Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Биография Эдуарда Францевича Направника


Биографии композиторов
Чешские композиторы
Знаменитые Эдуарды
Российские композиторы

Эдуард Францевич Направник С именем Эдуарда Францевича Направника (1839 - 1916) - одного из крупнейших оперных и симфонических дирижеров XIX века, талантливого музыкально-общественного деятеля, незаурядного композитора - связаны славные страницы расцвета русской культуры XIX-начала XX столетий. За полвека работы в Мариинском оперном театре Петербурга он подготовил свыше ста опер и продирижировал ими, под его руководством было осуществлено около восьмидесяти премьер, из которых более половины составляли произведения русских авторов, в том числе Даргомыжского, Серова, Рубинштейна, Мусоргского, пять опер Ц. А. Кюи, семь - Римского-Корсакова и все оперы Чайковского. Благодаря неустанной, самозабвенной и исключительно целенаправленной работе Направника исполнительский коллектив русской оперы достиг небывалых высот и театр по праву стал гордостью отечественной культуры.

Чех по национальности, Направник в 1861 году приехал в Петербург, по его словам, "из-за симпатии к славянам и особенно к России, как у всех чехов". Сын сельского учителя и регента хора, двадцатидвухлетний музыкант к тому времени уже был опытным органистом, получившим в Пражской консерватории разностороннее музыкальное образование. Отличительной чертой талантливого музыканта была неутомимость в познании нового, постоянное стремление к самосовершенствованию. Так, заняв по приезде пост капельмейстера в оркестре Н. Б. Юсупова, Направник, никогда не порывавший связей с родиной, быстро осваивает русский язык, активно знакомится с музыкальной культурой русской столицы и даже принимает участие в камерных вечерах как пианист.

Подлинный же масштаб его дарования раскрылся в петербургском Мариинском оперном театре, куда он был приглашен в 1863 году и где проработал более полувека. Направник неожиданно для себя оказался в центре обостренной идейно-художественной борьбы за национально-демократические идеалы, народность, реализм в искусстве. Восприняв актуальные задачи, стоявшие перед музыкальной культурой, и в частности перед ним как капельмейстером оперы, Направник стремился поддерживать русское национальное искусство. Так, уже за первое десятилетие своей работы он поставил четырнадцать русских новых опер: "Вражья сила", "Каменный гость", "Псковитянка", "Борис Годунов", "Опричник", "Демон", "Кузнец Вакула" и другие. С глубоким уважением дирижер относился к операм Глинки. Напомним, что именно Направник заложил реалистические и глубоко демократические традиции исполнения оперы "Иван Сусанин" (продирижировав ею свыше пятисот раз), а в 1871 году возобновил, раскрыв все купюры, оперу "Руслан и Людмила", постановка которой, по словам Стасова, "самая замечательная, самая талантливая и верная из всех, какие только у нас бывали", "осталась... законом и указанием для всех последующих".

Добавим, что с 1864 года Направник параллельно выступал и как симфонический дирижер, а в 1869-1881 годах руководил симфоническими концертами Русского музыкального общества. И в опере, и на концертной эстраде его исполнение произведений крупнейших русских композиторов, независимо от личных симпатий, на протяжении всей дирижерской деятельности отличалось глубиной интерпретации, точностью воспроизведения музыкального замысла.

"Это был неутомимый труженик, - писал известный русский театральный деятель В. А. Теляковский, - отличный музыкант, прекрасный, справедливый и добрый человек, близко принимавший к сердцу все, что касалось русской оперы". Введя строгую творческую дисциплину, Направник стал для музыкантов наставником, репетитором, педагогом, требуя ревностного служения искусству. Деятельность дирижера, однако, протекала в нелегких условиях: произвол императорской конторы, бездушие чиновников, косность и невежество Комитета капельмейстеров, далеких от русской культуры, ориентированные на Запад вкусы двора - вот атмосфера, окружавшая Направника, ставшего главным капельмейстером оперы в 1869 году. И надо отдать должное, дирижер с честью выдержал все испытания и проявил себя как выдающийся организатор, подлинный руководитель музыкальной части театра, добился исключительно высокого уровня исполнения, восхищавшего многих выдающихся дирижеров мира (Ф. Мотля, А. Никиша и других), приезжавших на гастроли в Петербургскую оперу.

Но не все в русской музыке было Направнику одинаково близко, не всегда он был объективен. Его суждениям об искусстве иногда была присуща некоторая двойственность, вызванная с одной стороны, официальным положением главного капельмейстера столичного императорского театра, с другой - противоречиями века, борьбой нового со старым. Нельзя не отметить и определенного консерватизма художественно-эстетических взглядов дирижера, что мешало ему понять и по достоинству оценить новаторство и развитие композиторами "Могучей кучки" художественных принципов М. И. Глинки. Значительно ближе Направнику было оперное творчество и музыкально-эстетические взгляды П. И. Чайковского. Тяжело переживая кончину композитора, своего близкого друга, в концерте, посвященном памяти Чайковского, дирижер гениально исполнил его Шестую симфонию, заложив основы традиций ее современной интерпретации.

Много сделал Направник для популяризации в России чешской музыки, а также шедевров итальянской, французской и немецкой школ, в частности опер Вагнера.

Обширное и разнообразное по жанрам композиторское наследие Направника заняло определенное место в панораме музыкальной культуры XIX века. Мелодичное, но лишенное самобытности, оно укладывалось в русло художественно-эстетических традиций времени. Вместе с тем беспорным творческим достижением Направника явилась опера "Дубровский", созданная на сюжет повести Пушкина в 1894 году и до сих пор пользующаяся популярностью на оперных сценах мира.

"Вся русская музыка, - писал Г. А. Ларош, - прошла под его жезлом и, мало-помалу налагая свою печать на его дирижирование, в конце концов сделала и его самого истинно русским художником". Постоянные усилия Направника по пропаганде русской оперы увенчались не только процветанием главного русского театра страны, но и воспитанием нескольких поколений публики, ценящей и любящей русское оперное искусство".


В. Руденко.
"Ежегодник памятных музыкальных дат и событий. 1989", М., "Музыка", 1988.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Биографии композиторов
    Чешские композиторы
    Знаменитые Эдуарды
    Российские композиторы
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2024
    dilet@narod.ru