оперы отвечал и настроениям широких демократических кругов французского общества в период, предшествовавший июльской революции 1830 года в Париже. Обилие хоровых массовых сцен, общий приподнято-ораторский тон (особенно в партии главного героя), большой оркестр, играющий весьма активную роль, - все это придает опере "Вильгельм Телль" характер монументального спектакля, требующего большого театра и большой сцены. Локальный колорит (использование в музыке характерных швейцарско-тирольских напевов), образы природы (озера, горный ландшафт Швейцарии) накладывают печать романтизма. Опера "Вильгельм Телль" Россини наряду с "Немой из Портичи" Обера (пост. 1828) явилась важным звеном в цепи событий, составивших историю "большой французской оперы" от парижских опер Глюка и Спонтини к историко-романтическим операм Мейербера.

Не обращаясь более к оперному искусству, Россини, как директор театра Итальянской оперы в Париже, привлекал к работе своих младших современников Беллини, Доницетти и др. К 1830-м годам относится ряд духовных произведений Россини, в т. ч. знаменитая "Stabat mater", сборник песен "Музыкальные вечера", ансамбли, хоры и разные сочинения, написанные на случай (в связи с общественными событиями, юбилеями, выставками и т.д.).

В 1836-1853 годах Россини снова находился в Италии, затем он вернулся в Париж.

Около 40 опер Джоакино Россини определяют в первую очередь огромное историческое и художественное значение его творчества, в котором можно различить два направления: комической оперы, которой он подвел блестящий итог, и героико-патриотической, сыгравшей важную роль для дальнейшего развития этого жанра в творчестве Беллини и молодого Верди.

Правда, Россини отдал дань не только хорошей, но и плохой традиции итальянского оперного искусства, выражающейся в господстве вокальной виртуозности, в гедоническом культе "чистой" вокальности в ущерб драматическому смыслу. Больше всего внешней вокальной виртуозности, колоратурного пения наблюдается в неаполитанских операх Россини (1815-1823). Но в лучших комических операх Россини ("Итальянка в Алжире", "Севильский цирюльник", "Золушка") вокальная виртуозность имеет образный смысл, служит одним из средств музыкальной характеристики. В последней же опере "Вильгельм Телль" вся вокальная сфера отличается глубокой драматической правдивостью и выразительностью.

Джоакино Россини обладал редким мелодическим дарованием. Нескончаемый поток пленительных мелодий, то задушевно-лирических, то искрометных, заполняет музыку его опер, которую Пушкин сравнил с молодыми поцелуями, струей и брызгами зашипевшего аи. Оркестр в операх Россини не ограничивается аккомпанирующей ролью - он отличается драматургической выразительностью, участвует в характеристиках героев и сценических ситуаций.

Если композиция опер Россини традиционная (музыкальные номера, чередующиеся с речитативами), то по существу его творчество привело к обновлению основных направлений итальянского оперного искусства и определило дальнейшие его пути.


Б. В. Левик.

Литература.
1. Стендаль "Жизнь Россини". Собрание сочинений, т. 8, М., 1959.
2. Серов А. "Россини". Избранные статьи, т. 1, М.-Л., 1950.
3. Хохловкина А. "«Севильский цирюльник» Дж. Россини". М., 1964.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Персонажи опер Россини
    Смерть Россини
    Интересные факты
    Кулинарная опера Джоакино Россини
    Итальянские композиторы
    Биографии композиторов
    Рыбы (по знаку зодиака)
    Известные итальянцы
    Интересные факты о людях
    Интересные факты о композиторах
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2018
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru