Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно
  • Рассказы о Вене
  • Город в городе. Прага еврейская
  • Биография Мориса Утрилло (Maurice Utrillo)

  • Французские художники
  • Биографии художников


  • Творчество Мориса Утрилло (Maurice Utrillo) (1883-1955) значительно обогатило французскую пейзажную живопись начала XX века. Вместе с Марке и Боннаром он принадлежал к поколению, сменившему в области городского пейзажа художников-импрессионистов. Не примкнувший ни к одному направлению, получавший уроки только у своей матери Сюзанны Валадон, Утрилло создал свой собственный образ Парижа, мир, пронизанный чувством одиночества и скрытой тревоги.

    До 1906 года художник подписывал свои работы как Морис Валадон, затем остановился на имени усыновившего его, когда он был восьмилетним мальчиком, друга его матери испанца Мигеля Утрилло-и-Молинс. Поначалу занимаясь искусством под давлением матери, старавшейся приохотить сына к какому-то ремеслу, Морис вскоре увлекся живописью: всю жизнь она помогала ему преодолевать тоску и безнадежность.

    Утрилло писал Монмартр, этот по его словам "оригинальный квартал Парижа с его провинциальными уголками и нравами богемы". Там, в стороне от центральных площадей и бульваров столицы Франции начала XX века он открыл красоту захолустных улочек, живописность черепичных крыш и потрескавшихся стен.

    Наиболее интересный и плодотворный период в искуссве Утрилло - это 1910-е годы. Ранее наиболее оригинальными были у него изображения французских соборов, мощных, давящих своей тяжестью; они вдруг зажили на холстах живописца своей самостоятельной жизнью. Но мировую славу принесли Утрилло виды Монмартра. При всей поэтической обыденности Монмартр в интерпретации Утрилло постоянно вызывает чувство щемящей горечи. Улицы пустынны, люди как будто спрятались в неуютных домах с плотно закрытыми дверьми и спущенными жалюзи. Земля закованна в тяжелый панцирь брусчатых мостовых, здания зияют слепыми провалами окон, топорщатся колючими оградами. Человек, бредущий по этим безлюдным улицам, мимо этих равнодушных зданий, должен остро чувствовать свое одиночество и неприкаянность. Горькая пустота, тоскливое беспокойство витает в этих мирных провинциальных уголках. Утрилло великолепно чувствует фактуру оштукатуренных стен, изъеденного временем камня, шероховатого песчаника. Чтобы живописно передать все это, он пишет не просто маслом, но мешает его с песком, добавляет клей, известь, накладывает кусочки мха, листики бумаги. Он работает пастозно, густо, порою наносит краску на холст ножом, разглаживает ее пальцами. С помощью белого цинка, желтого хрома, кобальта, вермийона, темного краплака художник создает утонченную, деликатную и очень насыщенную цветовую гамму. Упрощая реальные формы, он сводит очертания предметов к их основе, свободно обобщает контур. Часто на первом плане изображена плоскость ограды или стены дома. В контрасте с этой весомой, фактурно выявленной поверхностью очертания уходящих в глубину строений и редких деревьев приобретают особенную остроту. Живописные пятна чередуются с резкими графическими линиями, вертикали с горизонталями, объемы с пустотами.

    Пейзажи Утрилло одухотворены болью, страданиями человека; мертвые формы, которые создает он, способны чувствовать и тосковать. Пространство замкнуто, заковано, сдавлено стенами, взгляд всегда упирается в тупик, из которого нет выхода. Но это оцепеневшее пространство, где время словно остановилось, полно тревоги, но конкретно и ощутимо.

    После Первой мировой войны в искусстве Утрилло наблюдаются некоторые изменения. Тема Монмартра продолжает оставаться главной, хотя и разнообразится рядом новых мотивов. Колорит же становится менее сдержанным, более светлым, звучным, полихромным. Краска кладется тоньше, начинает блестеть на холсте. Теперь Утрилло особенно любит писать город в праздничные дни, когда он разукрашен трехцветными флагами, яркими полотнищами и афишами. Художник начинает замечать цветы на балконах, красоту раскидистых крон деревьев, свежие чистые хлопья снега на крышах и мостовых ("Кабачок "Резвый кролик"). Однако регулярная организованность композиции, тяготеющая подчас к симметрии, возрастающая сухость контура со временем начинают придавать его работам некоторую схематичность и жесткость.

    Но даже в поздних произведениях Утрилло с их резкой геометризацией линий, плоскостностью объемов есть удивительная привлектельность. Плоскотность придает архитектуре в его пейзажах странный оттенок декораций, а миру - некое сходство с театром марионеток, чаще всего грустным, но в то же время трогательным и в чем-то наивным.

    Признание пришло к Утрилло поздно, когда он уже сказал в своей живописи все, что хотел и мог сказать. Старый Монмартр умер, и вместе с ним ушло вдохновение его "портретиста". Темы, которым художник преданно, с такой любовью служил своей кистью в годы творческого подъема, были исчерпаны, и позже пейзажи его, регулярно появляющиеся на выставках, стали казаться странным анахронизмом, чем-то давным-давно пережившим свое время. Последние десятилетия жизни Утрилло творчески были целиком замкнуты прошлым.


    Литература.
    "М. Утрилло. Париж" (Альбом). Автор-составитель М. Прокофьева, М., 1969.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье



  • Французские художники
  • Биографии художников

  • А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2017
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru