Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Франция. Страна вежливых рационалистов
Марокко. Горький "шоколад" за синим морем

Биография Кристофа Виллибальда Глюка (Gluck)


Афоризмы Глюка
Композитор Кристоф Виллибальд Глюк
Немецкие композиторы
Биографии композиторов
Раки (по знаку зодиака)
Кто родился в Год Лошади

Кристоф Виллибальд Глюк Кристоф Виллибальд Глюк (02.07.1714 - 15.11.1787) - немецкий композитор, по национальности чех (по другой версии - немец). Сын лесничего. В раннем детстве переехал с родителями в Чехию. В 1727 году семья поселилась в Эйзенберге, близ Комотау. В 1731 году поступил в Пражский университет на философское отделение. Возможно, что в это время Глюк брал уроки музыки у знаменитого чешского музыканта Б. Черногорского. В 1735 или 1736 году Глюк переехал в Вену, где поступил на службу к графу Лобковицу, а отсюда - в Милан, в качестве камер-музыканта капеллы князя А. М. Мельци. В Милане Глюк 4 года занимался у Дж. Б. Саммартини. В 1741 году он дебютировал оперой "Артаксеркс" (на либретто П. Метастазио), за которой последовали другие, в стиле итальянской музыки того времени, написанные также на мифологические и легендарно-исторические сюжеты П. Метастазио. Глюк писал и отдельные номера для опер других композиторов. Постановки опер Глюка "Деметрий" (1742), "Демофонт" (1742), "Тигран" (1743), "Гиперместра" (1744) и др. проходили с большим успехом, и в 1745 году он получил заказ на сочинение двух опер от английского театра. Глюк переехал в Лондон, где познакомился с Генделем. В марте 1746 года в Лондоне состоялся совместный концерт Генделя и Глюка.

Оратория Генделя, а также и оперы Рамо, которые Глюк слышал, будучи в Париже, произвели на молодого композитора глубокое впечатление. Постепенно Глюк пришел к мысли, что основой оперы должны быть не отдельные арии, мало связанные между собой, а последовательно развивающееся действие. Он стремился в своем творчестве к более тесной связи между словом и музыкой, все более отходил от внешнего блеска и виртуозности, господствовавших в то время на итальянской сцене.

В 1747-50-х годах оперы Глюка ставились под его управлением в ряде европейских городов (Дрезден, Гамбург, Вена, Прага, Копенгаген и др.). Уже его опера "Узнанная Семирамида" (пост. 1748) заметно отличается от предыдущих. В 1752 году Глюк окончательно поселился в Вене. В 1754-1764 годах он был дирижером Венской придворной оперы, для которой написал несколько комических опер в стиле модной в те годы французской оперы-буфф. Из них наибольший успех имели "Одураченный кади" (1761) и особенно "Непредвиденная встреча" (1764; известна также под названием "Пилигримы из Мекки"). Для Вены Глюк создал также несколько балетов (танцевальных драм), в том числе "Дон-Жуан", поставленный известным хореографом Анджолини.

Но первым произведением, с которого начинается решительный отход Глюка от старых оперных традиций, была опера "Орфей и Эвридика" (пост. 1762, Вена; 2-ая редакция, пост. 1774, Париж). В отличие от прежних опер в "Орфее" Глюк стремился к цельности и органичности музыкально-сценического развития, сознательно исключая все внешние эффекты. Большую роль в реформе Глюка оперы-сериа сыграло содружество с прекрасным либреттистом, которого он нашел в лице Р. Кальцабиджи.

Более последовательно свои реформаторские идеи Глюк осуществил в операх "Альцеста" (пост. 1767, Вена) и "Парис и Елена" (пост. 1770, Вена). Новые творческие задачи Глюк сформулировал в известном предисловии к опере "Альцеста", где писал, что его цель - усилить музыкой выразительность поэзии, драматизировать оперу; что ради этого он отказывается от угождения певцам, от условности оперного пения; что его увертюры должны быть "вступительным обзором содержания оперы", и, наконец, что в основе всей драмы должен быть "язык сердца, сильные страсти". Тесно связывая речитативы с ариями и хорами. Глюк в то же время усиливает мелодическую выразительность самих арий. Значительно повышает Глюк выразительную роль оркестра сопровождения оперы; хор и балет органически включаются им в драматургический план. "Простота, правда и естественность - вот три великих принципа прекрасного во всех произведениях искусства", - писал Глюк.

В 1773 году Глюк прибыл в Париж для постановки своей новой оперы "Ифигения в Авлиде" по трагедии Расина. Реформа Глюка вызвала в предреволюционном Париже горячую дискуссию. Слушатели разделились на два лагеря: сторонников драматического направления - "глюкистов", которые считали музыку Глюка созвучной просветительским идеям Руссо, и "пиччиннистов" - парижскую аристократию, консервативно отстаивавших устаревшие традиции придворного театра и выдвигавших в противовес Глюку итальянского композитора Никколо Пиччинни. Между "глюкистами" и "пиччиннистами" разгорелась ожесточенная борьба. Но успех "Армиды" (1777) и особенно "Ифигении в Тавриде" (1779) нанес решительное поражение сторонникам итальянца (сам Пиччинни признал впоследствии, что Глюк произвел в Париже "музыкальную революцию"). После постановки своей последней оперы "Эхо и Нарцисс" (1779) Глюк возвратился в Вену. Последним произведением Глюка было "De profundis" для хора с оркестром, написанное за пять дней до смерти.

Музыкально-историческое значение Глюка чрезвачайно велико. Своим творчеством он оказал глубокое влияние как на немецких композиторов-классиков (особенно на Бетховена), так и на французских композиторов эпохи французской буржуазной революции конца 18 века (Мегюль, Госсек, Керубини и др.).

Берлиоз, отлично знавший партитуры Глюка, назвал его "Эсхилом музыки". Оперное творчество Глюка исключительно высоко оценивал Глинка. Р. Штраус считал дату премьеры "Ифигении в Авлиде" началом новой эры в истории европейской музыки.


М. Ю. Миркин.

  • Ссылки на эту страницу


  • Комментарии к статье:

    К биографии
    2018-03-14 16:31:07

    Последние годы Кристофа Виллибальда Глюка

    24 сентября 1779 года в Париже состоялась премьера последней оперы Глюка — «Эхо и Нарцисс»; однако ещё раньше, в июле, композитора поразил инсульт, обернувшийся частичным параличом. Осенью того же года Глюк вернулся в Вену, которую больше не покидал: новый приступ болезни случился в июне 1781 года.

    В этот период композитор продолжил начатую ещё в 1773 году работу над одами и песнями для голоса и фортепиано на стихи Ф. Г. Клопштока (нем. Klopstocks Oden und Lieder beim Clavier zu singen in Musik gesetzt), мечтал о создании немецкой национальной оперы на сюжет Клопштока «Битва Арминия», но этим планам не суждено было осуществиться. Предчувствуя скорый уход, приблизительно в 1782 году Глюк написал «De profundis» — небольшое сочинение для четырёхголосного хора и оркестра на текст 129-го псалма, которое 17 ноября 1787 года на похоронах композитора было исполнено его учеником и последователем Антонио Сальери. 14 и 15 ноября Глюк пережил ещё три апоплексических удара; он умер 15 ноября 1787 года и первоначально был похоронен на церковном кладбище пригорода Матцлайнсдорф; в 1890 году его прах перенесли на Центральное кладбище Вены.

    Добавить комментарий к статье




    Афоризмы Глюка
    Композитор Кристоф Виллибальд Глюк
    Немецкие композиторы
    Биографии композиторов
    Раки (по знаку зодиака)
    Кто родился в Год Лошади
    А Б В Г Д Е Ж З И Й К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2018
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru