Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Приглашаем к сотрудничеству
О новой книге
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Купцы и меценаты российских столиц (часть 4-я)



Купцы и меценаты российских столиц (часть 4-я)

Патриот России Савва Мамонтов


Савва Иванович Мамонтов Известный предприниматель и меценат Савва Иванович Мамонтов родился в 1841 году, в далеком городке Ялуторовске, который был уездным в Тобольской губернии. Его отец, трудолюбивый и упрямый человек, Иван Федорович, успешно занимался винным откупом в Сибири, прошел долгий путь от провинциального купца до верхов московского предпринимательства и был возведен в потомственное почетное гражданство.

В достаточно богатой купеческой семье Ивана и Марии Мамонтовых Савва был четвёртым ребёнком. Вскоре его отец И. Ф. Мамонтов решает переехать в Москву. Семья Мамонтовых жила богато: арендовала особняк, устраивала приёмы, балы (что было не типично для капиталистов тех времён). После смерти матери Марии Тихоновны семья переехала в более простой дом. Савва вместе со своим братом был отдан в гимназию и проучился там год без особых успехов. В 1854 году Савва был зачислен в Институт Корпуса горных инженеров, где учащиеся получали как инженерные, так и военные знания.

А в свободное от учебы время увлекающийся Савва начал посещать драмкружок. Он успешно выступал в разных ролях. По совету отца он отправился в Италию, с целью изучить основы шелководства, практическую коммерцию и европейскую торговлю. В этой музыкальной стране Савва увлекся пением. У «продолжателя торгового дома Мамонтовых» оказался прекрасный оперный голос: после недолгих занятий он уже получил приглашение одного из миланских театров.

Из-за эпидемии И. Ф. Мамонтов вернул сына в Москву, и Савва снова в гимназии. Семья Мамонтовых переехала в новый дом и приобрела имение Киреево (в Химках). В 1856 году некоторые из бывших декабристов остановились в доме Мамонтовых. С той поры Савва регулярно посещал театр и высказывал своё мнение о постановках в дневнике. Семья Саввы устраивала вечера, где проводились обсуждения спектаклей и книг, а также пение. Савва поступил в Петербургский университет, переведясь затем на юридический факультет Московского университета.

И. Ф. Мамонтов занялся строительством железных дорог. В 1863 году была запущена Московско-Троицкая железная дорога. Иван Фёдорович был избран членом правления этой дороги. А Савва же всё больше увлекался театром, вошёл в театральный кружок. Отец Саввы с тревогой относился к праздным увлечениям сына. Сам Савва всё хуже учился в университете. Видя это, Иван Фёдорович Мамонтов решил отправить Савву по делам Закаспийского товарищества в Баку. Осенью 1863 года Савва стал руководить центральным Московским отделением товарищества.

В следующем году Савва Иванович вновь посетил Италию. Там же он познакомился с дочерью московского купца Г.Г. Сапожникова Елизаветой, ставшей его женой (свадьбу сыграли в 1865 году). Сапожниковы занимали высокое положение в обществе, и согласие на брак было подтверждением прочности позиций Мамонтовых.

Савва Мамонтов познакомился со многими талантливыми художниками, и вскоре, в его подмосковном поместье Абрамцево возник, по словам художника В.М. Васнецова, «неугасавший художественный очаг».

Это имение, расположенное на Московско-Ярославской дороге, Савва Иванович приобрел в 1870 году, и усадьба начала вторую жизнь в русской культуре. Поместье было куплено у семьи Сергея Тимофеевича Аксакова, жившего в Абрамцево до самой смерти. Здесь ранее гостили Тургенев, Гоголь, Хомяков, братья Киреевские и другие литераторы. Савва Мамонтов продолжил славную традицию, а его гости, художники составили цвет русской живописи. Мамонтов хотел, чтобы талантливые живописцы могли свободно творить, не заботясь о бытовой стороне дела. Он построил обширную мастерскую, где жили и работали Репин, Серов, Врубель, Коровин, Нестеров, Поленов.

Кто знает, если бы не было этого кружка в Абрамцево, возможно, и не появились бы шедевры русской живописи: «Девочка с персиками» Серова (портрет дочери Саввы Ивановича - Веры), «Богатыри» и «Аленушка» Васнецова, пейзажи Поленова. С этим домом связаны репинские «Запорожцы», «Не ждали», «Крестный ход в Курской губернии»; «Явление Отроку Варфоломею» Нестерова, многие известные работы Врубеля.

После смерти отца Савва начал самостоятельную предпринимательскую деятельность, когда он в неполные тридцать лет занял пост директора общества Московско-Ярославской железной дороги. С.И. Мамонтов избирается гласным Городской думы, становится признанным членом московского купечества.

В конце 70-х гг. 19 века государство назначило конкурс на проведение Донецкой железной дороги и С.И. Мамонтов выиграл торги. В 1882 году строительство железной дороги завершилось, после чего она была выкуплена государством. В начале 1890-х годов правление Московско-Ярославской железной дороги решает продлить дорогу до Архангельска, что соответствовало увеличению протяжённости дороги почти в два раза. Сам Мамонтов считал данную дорогу необходимой стране и строил её практически без финансовой заинтересованности.

Мамонтов предложил тянуть дорогу от Ярославля до Костромы. Это удивило многих: «зачем, кто поедет в эту глушь? Если уж строить, то на Запад, в Европу». Но Мамонтов верил, что здравый смысл и интересы России победят. Поэтому он упорно прокладывал свой путь, и скоро дорога Москва-Кострома вошла в строй и стала приносить прибыль, что еще раз доказало правильность его расчетов. Савва Иванович решил убедить власти в необходимости прокладывать путь на Север, и открыл павильон в Нижнем Новгороде на Всероссийской выставке в 1896 году. Среди художественных экспонатов Савва Иванович выставил два панно работы Врубеля - «Микула Селянинович» и «Принцесса Греза» (кстати, оно украшает ныне фасад московской гостиницы «Метрополь»). Комиссия Академии художеств отвергала труды Врубеля, но Мамонтов добился того, что публика шла сюда нескончаемым потоком, дивясь необычным картинам. Специально для гостей здесь пел приглашенный Мамонтовым молодой певец Шаляпин.

Вскоре последовало «высочайшее решение»: дорогу сначала до Архангельска, а далее до незамерзающей гавани - строить! И строить ее будет С.И. Мамонтов. По приезде в Москву Мамонтов решил воплотить свой давний замысел - украсить вокзалы Северной дороги живописью русских художников - пусть люди учатся видеть красоту, пусть они, хотя бы на вокзалах, познакомятся с настоящим искусством. Для этого он отправил в поездку по Двине своих друзей - художников Коровина и Серова, и они вернулись из этой «командировки» с целым собранием полотен - картин северной природы, которые имели огромный успех на выставках. Успех был огромен: до вокзалов эти работы так и не дошли, почти все они выставлены и сейчас в Третьяковской галерее, в Русском музее.

Необходимость мамонтовских дорог для России подтвердилась окончательно, когда в 1914 г. началась Первая мировая война, и все пути, ведущие на Запад, оказались блокированы линией фронта. И только две дороги - Северная и Донецкая - стали для России «дорогами жизни». Влас Дорошевич написал в честь Саввы Мамонтова в статье «Русский человек»: «Интересно, что и Донецкой, и Архангельской дорогами мы обязаны одному и тому же человеку - «мечтателю» и «затейнику», которому в свое время очень много доставалось за ту и другую «бесполезные» дороги, - С.И. Мамонтову. Когда в 1875 году он «затеял» Донецкую каменноугольную дорогу, протесты понеслись со всех сторон. Но он был упрям... И вот теперь мы живем благодаря двум мамонтовским затеям».

Его беспокойный и незаурядный ум работал на Россию: он планировал строительство Московской окружной дороги, занимался добычей руды и производством чугуна. Он предложил важный проект: создание мощного объединения промышленных и транспортных предприятий, чтобы наладить производство локомотивов в России. Так можно было упразднить, наконец, монополию инофирм на поставки паровозов в страну. Он приступил к реконструкции взятого у казны Невского судостроительного и механического завода в Санкт-Петербурге, приобрел Николаевский металлургический завод в Иркутской губернии. Эти предприятия должны были обеспечить транспортными средствами Московско-Ярославско-Архангельскую железную дорогу, и продолжить ее строительство, что позволило бы энергичнее осваивать русский Север.

Некоторым «деятелям» успехи Мамонтова не давали покоя. По сфабрикованному делу Мамонтов был арестован и посажен в Таганскую тюрьму, его имущество описано. В газетах пускали слухи об огромных хищениях. Несмотря на все усилия друзей Мамонтова и положительное мнение рабочих, он несколько месяцев просидел в тюрьме. Известно, что освобождению Саввы Мамонтова препятствовали. Недруги целенаправленно искали сведения о злоупотреблениях Мамонтова, но найти ничего не смогли.

Известный русский адвокат Ф. Н. Плевако защищал Мамонтова в суде, свидетели говорили о нём только хорошее, а следствие установило, что Савва не присваивал денег. Присяжными Мамонтов был оправдан, зал суда был наполнен аплодисментами. Имущество Мамонтова было распродано почти полностью, многие ценные произведения ушли в частные руки. Железная дорога ушла в государственную собственность по стоимости, значительно ниже рыночной. Все долги были погашены. Однако Мамонтов потерял деньги и репутацию и был уже не способен заниматься предпринимательской деятельностью. До конца жизни Савва сохранил любовь к искусству и любовь старых друзей — творцов.

С.И. Мамонтов за свою жизнь активно поощрял различные виды творческой деятельности, поддерживал активные связи с художниками, помогал организациям культуры, устраивались домашние спектакли.

Мамонтов, пережив Октябрьские события 1917 г., скончался 6 апреля 1918 года и был похоронен в имении Абрамцево. В дни великих политических перемен его смерть оказалась почти незамеченной.

Благодарные современники говорили, что этому русскому патриоту надо поставить четыре памятника: один - в Мурманске, другой - в Архангельске, третий - в Донецке, а четвертый - в Москве на Театральной площади.


Саркис Арутюнов.
Рубрика Историческая мозаика



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru