Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Приглашаем к сотрудничеству
О новой книге
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Предприниматели, меценаты, ученые, политики



Предприниматели, меценаты, ученые, политики

«Россия… должна еще пройти через путь развития частной инициативы»

(из высказываний П.П. Рябушинского).


Начало интересной истории семьи купцов и предпринимателей Рябушинских уходит корнями в период XVIII-XIX столетий. Отцом-основателем «семейного бизнеса» был Михаил Яковлевич Рябушинский (сын крестьянина Якова Денисова), родившийся в слободе, что в Калужской губернии. Достоверных сведений о начале его биографии имеется крайне мало. Известно, что он появился на свет в 1786 году. Затем, в конце восемнадцатого века способный юноша «был отдан в учение», после чего «прибыл в Московское купечество из крестьян Калужской губернии». По правилам того времени, для получения статуса купца ему необходимо было «представить» капитал от 1 до 5 тысяч рублей. Но откуда у скромного калужанина такая внушительная по тем временам сумма денег? Возможно, Михаилу оказал помощь брат Артемий, уже торговавший ранее. Итак, Михаил занимает место недалеко от брата в Холщовом ряду и начинает торговать тканями. Он покупал их у деревенских ткачей-кустарей, занимавшихся набивкой «миткаля» - хлопчатобумажной ткани, на которую наносился особый орнамент. В Москве он женится на Ефимии Скворцовой, дочери богатого купца, который успешно занимался «кожевенным делом».

Известный пожар осени 1812 года в Москве принес разорение молодой семье Рябушинских. А уже через год Михаил подает в Купеческую управу прошение о невозможности оставаться в купеческом сословии, а также о зачислении в «здешнее мещанство». Нелегкий «мещанский период» в жизни М.Я. Рябушинского продолжался десять лет. Терпение, упорство и трудолюбие были фамильными чертами Рябушинских, поэтому в декабре 1823 года Михаил Яковлевич вновь просит записать его с семейством в третью купеческую гильдию, объявив 8 тысяч рублей капитала. Постепенно его дела налаживаются: он заводит собственную фабрику, и таким образом было положено начало промышленной империи рода Рябушинских. Он основывает мануфактуры в Калужской губернии: в селе Насокове Медынского уезда, в селе Чуриково, в Малоярославце…


*


В завещании Михаил Рябушинский передал «все благоприобретенное движимое и недвижимое имение купцам Павлу и Василию Рябушинским». «Главой» семейного дела после смерти в 1858 г. Михаила Яковлевича становится Павел Михайлович (1820-1899 гг.) - предприимчивый, общительный и работоспособный продолжатель купеческого рода.

Братья получили домашнее воспитание, а так как отец Михаил Яковлевич предпочитал воспитывать детей трудом, то с четырнадцати лет они уже служили в лавке, помогая во всем отцу.

В период 50-60-х годов XIX века московские текстильные фирмы переходят от ручного к механическому производству, используя паровые двигатели. Предприятия Рябушинского, проигрывали в соревновании с фабриками, оснащенными новыми механизмами. Переоборудование стоило дороже, чем приобретение нового предприятия на ходу. Павел Михайлович внимательно следил за новинками технического прогресса (неоднократно с этой целью он бывал в Англии). В начале 1860-х годов, когда грянул кризис хлопчатобумажного производства (тогда США из-за Гражданской войны резко сократили вывоз хлопка, то есть основного сырья российской хлопчатобумажной промышленности). Павел Михайлович продает все свои мануфактуры и покупает убыточную на первый взгляд бумагопрядильную фабрику в Тверской губернии в селе Заворово - недалеко от Вышнего Волочка (Тверская губерния) за 268 тысяч рублей - и она становится крупнейшим промышленным предприятием Рябушинских.

В Санкт-Петербурге в 1870 г. была организована Всероссийская Мануфактурная выставка, где были представлены изделия металлургии, металлообработки, машиностроения, химии, текстильной промышленности и, конечно же, всевозможных кустарных промыслов. Издание «Всемирная Иллюстрация» Германа Гроппе осуществила выпуски еженедельных иллюстрированных обозрений этого выдающегося события России. Тогда же, за участие в выставке со своей продукцией, П.М. Рябушинский был пожалован Золотой медалью с надписью «За полезное». В 1890-е годы, в период промышленного подъема в Российской империи, предприятия Рябушинских (там числятся почти три тысячи работников) успешно развиваются, открывается новая бумагопрядильная фабрика, затем - лесопильный завод. В ткацком и прядильном корпусах устанавливается электрическое освещение, что было крайне необычным для провинциального Вышнего Волочка.

В 1887 году Вышневолоцкое предприятие (в него входили несколько фабрик - бумагопрядильная, ткацкая, красильная, и др.) была реорганизована в «Товарищество мануфактур П. М. Рябушинского с сыновьями» (брат Василий умер в 1885 году). Предприятие под управлением братьев Рябушинских устойчиво развивалось, производство расширялось: к 1914 году стоимость годовой продукции составляла 8 млн рублей, акционерный и запасной капитал увеличились до 6,4 млн рублей, на фабрике было занято уже 4,5 тыс. рабочих.

Павел Михайлович, как достойный представитель Московского купечества, не забывал о благотворительности: он открывает в своем доме, что в Голутивинском переулке (в районе нынешней ул. Якиманка, в Москве) общественную столовую. Ранее этот дом был пожертвован женой Павла Александрой для устройства в нем, кроме столовой общежития - для «вдов и сирот московского купеческого и мещанского сословия христианского вероисповедания». Согласно духовному завещанию Павла Михайловича ежедневно бесплатно питались в народной столовой около трехсот человек.

Дело Павла Михайловича продолжили его дети, получившие хорошее образование, с юношества знакомые с купеческой деятельностью: к 1890-м годам уже четверо его сыновей были «заняты в бизнесе». Уходя из жизни, предприниматель был спокоен за свое дело, оставленное в надежных руках. 30 января 1900 года произошел пожар, уничтоживший прядильную и ткацкие фабрики. Это заставило товарищество переустроить производство, оборудовать его новыми машинами, используя все технические усовершенствования в прядильном и ткацком деле. С 1901 года для отопления фабрик разрабатываются технологии получения тепла из торфяных болот, увеличивается размер лесных площадей, принадлежавших Рябушинским. Фабрики соединили с Николаевской железной дорогой, рабочим предоставили трехэтажную казарму, выстроили новое здание для фабричной школы.

Главными фигурами различных сфер товарищества были сыновья Павла Михайловича: Федор, Дмитрий, Павел (известен как политик), Сергей, Владимир, Степан, Николай Рябушинские.


*


Например, Федор Павлович (1886–1910 гг.) оставил о себе добрую память как организатор научного изучения Камчатки. Озадачившись этим вопросом, он освоил курс лекций по географии, антропологии и этнографии Сибири. К концу обучения у него была собрана обширная библиотека о Сибири на русском и иностранном языках, большое собрание географических карт и атласов. Окрыленный благородной идеей освоения Сибири и Дальнего Востока, он знакомится с организациями крупных американских экспедиций, разрабатывает собственный план экспедиции (это оказывается делом сложным, из-за отсутствия необходимых научных данных). На Камчатскую экспедицию Федор Павлович лично пожертвовал 200 тысяч рублей. Это была одна из последних больших экспедиций по комплексному изучению далекого полуострова Камчатка, проведенная Русским географическим обществом на средства русского банкира и патриота. Со своим замыслом Ф. П. Рябушинский обратился за помощью в несколько научных учреждений Москвы и Петербурга, но не нашел поддержки. Только Русское географическое общество согласилось на участие в ее проведении. Вопросы по организации экспедиции решались также с учеными: океанографом Ю. М. Шокальским и картографом П. П. Семеновым-Тян-Шанским. Федор Рябушинский собирался лично в ней участвовать в качестве охотника, но не позволила болезнь – он скончался от туберкулеза, завещая родственникам довести экспедицию до конца.

Его брат, Дмитрий Павлович (1882-1962 гг.) (на фото) в делах товарищества почти не участвовал, занимался в основном научной деятельностью. Он трудился в созданном на его средства в мае 1904 года в Кучино (ныне Московская область) первом в мире Аэродинамическом институте. Разработка проекта и первые его шаги начинались при участии Н. Е. Жуковского и его учеников – с целью изучения вопросов воздухоплавания и гидродинамики. Он активно работал в Русском научно-философском обществе во Франции, им же основанном во время эмиграции. После окончания второй мировой войны он возглавляет Общество охраны русских культурных ценностей за рубежом. Многое по его инициативе было сделано для спасения многочисленных архивов русских эмигрантов. Член-корреспондент Французской академии наук Д.П. Рябушинский председательствовал в Европейском комитете по изданию книг о русской эмиграции, её значении в мировой культуре. Он руководил выпуском многих изданий, донесших до нас описание культуры русского зарубежья…

Павел Павлович Рябушинский (1871-1924гг.) родился в Москве, в большой семье знаменитого фабриканта и банкира. Будучи старшим сыном, уже с юных лет подавал большие надежды на успех в торгово-промышленных делах.

Павел окончил Московскую практическую академию коммерческих наук (основана в 1810 г., в бывшем особняке Дурасовых, по адресу: Покровский бульвар, дом 11), владел немецким, французским, английским языками, активно занимался самообразованием. В самом начале 20-го века он сменил отца на посту руководителя «Товарищества мануфактур П.М. Рябушинского с сыновьями». С 1902 года Павел стал совладельцем банкирского дома «Братья Рябушинские», реорганизованного впоследствии в акционерный Московский банк, занимавший 13-е место среди коммерческих банков России. Одновременно с предпринимательством Рябушинский (сфера его интересов - в льняной, стекольной, бумажной, полиграфической, автомобильной промышленности) занимает руководящие должности в Московском биржевом комитете, председательствует в Обществе хлопчатобумажных фабрикантов, Военно-промышленном комитете, является членом Государственного совета. Уже начиная с 1905 года, Павел известен своей политической активностью: он вошел в Центральный комитет «Союза 17 октября». Не согласившись с лидером партии Гучковым, в 1906 г. он вступил в «партию мирного обновления», не принимавшую «ни революционного насилия, ни правительственного произвола». В 1912 г. он известен как один из инициаторов создания думской фракции «прогрессистов», считая необходимым установить конституционный строй и передать реальную власть в руки торгово-промышленной буржуазии.

После февраля 1917 г. в издаваемых на средства Рябушинского газетах высказывались оппозиционные идеи, он отрицал двоевластие и критиковал диктатуру Советов. Павел Павлович, потеряв надежду на конституционный строй, поддержал мятеж генерала Корнилова, а после его поражения отошел от активной деятельности. Бывший политик отправился в Крым на лечение, где был арестован, а вскоре освобожден А.Ф. Керенским. Будучи активным противником Советской власти, в 1919 году он выехал в Париж, где пытался возродить деятельность объединения предпринимателей. В 1921 году в связи с началом НЭПа он решил, что коммунистическое правление изжило себя, и готовился к возвращению в Россию. Он скончался от туберкулеза легких в маленьком городке во Франции.

Владимир Павлович Рябушинский (1873-1955гг.) вырос в Москве в известной нам семье. Учился в той же Практической академии коммерческих наук, а затем в Гейдельбергском университете в Германии. Обладая предпринимательскими талантами, он успешно вел банковские и промышленные дела. С 1905 года интересующийся политикой Владимир становится членом ЦК «Союза 17 октября», затем членом партии прогрессистов. С начала Первой мировой войны (в 1914 г.) добровольно отправился на фронт. За храбрость был произведен в офицеры и награжден орденом Св. Георгия 4-й степени, позже принимал участие в Гражданской войне (на стороне Белого движения). После поражения «белых» эмигрировал в Константинополь, затем во Францию.

В.П. Рябушинский - основатель общества «Икона» в Париже, просуществовавшего с 1920-х до 1950-х годов. Владимир Павлович становится почетным председателем общества, принимает активное участие в работе кружка имени Андрея Рублева, ставившего своей целью ознакомление французов с русским искусством.

Родной брат Павла и Владимира - Степан Павлович Рябушинский (1874-1942гг.) - после окончания практической академии управлял торговой частью Товарищества, а с 1912 года стал членом совета созданного на его основе Московского банка. Степан - один из учредителей АМО - товарищество на паях «Автомобильное московское общество» (в конце 1915-1916 г. это торговый дом «Кузнецов, Рябушинские и Ко, Автомобильный московский завод»). Эта фирма строила один из первых и крупнейший из создававшихся в первую мировую войну российских автозаводов, будущий ЗиЛ.

Старообрядец Степан Павлович прославился коллекционированием икон. После указа от 17 апреля 1905 г. «Об укреплении начал веротерпимости» Рябушинский мог открыто собирать иконы «старого письма». Он начал покупать их по всей России, жертвовал иконы старообрядческим храмам. К 1914 году Степан уже владеет одной из лучших коллекций икон в Москве. Также он собирал различную церковную утварь. Иконы Рябушинского размещались в его городской усадьбе на Малой Никитской улице (на фото), построенной архитектором Ф. Шехтелем. Одним из первых Рябушинский начал реставрацию шедевров древнерусского искусства в своих мастерских. Благодаря Степану Павловичу началось планомерное научное изучение икон, иконопись стала доступна широкому зрителю. Меценат экспонировал иконы на выставке в Петербурге, 1911-1912 гг., затем участвовал в создании экспозиции Московской выставки, подготовил печатный каталог («Выставка древнерусского искусства»). С.П. Рябушинский занимался научным исследованием икон, был избран почётным членом Московского археологического института. После событий 1917 г. он эмигрирует в Милан. Его коллекция в 1918-1919 годы поступает в Государственный музейный фонд, а в 1920-е гг. лучшие иконы были переданы в Третьяковскую галерею, Исторический музей, Оружейную палату.

Еще один незаурядный член семейства Рябушинских - Николай Павлович (1877-1951 гг.) (на фото) известен как антиквар и коллекционер русской и западноевропейской живописи. После смерти отца он вышел из состава «Товарищества» и, получив часть наследства, связал свою жизнь с отечественным искусством, где модными были тогда идеи символизма. Вдохновленный примером художественного деятеля С.П. Дягилева (1872-1929 гг.), Николай Павлович решил выступить в роли преемника петербургского мецената и продолжить традицию «Мира искусства» Дягилева, помогая молодым художникам. Им был организован новый художественный журнал - «Золотое руно», при этом среди участников проекта были Сомов, Лансере, Бакст, Бенуа. Все они – бывшие выпускники Московского училища живописи, ваяния и зодчества - сблизились ещё в студенческие годы. Дебютом этой группы стала выставка «Алая роза», состоявшаяся в 1904 году в Саратове. Взявшись за издание журнала, Рябушинский, по своей привычке, не жалел средств. Редакция размещалась в снятом им доме на Новинском бульваре, близ особняка Шаляпина. Журнал имел огромный формат, печатался золотым шрифтом в две колонки - на русском и французском языках, блистал качеством иллюстраций. Однако расходы на выпуск журнала не окупались, и Николай Павлович возмещать их из собственных средств. К концу 1906 года доход от продажи издания составил 12 тысяч рублей, а расходы превысили 80 тысяч. Например, специальный номер «художественного, литературного и критического журнала» был почти целиком посвящен Борисову-Мусатову и Врубелю. В журнале сотрудничали видные деятели литературы и искусства. Со временем меньше стал формат журнала, исчез перевод на французский язык, сократились иллюстрации. К несчастью, «испытали разочарование» в журнале Александр Бенуа, Андрей Белый, ушел Валерий Брюсов. Но такой «кризис» не смутил Николая Павловича, на смену им в «Золотое руно» пришли Георгий Чулков, Борис Зайцев, Сергей Городецкий, Иван Бунин. Более года критическое обозрение текущей литературы в журнале вел Александр Блок, здесь активно сотрудничал Вячеслав Иванов.

По заказу Н.П. Рябушинского близ Петровского парка в начале 20 века была возведена «загородная дача ближнего Подмосковья», получившая название «Черный лебедь». Этот дом славился не только оригинальной архитектурой и богатой меблировкой, шумными приемами, но и исключительной коллекцией картин. Николай Павлович собирал лучшие живописные работы. Среди авторов - такие мастера, как Лукас Кранах Старший, Брейгель, Пуссен. Франция была представлена художниками К. Ван Донгеном и Жоржем Руо (их полотна впервые появились в российских коллекциях). Однако большую часть собрания составляли картины русских мастеров,

Первым опытом Н.П. Рябушинского как организатора, была вошедшая в историю «серебряного века» выставка «Голубая роза», открывшаяся в марте 1907 года. Это было сенсацией в московском мире искусства: свои работы представили художники: Кузнецов, Уткин, Судейкин, Сапунов, Сарьян, Н. и В. Милиоти, Крымов, Арапов, Феоктистов, Фонвизин, скульпторы Матвеев и Бромирский. К концу 1909 года издатель «Золотого руна» разорился. Фантастические расходы, связанные с журналом, с выставками, подорвали его состояние. Но главная причина была в другом: отчаянный картежник, меценат проиграл немалую сумму. После этого Николай Павлович оставался верен искусству, но уже не в роли спонсора-покровителя, а как рядовой участник экспозиций. Н.П. Рябушинский эмигрировал во Францию, где он и похоронен.

Представители семьи Рябушинских были известны как предприниматели, меценаты, ученые, политики. Завершая рассказ, отметим, что большинство из них не только внесли заметный вклад в развитие русской промышленности и торговли, но также способствовали и широкому распространению лучших образцов культуры среди населения нашей страны.


Саркис (Сергей) Арутюнов.
Рубрика Историческая мозаика



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru