Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей

Случайная статья

Интересно

Франция. Знакомство перед путешествием
Обзор курортов Малайзии

Луи де Фюнес – коротышка, рассмешивший мир


Он был потомком испанских аристократов и в детстве мечтал стать музыкантом или актером


Луи де Фюнес (Louis de Funes) В юности французская публика называла его любовно-фамильярно Фю-фю. Славу этому комику принесла пестрая галерея скупердяев, ворчунов и недотеп, наделенных бешеной энергией.


Детство и юность


Луи де Фюнес родился 31 июля 1914 года в Курбевуа. Его отец Хиспэн Карлос де Фюнес де Галарза был потомком испано-португальского аристократического рода из Севильи. Хиспэн держал небольшой ювелирный магазинчик в пригороде Парижа. Подлинной хозяйкой в семье была темпераментная мадам Леонор де Фюнес. Своего неугомонного Луи она обожала.


Подростка постоянно выгоняли за проказы отовсюду, где он, подрастая, пробовал подработать. Будущая звезда экрана увлеченно ловил рыбу в Сене и копировал ужимки своего кумира Чарли Чаплина. Родителям о заветной мечте однажды тоже стать актером Луи никогда не говорил из боязни, что ему запретят даже думать о такой непрестижной профессии.


Свой лицедейский талант юный де Фюнес реализовывал дурачась и строя рожи одноклассникам, а еще отчаянно пародируя учителей. Кроме того, он играл в лицее и на студенческой театральной сцене. Вечно хохмил то дома, то на улице, то в магазине. Без юмора и клоунады не обходился ни дня. В 1939 году по слабости здоровья юношу освободили от армейской службы. Дело в том, что при росте 1 метр 64 см он весил всего 55 кг. Через год Луи все же попал в военный лагерь, где усердно развлекал солдат исполнением популярных песенок, аккомпанируя самому себе на пианино.


Семья. В поисках удачи


Вначале девушки обходили стороной «недомерка» Луи и не глядели в его сторону. В юности Фю-фю был страстно влюблен в соседку, актрису Элину Лабурде, но та не ответила ему взаимностью.


Де Фюнес впервые освободился от личных комплексов и огорчений в борделе, доказав свою мужскую состоятельность приглянувшейся проститутке.


Как утверждают биографы, с тех пор Луи заделался циником и искал в жизни не любви, а наслаждений. Устроившись работать тапером на площади Пигаль, он нередко оставлял всю зарплату в номерах у продажных женщин. Думается, такая оценка характера знаменитого комика преувеличение. Как многим другим, ему тоже были нужны привязанность и понимание. Это подтверждает и дальнейшее развитие событий. В 1941 году в одной из драматических студий де Фюнес познакомился с начинающей актрисой Жанной Бартельми (кстати, внучкой писателя Мопассана). 22 сентября 1943 года они поженились и провели бок о бок долгую непростую жизнь.


В оккупированном Париже Луи нашел выгодное место кладовщика, благодаря чему мог сносно питаться и подкармливать беременную жену, а также продолжать учиться в театральных школах. В ноябре 1944-го у четы родился первенец, которому дали имя Патрик.


После войны биография будущего любимца миллионов складывалась тоже не слишком легко. Де Фюнес переменил кучу профессий: работал декоратором витрин универмага, жестянщиком, счетоводом, чертежником, фотографом, коммивояжером, скорняком. Он выступал в кабаре, играл в экспериментальных театриках, декламировал, пел, танцевал и старательно смешил за копейки. Днем и вечером участвовал в театральных массовках, а со сцены бежал в бар, где садился за пианино.


Все изменилось, когда Луи нашел стабильную работу в театре и его начали понемногу приглашать на радио, телевидение и в кино.


Награда за годы бесславия


В кино де Фюнес дебютировал быстро – почти сразу после войны. Снимался он много, но вот эпизоды ему доставались такие серые и скромные, что не задерживались в памяти зрителей. За полтора десятка лет - к 1960 году - в актерской карьере Луи скопилось уже около ста таких «кушать подано». Лишь в дилогии «Папа, мама, служанка и я», снятой в 1954 году, склочного соседа главных героев впервые приняли во внимание. А спустя четыре года, когда от темной шевелюры Фю-фю остались одни воспоминания, актер сыграл свою первую крупную роль в картине Ива Робера «Не пойман – не вор». Браконьер и плут Блеро распахнул заветную дверь, которая привела де Фюнеса к вершине в 46 лет.


Многие актеры не доживали до такого возраста или уже сходили со сцены… Одним знакомым и коллегам Луи жаловался на медлительность Ее Величества Фортуны, другим признавался, что неспешность развития событий помогла ему основательнее понять профессию. «Когда я был еще неизвестным, я пытался окрасить деталями, мимикой, жестами маленькие роли, которые мне поручали. Таким образом я приобрел некоторый комический багаж, без которого не смог бы сделать карьеру. Если начать снова, я бы не отказался от своего пути», говорил он в интервью. Популярность Блеро наградила де Фюнеса стойким амплуа суетливого пройдохи. Как раз в начале 1960-х годов в мировом кино возродился интерес к эксцентрической комедии с элементами буффонады, пародии и абсурдистского юмора. Персонажи Луи пришлись весьма кстати. Последовали два фильма Жерара Ури, в которых Луи поработал в паре с Бурвилем. Это столь любимые нашими зрителями еще с советских времен «Разиня» и «Большая прогулка». Затем стартовал легендарный «киносериал» о приключениях провинциального жандарма Крюшо. После чего последовала трилогия «Фантомас», сводившая с ума миллионы подростков Советского Союза.


Но и на родине Луи де Фюнеса оценили и в 1968-м году признали лучшим актером. По размерам гонораров он превзошел всех своих коллег. Увы, вскоре в карьере комика наметились первые признаки спада. Со смертью Бурвиля в 1970-м Луи навсегда потерял незаменимого партнера. В нескольких новых комедиях актер словно пытается нащупать для себя опору. С того времени его гротескная мимика, иногда срывающаяся на кривляние, становится, по сути, единственным стержнем фильмов с участием де Фюнеса.


Испортился и характер. В зените славы Луи получил полную власть над сценаристами, режиссерами и продюсерами. Все они в той или иной степени страдали от его настроения и капризов, состояния здоровья или планов на уикенд…


Зато зрители по-прежнему обожали своего кумира. Еженедельник «Экспресс» писал: «На протяжении 20 лет де Фюнес врачует соотечественников, помогая им отделываться от недостатков, которые он мастерски обличает своей клоунадой».


В принципе, публика всегда носила на руках комических героев синема. Ведь даже отъявленные экранные плуты – это симпатяги и в глубине души нежные добряки. Но тип, созданный Луи де Фюнесом, являет собой исключение. Его персонаж крайне антипатичный, глупый, жадный, вздорный, тщеславный, беспринципный. Он стремится объегорить всех, но вечно оказывается в дураках. Этот классический образ, использованный актером, – успешное продолжение традиции итальянской комедии дель арте и средневекового французского фарса.


Комик упрямо изображает в кадре один и тот же национальный и социальный тип как средоточие человеческих слабостей и пороков. Таков, к примеру, его комиссар Жюв, самодовольный и подозрительный служака, то и дело впадающий в раж, оттого что реальность, с которой он сталкивается, устроена вовсе не так, как ему бы хотелось. От его безуспешной дуэли с гением преступного мира Фантомасом в зале корчились от смеха. Именно за предоставленное удовольствие посмеяться вволю над подобным «фруктом», одним из тех, что отравляют нам существование, публика и платила любовью своему Фю-Фю.


С другой стороны, с таким трудом и потом найденная маска слишком крепко приросла к актеру. Годы шли, а он абсолютно не менялся. Просто ждал нового звездного часа, пусть даже и последнего в карьере.


Отшельник и «Скупой»


15 марта 1973 года Луи де Фюнесу присвоили звание кавалера «Ордена Почетного Легиона». Вскоре после этого знаменательного события началась черная полоса. Первый инфаркт у актера случился весной 1975-го. Прямо на сцене во время спектакля «Вальс тореадоров». Через несколько месяцев, уже в госпитале, произошел второй. «Это, наверное, для того, чтобы я лучше осознал первый», – пошутил над преследующей его смертью де Фюнес. Комик так долго болел, что журналисты о нем почти забыли. А режиссеры просто боялись приглашать в картины актера, сердце которого угрожало остановиться в любой момент. Луи совсем прекратил работать в театре и кино. Обидевшись на равнодушие коллег, он продал квартиру в Париже и уехал в наследственный замок жены де Клермон (наследие Мопассана), стоявший на берегу Луары. Там он выращивал розы, наслаждаясь уединением и покоем.


Буколическую идиллию прервал звонок Клода Зиди, предложившего артисту роль в картине «Крылышко или ножка». Де Фюнес согласился, но на весь период съемок ему пришлось оставаться под медицинским наблюдением. Роль в этом фильме завершила череду брюзгливых скряг и мошенников с достатком, воплощенных Луи на экране.


Впрочем, и нрав самого де Фюнеса совсем испортился. Теперь он часто ссорился с собратьями по искусству, стал жадноват и невыносим, подобно своим персонажам. По сути, он веселился теперь только перед камерой, но на жизнь смотрел уныло. Улыбку дедушки вызывала лишь любимая внучка, дочь младшего сына Оливье, который в детстве и отрочестве снялся в нескольких фильмах с отцом.


Луи отгородился от любых актерских сборищ и застолий. Ворчал: «Каких только глупостей не говорит человек с бокалом в руке»… Избегал интервью, неохотно водил машину, удил рыбу, выращивал розы. И все свободное старался проводить с семьей.


Режиссуру своей лебединой песни и любимейшей картины – экранизации «Скупого» Жана Батиста Мольера – де Фюнес не доверил никому, став в первый и последний раз и режиссером и исполнителем главной роли. Роль Гарпагона удалась ему блестяще! По сути, если бы она состоялась лет на двадцать раньше, то вполне могла бы оказаться началом совсем другой карьеры и даже судьбы. Тем не менее, классика была с зевотой встречена прессой, а фильм не окупился в прокате. Но выдающийся вклад актера во французское и мировое киноискусство в 1980 году отметили почетной премией «Сезар».


Финал


Главным режиссером для де Фюнеса и, пожалуй, единственным другом среди представителей данной профессии долгие годы был Жан Жиро. С ним они сделали все фильмы о жандарме из Сен-Тропеза, а также «Большие каникулы» в 1967 году и «Капустный суп» в 1981-м.


Смерть Жана стала сокрушительным ударом для Луи. Он утратил интерес к жизни, перестал проверять счета, принимать лекарства, никого к себе не приглашал и не отвечал на телефонные звонки. Его супруге иногда даже казалось, что муж забывает имя внучки... Единственным человеком, к которому Луи по-прежнему благоволил, оставался садовник Виктор. Вдвоем они часами пространно беседовали о розах, правильном поливе и новых удобрениях, порой отправлялись вместе порыбачить на берег Луары.


За неделю до кончины артист внезапно сказал жене: «Я знаю, какой будет моя самая удачная шутка». Она спросила, какая. Последовал ответ: – «Мои похороны. Я должен сыграть это так, чтобы они обхохотались».


Спустя несколько дней, сидя на скамье среди клумб, де Фюнес пожаловался Виктору, что у него ощутимо отяжелели ноги. В тот же вечер у него в придачу сильно болело сердце, но Луи решил, что где-то подхватил грипп.


Утром 28 января 1983 года он вышел к Жанне и обронил: «Я скучаю один в своей комнате...» Это были его последние слова. Вскоре случился приступ. Знаменитый актер умер по дороге в клинику.


В 2007 году вышла книга «Луи де Фюнес. Не говорите обо мне слишком много, дети мои!», написанная сыновьями артиста – врачом Патриком и гражданским летчиком Оливье. В работе над биографическим повествованием в качестве консультанта приняла участие и вдова Луи. Вопреки просьбам отца его дети сделали достоянием широкой публики не самые приглядные стороны характера великого комика. Правы они были или нет, пусть рассудит история.


mk.ru 24.04.2017

Материалы по теме:


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2019
Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru