Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Приглашаем к сотрудничеству
О новой книге
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Реклама
Web-мастерам

Случайная статья

Интересно
  • Информация о Японии для путешественников
  • 10 лучших блюд тайской кухни
  • Купцы и меценаты российских столиц. Часть 1-я



    Купцы и меценаты российских столиц. Часть 1-я

    Промышленная династия Алексеевых известна как одна из старейших и наиболее прогрессивных в научно-техническом смысле семей московских предпринимателей. Её родоначальник Алексей Петров (1723–1775 гг.) был сыном простого крепостного крестьянина. Имеются сведения, что из родной Ярославской губернии он был отпущен с паспортом в Москву. Сын Алексея, Семен Алексеев (торговал временно в Москве серебром) основал «фабрику золота и серебра», изготавливавшую тончайшую проволоку. Так была организована первая металлообрабатывающая фабрика, производившая такую востребованную в русском хозяйстве тонкую золотую и серебряную проволоку, а также золотошвейную пряжу. Фабрика возникла при Екатерине II и уже тогда была самой крупной в России. После трагического московского пожара 1812 года Алексеевы расширяют производство, контактируют с западноевропейскими фирмами. Они получали медали на промышленных выставках в Париже, Лондоне, Вене, даже экспортировали свою продукцию в Соединенные Штаты, Индию и другие страны.

    Среди их потомков Константин Сергеевич Алексеев (Станиславский) (1863–1938 гг.) - известен нам более как театральный деятель, народный артист СССР, по фотографиям - с орденами Ленина и Трудового Красного знамени на лацкане пиджака. В конце XIX – начале XX века по инициативе и под руководством председателя правления товарищества «Вл. Алексеев и другие», то есть Алексеева (Станиславского), проводится широкие технологические изменения на фабриках, осваиваются уникальные для России производства (в частности, сверление алмазов), организуются новые сложные производства — изготовление электропроводов, различных электрокабелей и электроламп. В московском Музее предпринимателей, меценатов и благотворителей по праву представлен гипсовый бюст К.С. Станиславского.

    Николай Александрович Алексеев (1852–1893 гг.) происходил из купеческой династии Алексеев, двоюродный брат К. С. Станиславского, предприниматель, выдающийся общественный деятель, московский городской голова (в период 1885–1893 гг.) и «строитель Москвы». Он был совладельцем и директором Товарищества «Владимир Алексеев» и золотоканительного завода в Москве. С 1885 по 1893 гг. Николай Александрович был на высокой должности московского городского головы. «Период Алексеева» современники называли «золотым веком московского самоуправления». Именно в те годы Москва «заложила» основы своего городского хозяйства, и тогда активно развивались культурные, торговые, медицинские, транспортные структуры. Под руководством Н.А. Алексеева в городе Москве были построены: Алексеевская психиатрическая больница и медицинские клиники Девичьего поля, городские скотобойни (ныне это московский мясокомбинат имени Микояна), новый водопровод, начато сооружение канализации, создано три десятка городских ремесленных училищ. Он лично добился закрытия на Красной площади ветхих «торговых рядов», содействовал открытию в Ильинском сквере памятника-часовни русским героям Плевны (павших в период войны 1877-1878 гг.). Как меценат и благотворитель он, прожив короткую по нынешним меркам жизнь, вкладывал сотни тысяч рублей в городскую медицину, культуру, коммунальное хозяйство. За всего восемь лет пребывания Алексеева во главе городского самоуправления приток средств на благотворительность увеличился в десять раз.


    *


    Значительное историко-культурное наследие оставил для России предприниматель и меценат, собиратель театральной старины и создатель частного литературно-театрального музея Алексей Александрович Бахрушин (1865-1929 гг.). Алексей был двоюродным братом коллекционера А. П. Бахрушина.


    Музей Бахрушина


    Он родился в Москве, в период исторических реформ, в купеческой семье. Ещё с детских лет в семье привили ему любовь к русскому и зарубежному искусству, к театру. Его дед писал стихи, отец свободно владел иностранными языками. Многие его родственники увлекались коллекционированием. Бахрушины прослыли в старой Москве известными благотворителями. Будущий «знаток театральной старины и популяризатор достижений искусства» уже с шестилетнего возраста стал посетителем Большого театра, потом поклонником труппы Малого театра, сам пробовал играть на сцене театрального кружка. Алексей Александрович Бахрушин успешно учился в частной гимназии. Это сегодня одна из старейших школ г. Москвы, основанная в 1858 году как частный мужской пансион Ф.И. Креймана. Вот цитата из воспоминаний Евгения Трубецкого (воспитанника этого учебного заведения): «От мала до велика мы все отлично понимали, что мы обязаны нашей свободой школьной политике педагога Франца Ивановича Креймана (1828-1902 гг.), которому нужно во что бы то ни стало показать свой классически товар лицом перед начальством и перед высшим обществом Москвы. И в душу закрадывались сомнения в самых принципах и основах школы. Не знаю, как это случилось, но торжественный классически спектакль в гимназии, с пьесой, непонятной девяносто девяти процентам учеников, и нужный только для начальства, остался для меня на всю жизнь олицетворением самого духа и сущности толстовской гимназии».

    Позже Алексей успешно включился в семейное дело, то есть в «Товарищество кожевенной и суконной мануфактуры Алексей Бахрушин и сыновья». До 1890 г. он активно занимался торгово-промышленной деятельностью. Далее, серьёзно увлекшись собирательством, Бахрушин посвящал ему все больше времени и постепенно отошел от прежних торговых дел. Коллекционировать он начал под влиянием двоюродного брата, страстного собирателя Алексея Петровича Бахрушина. «Коллекционерские интересы лиц, бывавших у Алексея Петровича, передались и ему, он захотел обязательно собирать, изучать это и создать себе серьезный интерес в жизни», - писал позднее его сын балетный историк Юрий Алексеевич Бахрушин. Первоначально Алексей Александрович увлекался восточными редкостями, потом «переболел» Наполеоном I и его эпохой. После встречи с купцом-собирателем Н. А. Куприяновым он уже навсегда отдал предпочтение театру. В памятный день 1890 г. они поспорили: кто из них больше за год соберет театральной старины. В дом стали стремительно стекаться афиши, программы спектаклей, фотографии актеров в ролях, эскизы костюмов, личные вещи артистов. Бахрушин понял, что тем самым нашел свое призвание. «Коллекционировать только через антикваров, — говорил Алексей Алекскандрович — не выискивая самому, не интересуясь глубоко, — занятие пустое, неинтересное, а если собирать старину, то только при условии глубокого личного интереса к ней». Таким личным глубоким интересом к реликвиям театральной жизни сам Бахрушин обладал в высокой мере. Он целенаправленно вел поиски, чтобы представить в своей коллекции всю историю отечественного театра, от зарождения до современности. Сын вспоминал об отце: «Вскоре это театральное собирательство превратилось у него в страсть. Окружающие смотрели на это как на блажь богатого самодура, смеялись над ним, предлагали купить пуговицу от брюк Мочалова или даже сапоги Щепкина».

    И вот 30 мая 1894 года хозяин впервые показал свое театральное собрание ближайшим друзьям, а осенью того же года представил его для обозрения театральной общественности Москвы. С этого дня и началась биография первого московского литературно-театрального музея.

    По традиции А.А. Бахрушин один раз в неделю бывал на Сухаревке, часто наведывался в антикварные лавки Африканова и Лекатто, регулярно переписывался с петербургскими антикварами. Благодаря им он приобрел много реликвий деятелей петербургских театров, в частности, получил архив актёра и театрального собирателя И. Ф. Горбунова. В поисках экспонатов А.А. Бахрушин не раз совершал длительные путешествия по России, из которых привозил не только театральные раритеты, но и произведения народного искусства, мебель, старинные русские костюмы. Часто бывая за границей, непременно обходил антикварные магазины. В начале XX в. он трижды путешествовал (собирал материал по теме «история западноевропейского театра»). Из Европы счастливый меценат привез личные вещи французской актрисы Марс, коллекцию масок итальянского театра комедии, редчайшие музыкальные инструменты. Актерам, то есть «лицедействующей братии», по словам антикваров, идея Бахрушина о создании театрального музея так пришлась по душе, что многие «безданно и беспошлинно» присылали ему в подарок редкие фотографии, автографы, мемориальные вещи. Притоку даров способствовали и снискавшие немалую популярность в театральных кругах Москвы «Бахрушинские субботы». На «огонек» к Бахрушину собирались известные актеры и режиссеры: здесь бывали А. И. Южин, А. Л. Ленский, М. Н. Ермолова, Г. Н. Федотова, Ф. И. Шаляпин, Л. В. Собинов, К. С. Станиславский, В. И. Немирович-Данченко. И что важно, сюда шли не с пустыми руками. Так, прославленная актриса Малого театра Гликерия Федотова (1846 – 1925 гг., народная артистка РСФСР) передала Бахрушину все свои реликвии и памятные подарки, полученные за все годы сценической жизни.

    Сам Бахрушин свой музей называл литературно-театральным. В обширном и многообразном его собрании выделялись литературный, драматический и музыкальный разделы.

    В литературном разделе были собраны редкие издания пьес А. П. Сумарокова, А. С. Пушкина, А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Островского. Были здесь сочинения по истории театра, театральные альманахи, журналы, сборники. Хранились у Бахрушина записные книжки, дневники А. С. Грибоедова, Н. В. Гоголя, А. Н. Верстовского, А. Ф. Писемского, П. А. Каратыгина. Были здесь и народные картинки с изображениями «бесовских потех», картины известных театральных художников. Особая ценность - личные вещи многих прославленных актеров, в частности А. П. Ленского, М. С. Щепкина, знаменитого антрепренера и актера П. М. Медведева. У Бахрушина была полная обстановка кабинета В. Ф. Комиссаржевской, гримерная К. А. Варламова. «Жемчужиной экспозиции» считалась коллекция балетных туфелек со времен Тальони до Павловой. Театральный быт представлен предметами, сопутствующими завзятым театралам, в том числе — уникальной коллекцией зрительских трубочек и театральных биноклей. Музыкальный отдел состоял из инструментов разных времен и народов: славянские гусли, румынская кобза, европейская мандолина, китайская флейта и даже африканские трубы. «Бахрушинское собрание» стало известным всей России. К нему обращались многие ученые, историки театра, издатели, режиссеры, студенты. Свою коллекцию Алексей Александрович пропагандировал по-своему: к юбилеям актеров, к Всемирной выставке в Париже 1900 г., к первой русской театральной выставке в Петербурге 1908 г. В год, когда в Ярославле отмечалось 150-летие русского театра, выставка, подготовленная к этому юбилею, почти на треть состояла из экспонатов «бахрушинского собрания».

    Музей размещался в особняке владельца на Лужнецкой улице, построенном в 1896 году по проекту архитектора К. К. Гиппиуса. Еще при закладке дома хозяин предусмотрел для размещения коллекций три полуподвальные большие комнаты. Однако когда строительство было завершено и музейные комнаты заполнились экспонатами, то вскоре и все остальные помещения полуподвала оказались переполненными театральной стариной. « ...Дело дошло до жилого верха, постепенно превращавшегося в музей, — вспоминал сын коллекционера, — потом начали сворачиваться служебно-хозяйственные комнаты, за ними последовали детские апартаменты, был занят коридор, буфетная и, наконец, даже конюшня и каретный сарай. Не надо забывать при этом, что с 1913 года дед отдал в распоряжение отца соседний дом, в котором когда то я родился, и он был также забит вещами, книгами и прочими материалами». Верным помощником в собирательской деятельности Алексея Александровича Бахрушина была его жена Вера Васильевна. Она приводила в порядок газетные вырезки, афиши, программы, помогала отбирать вещи на выставки, устраивать экспозиции.

    Собрание Бахрушина стало столь обширным, что владелец начал задумываться о его дальнейшей судьбе. Алексею Александровичу хотелось сделать его достоянием Москвы. Как гласный Думы он предложил передать свой музей в собственность Московского городского самоуправления. Но преодолеть чиновничью косность оказалось невозможным, как позже вспоминали современники. И вот в 1909 году бахрушинским музеем заинтересовалась Академия наук России. В 1913 году состоялся торжественный акт передачи музея Академии. Было создано правление музея во главе с жертвователем, который стал пожизненным почетным попечителем музея. Русский патриот А.А. Бахрушин оставался во главе музея и после событий 1917 года, до самой своей смерти. Он умер «в подмосковной усадьбе Горки близ станции Апрелевка Киевской железной дороги 7 июня 1929 г.» и был похоронен на Ваганьковском кладбище.


    СПРАВКА.


    Музей, созданный Алексеем Александровичем Бахрушиным, существует и поныне (в Москве, на улице Бахрушина, д. 31/12, на фото). Он, как и прежде, располагается в старом здании. Это одна из немногих уникальных коллекций старой Москвы, уцелевшая до наших дней.


    Саркис Арутюнов.
    Рубрика Историческая мозаика



    Ссылка на эту страницу:

     ©Кроссворд-Кафе
    2002-2016
    Рейтинг@Mail.ru     dilet@narod.ru