Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Евгений Иванович Замятин. Девушка


Все авторы -> Евгений Иванович Замятин.

Евгений Иванович Замятин.
Девушка

Желтый старый дом на пустынной улице стоит, как осеннее голое дерево с черными ветками, вырезанными на прозрачном вечернем небе. Темные, пустые окна -- без занавесок -- закрыты всегда. Одно окно, с краю, забито досками.


Ночью выступят и мерцают звезды. Между пустыми, тяжелыми скалами тьмы вьется ветер вверху. На крыше скрипит пронзительно ржавая флюгарка. Идут мимо, услышат -- вздрагивают, поднимают вверх головы: там темные четырехугольники окон, как портреты умерших стоят, а в одном окне шевелится синий язычок свечи с тусклым ликом вокруг. Посмотрят, покачают головой, идут мимо.


Девушка в старом доме слушает шорох шагов их и думает:


"Не он ли? Когда же придет он, неведомый, милый, прижмет, унесет с собой? Или никогда не придет?"


И опять всю ночь держит на коленях книгу и читает чужие слова. Чей-то прозрачный и тусклый лик колеблется вокруг свечки.


К утру свечку тушат, и черный крючок фитиля, недобрый, ночной, согнувшись, смотрит навстречу дню.


На черном крыльце, на ступеньках, старая Кузьминишна сидит, а рядом с ней барышня, Вера. Раскрыла старуха коробочки жестяные от чаю, а в них деревяшки пустые из-под катушек, большие пуговицы старомодные от дипломатов, аграманты, бархатные лоскутки. Раскрыла, перебирает, что-то сама с собой говорит.


-- Кузьминишна, никак уж стучат, -- говорит Вера.


-- И то, и то, барышня.


Спотыкаясь, идет Кузьминишна долго. Спрашивает: -- кто там? Приоткрывает чуть-чуть калитку, несет газету барышне, мелкими шажками по заросшему двору идет. Куры кудахчут где-то.


-- Ничего больше?


-- Нет, ничего. И неоткуда.


Уходит Вера в дом, сидит у окна, читает газету, как сказку, которой не верит.


Вот двое, девятнадцати лет и двадцати лет, любили друг друга и вместе умерли в поцелуях. Далеко где-то большие города, и люди бегут, говорят друг с другом. А может быть, ничего этого нет, есть только их дом старый, с Кузьминишной, с матерью, с ползучей дневной тишиной и со странной жизнью ночью.


Сидит Вера у окна. Лучи вьются в косых, падающих столбах пылинок. Что-то знакомое в этом.


"Да. Это в библиотеке всегда так бывает, -- думает Вера. -- Все зеленоватое там, темные шкафы -- и сквозь узкие окна два таких столба мерцают. Будто это подводное царство. И он стоит светлый, как царь сказок. Золотые волосики на бороде завиваются, яркие, раскрытые губы. И все книги чудесные -- в его власти, и все люди, какие приходят..."


-- Нет, нет, -- говорит потом себе Вера. -- Глупо о нем думать. Он оттуда, из большого города. Студент. Умные они все и смелые. А я ничего не умею. На что я ему. Приедет -- уедет.


И опять смотрит Вера без мысли в окно, на пустой двор. Желтеет под солнцем высокий бурьян у окна. Верхушки высохли, шуршат, и осыпается книзу горячая пыль.


Вот -- бредет из погреба в дом Кузьминишна мелкими шажками, сама с собой говорит. Кошка за нею крадется неслышно по теплым камням. Куры кудахчут где-то.


В тишине хлопнула кухонною дверью, другою, в зал вошла. Сморщенная, темная, на фоне белой двери стоит, как потрескавшаяся икона в углу заброшенной церкви. Ах, начнет теперь свое старое говорить -- без конца.


-- И то, и то, барышня. И я говорю -- ох, время идет. А меня милый все ждет -- не дождется. Все во сне приходит...


Сдвигаются у Веры худенькие плечи и руки, тоскуя, и так болезненно хочется, чтобы кто-нибудь смял их, сжал, чтобы захрустело.


"Ах, время идет. Так и не узнаешь никогда, что это такое".


"Да, но ведь это-то правда, это правда -- прошлый раз он в библиотеке поклонился ей, как знакомый. Глаза ласковые у него, и маленькие волосики на бороде, все золотые, в лучах. Вот где-нибудь тут, внизу, на левой щеке почувствовать их, мягкие, щекочущие..."


А Кузьминишна все стоит у белой двери, все говорит об одном. И уже не знает, забыла, где правда и где темные забытые сны.


-- Кузьминишна, -- говорит Вера, -- ты посиди в спальне. Я сейчас приду. Я только в библиотеку. А если проснется, ты скажи что-нибудь. Скажи. Ну, я же приду сейчас.


Из старого шкафа у стены взяла Вера самое любимое, розовато-лиловое платье. Стоит перед зеркалом -- потускневшее; скрало оно все морщинки и говорит: -- Ведь ты еще так молода, и к черным волосам так это платье идет.


Улыбается Вера. Глаза загораются далеким блеском. Опускает ниже сорочку, и сквозь кружево смотрит жадное, смуглое тело. Это для него.


"А другие?" -- думает Вера. И прячет, опять закрывает загорающееся стыдом, не видевшее света тело.


Секунду думает. Опять опускает сорочку и стоит, часто дыша. Шепчет, странно смеясь: -- Мой милый, мой милый.


Надевает теперь белую шляпу -- и под белыми цветами резко выделяются в зеркале черные волосы, как опрокинувшийся ворон на белом снегу.


Мчится сердце -- вперед, вперед, и сжимается -- на краю пропасти, -- когда открывается и захлопывается медленно тяжелая дверь библиотеки.


За своим прилавком он -- так далеко, и около него все чужие. И не видит ее, не кланяется он сегодня.


"Ну, посмотри же, посмотри... Нет".


"Ах, и еще нужно ждать. Эта противная старуха впереди, в смятой шляпе и с белым зонтиком, опущенным книзу. Должно быть не закрывается. Да поскорее же, ну".


У прилавка Вера перекладывает книги из одной руки в другую, спрятала глаза под шляпой, бьется так сердце. И вдруг одна книга падает из рук со стуком, с таким стуком. Ах, все теперь на нее смотрят.


Он поднимает книгу, подает Вере -- с улыбкой.


Но зачем у нее так дрожат руки. Ради Бога, ради Бога.


-- Ах, вы весьма любезны, -- говорит через секунду Вера чужим, спокойным голосом.


-- Ну чего там весьма, -- улыбается он: -- "Странная девушка".


"Да, зачем весьма? -- думает мучительно Вера. -- Это же смешно, смешно. Вон, улыбается он. И все смотрят".


Бледнеет Вера, нагибается, открывает -- закрывает книгу.


-- Да что с вами?


Сверху говорит он, тихо -- точно они двое, ласково -- будто гладит ее по голове.


-- Нет, нет, ничего.


Уж прошло все. И хочется уж громко смеяться и смотреть на него, слушать. И никого нет кругом.


Он опять наклоняется и делает свои глаза -- большого ребенка -- смешными и важными.


"Да милый же, милый", -- шепчет неслышно Вера. Серая тужурка у него распахивается, и под ней старенькая рубашка синяя, с прожженной дырочкой.


Радостными уколами бьется сердце у Веры. Отходит, нагибается -- записать книгу, жадно опирается грудью о стол. Пишет -- ах, да не то, кажется? Все равно...


Но с кем он говорит там? И таким же, как с ней, тихим голосом, и та касается его своей серой шляпой. Как смеет?


Сходятся и расходятся прозрачные пятна в глазах. Только бы дописать.


Со сжатыми губами Вера подходит, прячет дрожь внутри, говорит с веселой улыбкой -- вот услышишь сейчас, ты, в серой шляпе.


-- Вот листок. Так до свиданья, значит, до завтра.


Серая шляпа поднимается изумленно, смотрит.


-- Завтра? Ах да, на гулянье. Пожалуй, пожалуй. Приду вероятно. До свиданья.


"Ага, -- говорит Вера, -- слышишь?" И уходит, радостная. Несет с собой его книги, его теплый голос, и мягкие волосики на бороде.


А он нагибается к серой шляпе, смеются оба и в блестящих от любви глазах радостно видят друг друга. Потом говорит он:


-- Нет, пожалуй, это вовсе не смешно. Подожди, не надо смеяться.



* * *



К вечеру голубеют и растут тени. Оседает горячая пыль. Колеса далеко прогрохочут по камням и спешат затихнуть.


В старом доме все оплетается тревожной сумеречной паутиной. Белые двери и белые переплеты окон теряют что-то дневное и шевелятся беспокойно. Ржавая флюгарка скрипит на крыше. Ночь крадется.


Мать зовет:


-- Вера, Вера, да иди же. Я уже свечку зажгла.


Закрыли дверь в спальню. В две железных петли просунули железный засов -- отгородились от пустого зала.


У изголовья, нагнувшись перед свечкой, сидит Вера и читает. Непонятно, неслышно, где-то извне, бегут чужие слова, как за окном снежинки. А внутри -- своя жизнь. Со сладкой болью сердце замирает, а потом бьется громко, страшно громко: тук-тик, тук-тик. Завтра. Где-нибудь в шелестящей тени деревьев... Тук-тик, тук-тик.


На минуту перестает Вера читать, опускает книгу на колени.


Будет так. Она прижмется к нему изо всех сил, чтобы стиснулась, смялась вся грудь. И зубами вопьется, чтобы остались следы.


-- Думаешь? О чем думаешь? -- говорит мать.


Вера вздрагивает. С белой подушки приникли к ней неподвижно глаза -- точно щупают скелет под живым еще телом.


"А вдруг она знает?" -- думает Вера и холодеет. И опять читает чужие слова, а внутри растет темнота -- холодная, злая.


Тяжелыми скалами ночь громоздится над домом все выше, и мимо нее бегут звезды. Мать лежит неподвижно, как мертвая. И кажется Вере, что она одна, и страшно читать вслух в огромной пустой комнате с тикающими часами.


-- Я устала. Я подожду, -- говорит Вера и опускает книгу.


Мать открывает глаза и смотрит на стену, в темное зеркало, где колеблется синим призраком свечка. Длинные, белые на одеяле пальцы двигаются, двигаются, невидимую ткань прядут.


И вдруг останавливаются. Что там такое? Послушай? В зале? Или это там, в запертой комнате?


В пустом зале по углам ночные шорохи крыльями шелестят, собираются мыши и шепчут шу-шу-шу. Уговорились и ползут все в запертую комнату и танцуют по струнам старого рояля. Сыплется пыль со струн, и рояль тихонько играет.


А на белой подушке все неистовее мечутся безумные: глаза. Вера сидит нагнувшись, неподвижная, белая...



* * *



И такой измученный встает день, и так пылает на небе солнце, и жадно ждет вечера.


В чуткой сумеречной тишине громко хлопают где-то калитки, пустеют дома, уже все уходят.


-- Да нет же, нет. Это немыслимо, -- говорит Вера, и не верит, и знает уже, что пойдет.


Со спутанными мыслями встает и на цыпочках идет в спальню за платьем. Часы в тишине беспокойно подпрыгивают -- тикают.


-- Кто тут? -- говорит мать.


Губы у Веры высыхают в секунду. -- "Как же теперь? Идти? Не идти? Да нет же, нельзя -- он сказал".


Наклоняется к матери и говорит -- точно злобно вколачивает острые гвозди -- слова.


-- Спи-спи. Тебе надо спать. Еще рано-рано-рано. Спи.


Тускло сверкает поднятый к глазам стакан. Наливает капли. Нет, мало. Еще, еще, без счета. Спи крепче.


Играет вдали музыка. Ветер вечерний поднимает белую шляпу у Веры, и она быстро идет, изгибаясь навстречу ветру жадным змеиным телом. Скорее, скорее.


Вот и сад. Качаются над головой, как пьяные, томительные, блестящие фонари. А под фонарями качаются внизу ненавистные чужие лица. И нет его, и нет его -- нигде.


Толстые, медленные господа с кольцами -- пепел стряхивают с сигар. Две черномазых вертлявых девчонки с косичками -- где-то внизу шныряют, как ящерицы. Кавалеры из казначейства в бумажных воротничках -- подталкивают локтями, оглядываются:


-- Барышня, ждать кого-нибудь изволите?


Сжимается Вера, встает с одинокой лавочки, смешалась со всеми. И опять толпа несет ее. Задыхается она, и на цыпочках поднимается, и ищет его -- все нет.


А небо все ниже наклоняется, и пересыпаются звезды. Мужчины касаются подруг волосами, тихо говорят что-то, уходят уже с ними под темные, шепчущие арки деревьев. Вера слушает, и от шепота бегут горячие мурашки по телу.


Маленькие черные музыканты в белых воротничках вдруг схватывают трубы и скрипки и играют что-то дрожащее и острое, как луч, падающий на белый горячий песок. Все быстрее двигают руками, спешат -- уже скоро все кончится.


В беспокойном мигающем свете, по цветнику, кружит Вера. Тускло смотрят шары. Пахнет цветами остро и жарко.


-- Не пришел, не пришел, -- говорит Вера. -- Все кончено. Идти домой, и опять -- мать...


И вдруг остановилась Вера, набравши воздуху, и не может вздохнуть:


-- А серая шляпа? А если он тут и сидит где-нибудь в темной аллее с девушкой в серой шляпе?


Быстро идет Вера назад, и песок злобно скрипит -- будто зубами.


На горке в освещенной беседке последний раз музыканты играют -- и в белом облаке света прыгают колючие точки.


Аллея -- далекая. Под темными арками -- плотно прижавшиеся лица и ноги. Вера наклоняется к ним, смотрит в чужие лица и говорит, сжимая зубы:


-- Ах, извините. Я ошиблась.


Ага-га. Отскочили! И ей хочется злобно смеяться. А потом вся вспыхивает и думает, пугаясь: "Ах, что я делаю, что я делаю, сошла с ума".


Низко нагибает голову и бежит, и чьи-то ноги прямо перед своими видит, кого-то грудью толкает. Нужно сказать: -- простите. Но если набрать воздуху и вздохнуть -- задрожишь и закричишь пронзительно.


А он берет ее за руку и говорит сверху откуда-то:


-- Постойте, да это же вы? Вы одна, вы не узнаете меня?


Боже мой, -- он. Обнять его, жадно прижаться, пить его дыхание...


Вера стоит секунду с кружащейся головой и потом говорит:


-- Ах, это вы? Вот не ожидала вас встретить. Некогда было -- только пришла.


Протянула дрожащую руку, закрылась тусклой, как месяц, улыбкой.


Ах, это милая, печальная Вера... С нежной жалостью берет ее под руку.


Собрался весь мир и замер сладко в том месте, где лежат его пальцы. Идет. Вера с закрытыми глазами.


-- Послушайте, -- говорит она. -- Давайте сядем. Я шла -- тут все на скамейках сидели влюбленные. Ну, нарочно и мы с вами, нарочно -- хотите?


Перегибается к нему гибким телом, и сладким ядом глаз туманит его. В дрожащую, мягкую грудь погружается его локоть, и сам он тонет в чем-то мягком и жарком, опускается на скамью послушно.


Что-то он говорит. Кажется, о книгах. Получены новые книги...


-- Какие книги -- расскажите. Я к вам приду за книгами... -- Забывает, что сказала, и не слушает его слов, -- лишь бы слышать его, как музыку, лишь бы говорил что-нибудь.


Рядом, близко, пахнут цветы -- остро и сладко. Вдыхает их Вера и говорит:


-- Слышите запах? Это цветы ласкают друг друга и умирают, и это запах их ласк.


Вера чувствует его взгляд. Сердце колотится так, что хочется схватить его руками и удерживать.


-- Какой стыд, какой стыд, -- говорит себе Вера. -- Он смотрит!


И с ужасом понимает: хочется схватить и разорвать кружева на груди и платье, и все отдать ему: смотри -- вот я -- одному тебе... целуй.


А он молчит. Тяжелую голову опустил на руку.


Вот-вот, что-то гаснет и падает. Нужно схватить, удержать. Сказать ему что-то, скорее, да скорей же.


Зубы у Веры дрожат со стуком, и она говорит:


-- Ну, что ж вы так сидите? Занимайте же меня.


И холодеет потом вся. Это, это -- она сказала? И кажется -- сейчас сорвется она в яму, и чтобы не упасть, надо ухватиться руками за воздух.


Вера машет руками и хохочет -- громко и странно. А он пристально смотрит на нее и говорит:


-- Вот вы смеетесь, Вера. А мне кажется, вам вовсе не весело. И у вас какое-то горе есть.


Вера опять машет руками и говорит со смехом:


-- Да нет же. Какое горе. Вы такой интересный кавалер -- мне весело с вами.


Нетерпеливо шевелится он, и такой чужой теперь голос:


-- Не поймешь вас. Вы такая... какая-то... Трудно говорить с вами.


Назад откидывается, шуршит в траве за скамейкой, ищет фуражку. Уж лучше уйти поскорей -- пока это прошло. А то вот уж и музыканты уходят.


Вера кричит себе: не хочу, не хочу, и ломает руки. Поправляет потом шляпу и говорит:


-- Сегодня холодная ночь -- простудишься.


Пора идти. Гаснут дальние фонари. Цветы неистовей пахнут им еще минуту жить. И кажется -- вот еще раз передвинется месяц, и они дохнут приторным дыханием трупа.


Вера набирает воздуху и говорит беззвучным, скрытым тьмою, голосом:


-- Дайте же мне руку.


Берет его руку и слышит в ней чуть заметную ласку. И вдруг медленно, не зная зачем, поднимает эту руку к губам. А в конце темной дорожки стоит прежняя Вера, машет руками в безумном ужасе и кричит ей:


-- Что ты делаешь, что ты делаешь?


Поднимает руку к губам и целует вдруг -- быстро и жадно.


Потом сползает всем телом со скамьи на песок, обнимает колени его, прижимается грудью и шепчет, задыхаясь:


-- Я никогда не целовала, не целовала.


Нет, что же с ней делать? Мечется он и дрожащими руками хватает ее за голову.


-- Вера, я не понимаю. Вера -- простите. Я уйду сейчас. Ради Бога.


Вырывает ноги из цепких рук, носком сапога что-то мягкое задевает. Поспешно идет, натыкаясь на ползущие внизу корни деревьев. Вдруг останавливается, загораются лицо и уши.


-- Да ведь, кажется, я ее ударил ногой в грудь.


И бежит назад. Вон, все стоит она на коленях, прижимается к лавке лицом.


К ней наклоняется он, гладит голову, пальцы погружает во влагу слез.


-- Вера, голубчик. Ну, простите, ради Бога. Я же не уйду. Только не надо, только не надо. Ну, встаньте, пойдемте отсюда. Ведь могут прийти.


Вера затихает, поднимается послушно, идет послушно по темному песку аллеи. Куда-то идет -- не знает.


"Да вот уже дом с круглым балкончиком и... Домой. Что там? А если проснется мать? А если не проснется?"


Отмахивается: нет, забыть об этом. Нарочно говорит себе:


-- А у него дрожали руки. Да, дрожали. Милые волосики на бороде -- мои, мои. Я сошла с ума, я сошла с ума.


Идут по пустой лунной улице. По белым плитам бегут впереди две черные тени. Тревожно изламываются, взбираются на белые парапеты домов и мерцают оттуда: не ходи, не ходи.


Уже поздно: пришли. Громко стучит сердце у Веры -- будто кто идет одиноко по улице лунной и звонкой. Оборачивается Вера назад, лицом к луне и к нему:


-- Вот -- пришли. Там темно -- это ничего. Мы зажжем огонь. Вы ведь зайдете. Я одна живу, никого нет.


Над двором стоит глухой лунный свет.


Шуршит под ногами сухой бурьян. Направо, посредине двора, вбит кол, низкий -- так, до пояса. Зачем бы он? И тень от него падает поперек дороги.


-- Да идите же, идите же, -- говорит Вера. Чуть заметно к нему прижимается, отворяет дверь. Сердце мчится вперед -- там что-то неисправимое, огненное, желанное. Задыхаясь, говорит ему:


-- Мы тихонько будем, мы неслышно, как тени. Ведь правда?


И он отвечает странно-послушным Вере и похожим шепотом:


-- Мы тихонько будем, мы тихонько будем.


Берет ее под руку, идет с нею в залу по скрипящим чуть-чуть половицам. Пусто и тихо в зале.


Вздрагивает Вера, отворачивается от двери в спальню: пусть где-то сзади будет все это. А теперь -- скорее к нему.


-- Вот мой любимый диван, -- говорит Вера. -- Идите, садитесь.


Месяц бежит за нею к дивану и рядом садится -- белой согнутой тенью, с дрожащей головой -- как у матери.


-- Тут слишком пусто и слишком много луны, -- говорит он. -- Не хочется быть одному. Дайте-ка руку. Посидим так немного, и я уйду.


Садится он на диван рядом с белой тенью и берет за руку Веру. И они сидят в тишине трое, долго.


Нет, так странно сидеть -- молча. Она, как безумная, сверкает и надвигается жарким дыханьем. Надо что-нибудь сказать ей, да. И говорит:


-- Вера, подождите. У вас гребешки сейчас выпадут.


-- Выпадут, выпадут? -- говорит Вера. Чему-то улыбается, наклоняясь к нему, и нежная ложбинка на верхней губе становится у ней еще глубже.


-- Вы боитесь -- выпадут? -- говорит Вера. И вдруг вынимает гребешки и со стуком бросает, и душной волной разливаются волосы.


Весело, безумно и горячо внутри. Теперь Вера может все. Вот -- захочет и закричит громко, и будет говорить все, что думает. Или -- вот: разденется и будет стоять перед ним. Убьет мать.


Кладет она руки на плечи к нему, громко смеется и говорит своими губами, раскрытыми, как сердце цветка:


-- Ну, а теперь?


И кладет свои ноги к нему на колени. Вся -- у него, прижалась, обвилась гибкими руками.


Он слышит, как дрожит в нем горячее эхо, и говорит, обрываясь:


-- Вера, сумасшедшая, Вера же.


А Вера тонкими, горячими пальцами схватывает его за лицо и за шею, впивается поцелуем -- так, что своими зубами касается его зубов, и зубы скрипят. Скорее -- пить из него жизнь. Может быть -- минуты остались.


Куда-то пригибает она его голову -- и он послушно наклоняется, чтобы прижаться щекой к горячей голой руке. Близко совсем уже ее дыхание, душное и острое, как запах цветов в темной аллее -- все ближе...


Согнутой тенью старый месяц сидит в тишине на диване. Потом нагибается, слушает: где-то внизу чуть видные вырастают звуки, шепчутся по углам: шу-шу-шу. Ах, да это мыши. Шепчутся -- уговорились, ползут. Крадутся по струнам в старом рояле, вздрагивают струны, и сыплется с них пыль.


Просыпается кто-то в темной спальне. Падает на пол коробка спичек. Чуть-чуть старые половицы скрипят.


Вера слышит -- не хочет слышать. Нет, нет, -- показалось только, и все.


Свою руку просовывает к нему в рукав и ищет там его тело, и с безумной злобой страсти сжимает.


А он поднимает голову и говорит:


-- Нет, нет, погоди. Что там такое?


И опять падает, затопленный поцелуями.


Шаркает в спальне мать, приседает со свечкой в темных пустых углах и вздрагивает: а если увидит? Да нет, это там, в темном зале что-то. Отворяет дверь в зал и поднимает вверх и вперед свечу.


Изогнувшись, отпрянула Вера в угол дивана, словно сжалась под ударом и смотрит.


Кто-то встает с дивана. Из темной полосы переходит в светлую. Красный отблеск свечи на пуговицах тужурки, на губах, на подбородке. Медленно идет, опирается руками о стену. Скрипнула дверь.


С усилием мать открывает глаза -- а вдруг увидит? -- и нагибается вправо и влево со свечкой, и говорит:


-- Тут кто-то был... а? Тут кто-то был?


"Не видела, не видела", -- думает Вера с маленькой мигающей радостью и говорит:


-- Нет, это тебе опять показалось. Нет никого.


Потом встает. Под луной голубеет тело. Шепчет она:


-- Ах да, он же ушел. Он ушел.


И куда-то идет, спотыкаясь, -- за ним. А мать хватает ее сухими руками, сгибается, шепчет, опутывает шепотом:


-- Вера, Верочка. Постой же. Мы вместе посмотрим. Верочка, мы вместе посмотрим.


Останавливается Вера. Падают руки. Стоит секунду -- и опять вспоминает: что-то случилось, страшное. Вдруг хватает стул, стучит им об пол и кричит:


-- Это -- ты! Пусти, пусти меня!


Бежит мимо дивана с белой сидящей тенью. Вскакивает на окно, открывает, нагнулась.


Белые, пустые лунные плиты, и его нет. Ушел.


Сотрясается не обласканное жаркое тело, и приходит безумная мысль:


-- Позвать первого, кто пройдет?


Белая, стоит Вера в окне. Лунные лучи обвивают ее увядшим, неживым светом. Ползут выше, по белым карнизам, оборвались, ушли.


В пустых комнатах тихо. Около свечки в спальне -- часы тикают. К утру свечку тушат, и такой душный, одинаковый, встает день. Кузьминишна, спотыкаясь, бредет по двору. Кошка за нею крадется неслышно под солнцем. Куры кудахчут где-то.



1910




Не пропустите:
Евгений Иванович Замятин. Старшина (рассказ)
Евгений Иванович Замятин. Кряжи (рассказ)
Евгений Иванович Замятин. О святом грехе Зеницы-Девы (Слово похвальное) (рассказ)
Евгений Иванович Замятин. Письменно (рассказ)
Евгений Иванович Замятин. Верешки (рассказ)


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru