Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайный запрос

Интересно

Карнавал в Венеции: спектакль на улицах древнего города
Магическая Прага. Город исполнения желаний

Биография Рене Клера (Rene Clair)


Французские режиссеры
Биографии режиссеров
Знаменитые люди по имени Рене

Рене Клер (настоящая фамилия Шомет, Chomette) (11.11.1898 - 15.03.1981) - французский режиссер. Член Института Франции (1960). Участвовал в Первой мировой войне, был журналистом и кинокритиком. В кино дебютировал как актер в фильме-балете Л. Фуллер "Лилия жизни" (1920), снимался в фильмах Л. Фёйада и Протазанова. Был ассистентом режиссера Ж. Баронселли. Первая работа Рене Клера - фантастическая комедия "Париж уснул" ("Дьявольский луч", 1923). В этом фильме, как и во многих последующих, Клер был автором сценария. Короткометражный фильм "Антракт" (1924) предназначался для дадаистического балетного спектакля "Представление отменяется" (сценарий Ф. Пикабия, композитор Сати, балетмейстер Ж. Бёрлин). Фильм "Призрак Мулен Ружа" и "Воображаемое путешествие" (1925) были построены на сказочно-фантастических сюжетах. В ранних фильмах Клер широко пользовался приемами фарсового комизма, эксцентрики, формальными трюками (последнее послужило основанием для причисления его к направлению "Авангард"). Лучшая картина немого периода - "Соломенная шляпка" (по Э. Лабишу, 1927), где Клер, не отказываясь от трюкового комизма, больше внимания уделил жизненным наблюдениям.

С 1930-х годов в творчестве Рене Клера определились две линии: лирическая, связанная с поэтическим переосмыслением жизни социальных низов, и сатирическая, направленная на обличение буржуазного общества. В своем первом звуковом фильме "Под крышами Парижа" (1930) Клер широко использовал музыкальные лейтмотивы и крайне сдержанно - возможности звучащего слова. Наивный сюжет послужил Клеру канвой для создания стилизованной картины жизни "маленьких людей". Проникнутый лиризмом, фильм связан с традицией парижской уличной песенки. К той же линии принадлежат фильмы "Миллион" (1931), где сильны также пародийные и сатирические моменты, и "14 июля" (1933). В фильме "Последний миллиардер" (1934, премия Международного кинофестиваля в Москве, 1935) Клер подверг осмеянию буржуазный парламентаризм, политические интриги, нарождающийся фашизм. Комедийно-ироничной направленностью отличались и два фильма, поставленные в Великобритании, - "Призрак едет на Запад" (1935) и "Ошеломляйте новостями" (1938). В 1940-1946 годы Клер жил в США, где поставил несколько фильмов: из них наибольший интерес представляет комедия "Я женился на ведьме" (1942), в которой характерные для для режиссера фантастические мотивы сочетаются с саркастическими выпадами по адресу американского образа жизни. В фильмах, поставленных за пределами Франции, Клер сохранил излюбленные темы и комедийные приемы, но его манера во многом утратила свое поэтическое очарование.

Во Франции Клер поставил фильм "Молчание - золото" (1947) - ностальгическую комедию о ранних годах кинематографа. В фильме "Красота дьявола" (1949, сценарий с А. Салакру) - современном варианте легенды о Фаусте - решался вопрос: способно ли человечество совладать с разрушительными силами, которые предоставила в его распоряжение наука. Фильм "Ночные красавицы" (1952) в форме пародии на фильм Д. У. Гриффита "Нетерпимость" развивал клеровскую тему мечтательного, неприспособленного к жизни композитора. В фильме "Большие маневры" (1955) Клер раскрывал душевную диалектику своих героев, превращающих легкую любовную интрижку в серьезное чувство. В этой драматической комедии, как и в двух предыдущих картинах, ярко проявилось актерское дарование Жерара Филипа. Картина "Порт де Лила" (1957, в нашем прокате "На окраине Парижа") продолжила тему поэтизации жизни "маленьких людей", вытесненных буржуазным обществом. В фильме "Все золото мира" (1961) осмеивались дельцы, готовые эксплуатировать все, что попадает к ним в руки. Творчество Клер завершает "костюмная" комедия "Галантные празднества" (1965, в нашем прокате "Праздники любви"). В 1971 году вышла его пьеса "Странное творение небес", в 1976 - сборник рассказов "Игра случая".

Вклад Рене Клера во французское киноискусство определяется оригинальностью его авторского видения, высокой общей культурой, опорой на театральные и литературные традиции, чуткостью к проблемам современной жизни, демократической направленностью творчества. Рене Клеру присуждена Юбилейная премия на Международном кинофестивале в Москве (1979).


"Кино". Энциклопедический словарь. М., "Советская энциклопедия", 1986.

  • Ссылки на эту страницу


  • Добавить комментарий к статье




    Французские режиссеры
    Биографии режиссеров
    Знаменитые люди по имени Рене
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2018
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru