Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Приглашаем к сотрудничеству
О новой книге
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Мудрость благочиния (из древнерусских источников)



Мудрость благочиния (из древнерусских источников)

Благочиние - уважение к противнику, почтение к союзнику


Восток - дело тонкое


Давайте задумаемся, а когда впервые в русской истории были оформлены основополагающие принципы международного права, нормативных документов дипломатии? Историки до сих пор не могут дать исчерпывающих ответов. Но до нас дошли архивные документы, на основании которых мы составляем небольшие путешествия в историю дипломатии. Рукописи не горят, а старые документы доносят до нас дух прошлого времени.

Итак, попробуем заглянуть в текст уникального договора, чудом сохранившегося с момента арабских завоеваний. Начнем с востока?

Год 712-й. Это Самаркандский договор, между арабским полководцем Кутайбой ибн Муслимом и правителем Согда, ханом Гуреком. Это документ (грамота), где в общем и в частностях оговариваются взаимоотношения сторон. Это фрагмент из так называемой "Книги побед".


Статья 2. "Заключен мирный договор относительно Самарканда и его областей Кеша и Насафа и его земель и его посевных площадей и всей совокупности его пределов за 2 миллиона дирхемов (монета в 3 грамма серебра) немедленно и 200 тысяч дирхемов ежегодно и за 3 тысячи рабских голов, но без детей и стариков".


Комментарии не нужны? Раздел сферы влияния в землях древнего Узбекистана. Итак, заметим, каждая голова невольника имеет свою цену!


Статья 10. "И подлинно государство после тебя принадлежит сыну твоему на все то время, пока буду я наместником Хорасана".


В данных статьях указано мнение, о том, кому же отдать земли Хорасана да и соседние тоже. Автор договора указывает на объект права, то есть надел и на субъект права, то есть наследника, расставив фигуры соответственно их ролям. Но имеются и более сложные юридические документы.


"Инструкция киевского князя"


Первая официальная инструкция Древней Руси - от князя Владимира Мономаха - выдающийся литературный и юридический памятник прошлого, доносит неповторимый колорит того времени. Великий киевский князь дает разъяснения, как и что делать для достижения победы? Здесь прослеживается влияние византийских книжников, известных мудростью.

"Выйдя на бой (то есть на войну), не лениться. Не полагайтесь на воевод, не увлекайтесь трапезой и питием. Не спите сверх меры. Всюду вокруг ставьте сторожевые посты. Вставайте рано. Помните: оружие сразу с себя снимать нельзя. В любой местности, в любой земле помогайте бедным, слабым, сиротам. Уважайте гостей и знатных и простых. Послов приветствуйте: пищей и питьем, они тогда по всем землям прославят вас, добрых людей. Лень всему злому мать. Что человек умеет, то забудет, а чего не умеет. тому не учится…"


Договор 911 года


Допуская в Константинополь русских, греки хотели иметь твердые правила, как поступать им в случае различных конфликтов "русов" с византийцами. Этого же хотела и русская сторона. Необходимо только было письменно утвердить условия, оговоренные по результатам устного договора. Вот почему в 911 году киевский князь Олег посылает в столицу Византии Царьград (Константинополь) специальное русское посольство, чтобы утвердить мир между Русью и Византией, то есть великим русским князем Олегом и Великими царями греческими Львом, Александром и Константином. Согласно этому договору Русь уже являет себя не дикой-варварской страной, а государством, где проживают люди с понятиями чести, где выполняются договоры и обязательства!

В тексте того договора приведен перечень правил поведения греков и руссов. Эти правила фактически являются первым в истории Отечества правовым кодексом, что доказывает: на заре нашей истории мы видим попытку создания правового государства.


Статья 1. "Вина доказывается свидетелями, а когда их нет, то ответчик, то есть подозреваемый, присягает по вере своей, виновен он или не виновен".


Статья 2. "Русин ли убьет христианина или наоборот, в любом случае преступника ждет смерть на месте совершенного злодеяния. Если убийца скроется, то его имущество отдается родственникам убитого, за исключением той части, когда она по закону наследуется женой убийцы. Если же у беглого преступника не было имущества, то он оставался под судом (в розыске), пока не будет пойман и казнен смертью".


Статья 3. "За удар мечом, другим оружием виновный был обязан уплатить штраф серебром по закону русскому". А неимущий расплачивался, чем мог, даже снятой с себя одеждой, давая клятву по вере своей, что не имеет никого, кто мог бы заплатить за него. Тогда иск прекращался!


Статья 4. "Если русин украдет что-либо у христианина, либо христианин у русина, а вор уличен в краже, то в случае его сопротивления потерпевший может убить его безнаказанно и вернуть свое имущество. Если же вор отдается без сопротивления, то его надлежит связать и взять цену втройне за похищенное".


Надо заметить, что в отличие от "берегового права" в средневековой Европе, по которому имущество потерпевшего крушения корабля становилось собственностью владельца береговой земли, Русь и Византийское царство обязывались взаимно охранять имущество и содействовать возвращению корабля с товарами во владения той страны, откуда приплыл купец. В тексте это было так:


Статья 6. "Если ветром выкинет греческую ладью на чужой берег и случится при том кто-нибудь из русских, то они обязаны охранять корабль, далее с грузом отослать его в земли христианские, провожать через всякие препятствия, пока ладья не достигнет безопасного места".


Статья 9. "Если случится, что русских невольников приведут на продажу из какой-нибудь страны к христианам, а христианских в Русь, то за них уплачивают по 20 золотых монет за каждого и отпускают на родину…"


Статья 12. "Если преступник убежит из Руси, то по жалобе русичей возвращен будет в Отечество. Точно так же поступать должны и русские в отношении к грекам".


Вот такой пересказ русско-византийского договора, хотя и краткий, но очень актуальный по-своему. Ведь после Повести временных лет, это всего лишь второй исторический источник, достоверно передающий картину Древней Руси. Договор был составлен на греческом и древнеславянском языках. А послами в Царьград ходили умудренные княжеские Олеговы мужи, заключившие прежде устный договор 907 года с византийцами. Среди них не было ни одного человека со славянским именем. Большинство Олеговой дружины было по составу скандинавским, то есть варяжским. Вот они, имена Киевских послов: Кора, Фарлаф, Вермуд, Рулав, Стемуд, Гуды, Инегельд, Руальд, Рюогр, Труан, Бидульфост.



Саркис Арутюнов.
Рубрика Историческая мозаика



Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru