Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Александр Валентинович Амфитеатров. Наполеондер (Солдатская легенда о старой гвардии)


Все авторы -> Александр Валентинович Амфитеатров.

Александр Валентинович Амфитеатров.
Наполеондер (Солдатская легенда о старой гвардии)

Давно, не давно, а деды наши запомнят,-- захотел Господь Бог покарать людей за нечестие. И стал Он думать, как и чем их покарать, и держал о том совет со ангелы и архангелы.


Говорит Господу Богу архангел Михаил:


-- Тряхни-ка их, Господи, трусом. Отвечал Господь Бог:


-- Это дело пробованное. Кое время мы Содом-Гомору растрясли, а человеки от того умнее не стали: Содом-то Гомора теперь, почитай что, по всем городам пошла.


Говорит Гавриил-архангел:


-- А ежели глад?


Отвечал Господь Бог:


-- Младенцев бессловесных жалостно,-- за что младенцы погибать будут? Опять же и скотина кормов решиться должна, а ведь неповинная она, скотинка-то.


-- Потопом их потопи! -- Рафаил советует.


-- Никак невозможно,-- Господь Бог в ответ,-- потому что, первым делом, сам я клялся людям, что потопа больше не будет, а радугу в уверение давал. А второе дело -- грешник теперь, шельма, хитрый пошел: на пароход сядет, через потоп уплывет.


Смутились тут архангелы, приуныли, стали думать-гадать, головы ломать, каким злом-бедою можно грешный народ образумить и в совесть привести. Но как с испокон веку только на добро Господу Богу служивши, о всяком зле земном позабыли, то и ничего придумать не могли.


В эту самую минуту выходит вперед Иван-ангел, из простых, нашего русского звания, которого Господь Бог поставил мужицкие души ведать. Преклоняется с учтивостью и докладывает:


-- Господи! Там вас Шайтан-чумичка спрашивает. В рай не дерзает, потому от него дух нехорош,-- так в сенях дожидается.


Обрадовался Господь Бог:


-- Позвать сюда Шайтана-чумичку. Этот плут мне весьма известный. Очень он сейчас ко времени. Кто-кто, а уж эта бестия придумает.


Вошел Шайтан-чумичка: рожа черная, опойковая,-- из-под полушубка хвост торчит, голос сипкий.


-- Коли прикажете,-- сказывает,-- я всю вашу беду -- руками разведу.


-- Разведи, братец,-- оставлен не будешь.


-- Дозвольте,-- говорит,-- чтобы нашествие иноплеменников.


Господь Бог ручкою на него махнул:


-- Только-то от тебя и будет? А еще умный!


-- Позвольте,-- Шайтан ему насупротив,-- в чем же, однако, мое отсутствие ума?


-- А в том, что советуешь наказывать людей войною, когда они только того и ищут, как бы подраться между собою, народ на народ, и за это-то самое я их теперь и казнить хочу.


-- Это,-- отвечает Шайтан-чумичка,-- потому они войн ищут, что еще настоящего воителя не видали, а как пошлете вы им настоящего воителя -- они хвосты весьма поприжмут,-- взмолятся к вам: помилуй и спаси от мужа кровей и Ареда.


Удивился Господь Бог.


-- Как,-- спрашивает,-- братец, не видали воителей? И Ирод-царь воевал, Александр-царь дивии народы покорял, Иван-царь Казань разорил, и Мамай-царь нестовый с ордою приходил, и Петра-царь, и Анико-воин... какого же им еще воителя-богатыря нужно?


Шайтан-чумичка говорит:


-- Нужен Наполеондер.


-- Наполеондер? Откуда взял? Какой такой?


-- А такой,-- говорит Шайтан,-- мужиченко -- не то чтобы больно мудрящий, только оченно нравом лютой.


Господь Бог -- к архангелу Гавриилу:


-- Почитай в книге живота: где у нас записан Наполеондер?


Читал-читал архангел, ничего не вычитал.


-- Никакого Наполеондера в книге живота нету. Все врет Шайтан-чумичка. Нигде у нас не записан.


А Шайтан-чумичка -- вразрез:


-- Ничего нет удивительного, что Наполеондер у вас в книге живота не записан. Потому в книгу живота тех пишут, которые от отца-матери родились и пупок имеют, а у Наполеондора ни отца, ни матери не было, и пупка у него нет. Так что это довольно даже удивительно, и можно показывать его за деньги.


Очень изумилея Господь Бог:


-- Как же он, твой Наполеондер, в таком разе на свет произошел?


Шайтан отвечает:


-- А так и произошел, что свил я его себе на забаву куклою из песку морского. А ты, Господи, в те поры личико свое святое умывал, да не остерегся, водицею брызнул,-- прямо с небеси Наполеондеру в мурло попал: он оттого и стал человеком и ожил {Таков миф о сотворении человека у чувашей, черемисов, мордвы и всех обруселых поволжских и заволжских инородцев. (Прим. автора.)}. И обитает он теперича не близко, не далеко -- на Буян-острову, посередь окиян-моря. Земли на том острову верста без сажени, и живет по ней Наполеондер, морских гусей сторожит. За гусями ходит, а сам не ест, не пьет, не спит, не курит -- одно в мыслях держит -- как бы ему весь свет покорить.


Подумал Господь Бог, приказал:


-- Веди его ко мне.


Доставил Шайтан Наполеондера в рай. Посмотрел на него Господь Бог: видит -- человек военный, со светлою пуговицей.


-- Слышал я,-- спрашивает,-- что ты, Наполеондер, весь свет завоевать хочешь?


Наполеондер отвечает:


-- Точно так. Оченно как хочу.


-- А думал ли ты, Наполеондер, о том, что когда воевать будешь, то много народа побьешь, реки крови прольешь?


-- Это,-- говорит Наполеондер,-- мне, Господи, все единственно. Потому -- мне главное дело, чтобы весь свет покорить.


-- И не жаль тебе, Наполеондер, будет убитых, раненых, сожженных, разоренных, голодающих?


-- Никак нет,-- говорит Наполеондер,-- чего жаль? Я это не люблю, чтобы жалеть. Как себя помню, никого не жалел и вперед не стану.


Обернулся тогда Господь ко ангелам и сказал:


-- Господа ангелы! Парень этот к делу весьма подходящий.


А -- к Наполеондеру:


-- Прав был Шайтан-чумичка: достоин ты быть казнью гнева моего. Потому что воитель безжалостный хуже труса, глада, мора и потопа. Ступай на землю, Наполеондер,-- отдаю тебе весь свет, тобою весь свет наказую.


Наполеондер говорит:


-- Мне бы только войско да счастье, а уж я рад стараться.


А Господь и положил на него заклятие:


-- Будет тебе и войско, будет и счастье,-- непобедим ты будешь в боях. Но -- памятуй: покуда ты безжалостен и лют сердцем,-- до тех пор тебе и победы. А как только возжалеешь ты крови человеческой, своих ли, чужих ли, тут тебе и предел положен. Сейчас тебя враги твои одолеют, полонят, в кандалы забьют и пошлют тебя, Наполеондера, назад на Буян-остров гусей пасти. Понял?


-- Так точно,-- говорит Наполеондер.-- Понял. Слушаю. Не буду жалеть.


Стали спрашивать Бога ангелы и архангелы:


-- Господи, для чего ты Наполеондеру такое страшное заклятье положил? Ведь этак-то, не жалеючи, он всех людей на земле переколотит, не оставит и на семена.


-- Молчите! -- отвечал Господь,-- не долго навоюет. Храбер больно: ни людей не бойся, ни себя самого. Думает от жалости уберечься, а не знает того, что жалость в сердце человеческом всего сильнее, и нет человека, который бы ее в себе хоть крошечку не имел.


Архангелы говорят:


-- Да ведь он песочный.


А Господь им наперекорку:


-- А что он от живой воды моей дух получил, это вы ни во что почитаете?


Набрал Наполеондер несметное войско, дванадесять язык, и пошел воевать. Немца повоевал, турку повоевал, шведа, поляка -- так и косит: где ни пройдет -- гладко. И уговор помнит крепко: жалости -- ни к кому. Головы рубит, села жжет, баб насилует, младенцев копытами коней топчет. Разорил-погубил все басурманские царства -- все не сыт: пошел на крещеный край, на святую Русь.


На Руси тогда был царь Александр Благословенный, что теперь в Петербурге-городе на Александровской колонне стоит и крестом благословляет,-- оттого Благословенный и имя ему. Как напер на него Наполеондер с дванадесять язык, увидал Благословенный, что всей Расее конец приходит, и стал спрашивать своих генералов-фельдмаршалов:


-- Господа генералы-фельдмаршалы! Что я с Наполеондером могу возражать? Потому что он несносно напирает.


Генералы-фельдмаршалы отвечают:


-- Ничего мы, ваше величество, с Наполеондером возражать не можем, потому что ему от Бога дано слово.


-- Какое слово?


-- А такое: Бонапартий.


-- Почему же оное слово, господа генералы-фельдмаршалы, столь ужасно, и что оно обозначает?


-- Ужасно оно тем, что как, скажем, видит он в сражении, что неприятель очень храбрый, и его сила не берет, и все евонное воинство костьми ложится -- сейчас он этим самым словом -- Бонапартием -- себя и проклянет. А едва проклянет, тотчас все солдатики, которые когда ему служили и живот свой на полях брани за него оставили, приходят с того света. И ведет он их на неприятеля снова, как живых, и никто не в силах устоять пред ними: потому что -- рать волшебная, нездешняя. Означает же слово Бонапартий -- шестьсот шестьдесят шесть, число звериное.


Опечалился Александр Благословенный. Однако, подумавши, сказал:


-- Господа генералы-фельдмаршалы! Мы, русские, народ чрезвычайно какой храбрый! Со всеми мы народами воевали -- ни супротив кого себя в грязь лицом не ударили. Коли привел теперь Бог с упокойниками воевать -- Его святая воля: постоим и супротив упокойников.


И повел он войско-армию на Куликово поле и стал ждать здесь Наполеондера. А Наполеондер-злодей шлет ему посла с бумагою:


-- Покорись, Александр Благословенный, я тебя за то, не в пример прочим, пожалую!


Но Александр Благословенный, как был государь гордый и амбицию свою соблюдал, с послом Наполеондеровым говорить не стал, а взял тое самую бумагу, что посол привез, нарисовал на ней кукиш да Наполеондеру в отместку и отослал.


-- Этого не хочешь ли?


И дрались они, рубились на Куликовом поле, и, долго ли, коротко ли, начали наши Наполеондора одолевать. Поприрубили, попристреляли всех его генералов-фельдмаршалов, на самого наседают:


-- Конец тебе, изверг Наполеондер! Сдавайся! -- кричат.


А он, Наполеондер, на коне, как сыч, сидит, буркалами ворочает да ухмыляется:


-- Погоди, говорит, не торопись. Скоро сказка сказывается, дело творится мешкотно.


И крикнул свое вещее слово:


-- Бонапартий! Шестьсот шестьдесят шесть, число звериное!


Потряслась земля, загудело славное Куликово поле. Глянули наши, да -- все и руки врозь: со всех-то краев поля -- грозные полки идут, штыки на солнце горят,-- знамена рваные над шапками страшными, мохнатыми треплются,-- идут, трах-тах, трах-тах, шаг отбивают,-- молча идут, а рожи у всех, как пупавка, желтые, а глаз-то подо лбом и в помине нет...


Ужаснулся Александр, Благословенный царь. Ужаснулись его генералы-фельдмаршалы. Ужаснулась вся российская сила-армия. И дрогнули они, не выдержали покойницкой силы, пустились бежать куда глаза глядят. А вор Наполеондер, на коню сидя, за бока держится, хохочет-заливается:


-- Что,-- кричит,-- не по зубам вам мои старички пришлись? То-то! Это не с мальчишками в бабки играть. Ну-ка, господа честные упокойнички! Я никогда никого не жалел, так и вы врагов моих не жалейте; задайте им по-свойскому.


Покойники говорят:


-- Покуда так, мы твои слуги довечные.


Бежали наши с Куликова поля на Полтав-поле, с Полтав-поля на славный тихий Дон, с тихого Дона на Бородино-поле, под самоё Москву-матушку. И -- как до какого поля добегут -- сейчас к Наполеондеру лицом обернутся и идут на него врукопашь. Так что сам Наполеондер, на что злодей, очень ими восхищался.


-- Помилуй Бог, какой храбрый русский солдат! В чужих краях я таких не видывал.


Но при всей большой нашей храбрости никак мы с Наполеондором возражать не могли,-- потому на слово его слова не знали. Во всех сражениях бьем его, гоним, вот-вот на аркан зацепим, в полон возьмем,-- ан тут-то он, плут-идол беспутный, и спохватится. Крикнет-гикнет Бонапартия: упокойнички и лезут из могилок во всей амуниции, зубом скрипят, начальство взором едят -- где прошли, трава не растет, камень лопается. И так наши напугались этой силы нечистой, что уже и воевать с нею не могли. Как только заслышат проклятого Бонапартия, как завидят мохнатые шапки да желтые рожи, все ружья побросают, бегут в леса прятаться.


-- Как хошь,-- говорят,-- Александр Благословенный, а под упокойника мы не согласны.


Александр же Благословенный плакался:


-- Братцы, повременим бежать! Понатужимся еще чуточку. Не все же ему, собаке, над нами кружиться. Положен же ему последний предел от Господа. Ноне его, завтра его, а там, даст Бог, и наша авоська вывезет.


И поехал он ко старцам-схимникам, в пещеры киевские, на острова валаамские -- митрополитам-архимандритам в ножки кланялся:


-- Молитесь, святые отцы, чтобы перестал на нас гнев Господень, потому что нету нашей силы-мочи отстоять вас от Наполеондера.


И молились старцы-схимники, митрополиты-архимандриты со слезами и коленопреклонением, так что на лобиках синяки набили, а на коленках мозоли выросла. И молился со слезами весь народ русский, от царя до последнего нищего. И заступницу Скорбящих, Божью Мать Смоленскую, в слезах, подняли и понесли на славное Бородино-поле -- и вопили:


-- Пресвятая Богородица! Ты еси упование и живот! Заступи и скоро помилуй!


И у самой свет Пресвятой Богородицы из-под серебряной ризы, из-под жемчужного подниза, по темному лику -- слезы закапали. Весь народ Божий, вся сила-армия видела, как святая икона плакала,-- и ужасно это было всем, и умильно. Внял Господь Бог русскому воплю и молитве пресвятой Богородицы, Смоленской Божьей Матери, и вскричал ко ангелам и архангелам:


-- Миновал час гнева моего. Довольно претерпели человеки за грехи свои и все в сквернах своих предо Мною покаялись. Довольно Наполеондеру народ губить,-- пора узнать и милосердие. Кто из вас, слуги мои, на землю сойдет, кто примет труд велик -- умягчить сердце воительское?


Вызвался Иван-ангел:


-- Я пойду.


А Наполеондер на ту пору большую победу одержал. Едет он по бранному полю на борзом коне, копытами конскими мертвецов давит,-- и никого ему не жаль, одну думу в голове держит: "С Расеей порешу, на китайского царя и бел арапа пойду,-- тогда уж как есть до остатка весь свет покорю!"


Только слышит он, вдруг зовет его некто:


-- Наполеондер, а Наполеондер!


Оглянулся Наполеондер: ан поблизости, на пригорке, под кусточком, русский солдатик лежит -- раненый -- и рукою ему машет. Удивился Наполеондер: что русскому солдатику от него надобно. Поворотил коня, подъехал.


-- Чего тебе?


-- Ничего мне,-- солдатик отвечает,-- от тебя не надобно, только одно слово спросить. Скажи мне, пожалуйста, за что ты меня убил?


Еще большие удивился Наполеондер: сколько лет он воевал, сколько людей убил-ранил, а никто его никогда ни о чем таком не спрашивал. А и солдатик-то не мудрый: молоденький, белобрысенький, -- видать, что новобранчик, из деревни, от сошки взят.


-- Как за что, братец? -- говорит Наполеондер.-- Не мог я тебя не убить. Присяга твоя такая, чтобы убиту быть,


-- Я, Наполеондер, присягу знаю и убиты быть не супротивничаю. Но ты-то за что меня убил?


-- Как же мне тебя не убить, коли ты мне неприятель -- сиречь враг: воевать со мною на Бородино-поле вышел.


-- Окрестись, Наполеондер, какой я могу быть тебе враг? Никаких промеж нас с тобой спора-ссоры никогда не было. Покуда ты в нашу землю не пришел да в солдаты меня не забрили,-- я о тебе отродясь не слыхивал. А ты меня, кто я есмь человек, и по сейчас не знаешь. И все-таки ты меня убил. И сколько других таких же убил.


-- Убил,-- говорит Наполеондер,-- потому что мне надо весь свет покорить.


-- А мне-то что до этого, что надо тебе свет покорить? Покоряй, коли охота есть,-- я в том тебе не препятствую. Но меня-то за что ты убил? Нешто от того, что ты меня убил, свету тебе прибавилось? Нешто он мой, свет-то? А ты меня убил! Нерассудительный ты, Наполеондер, братец. И неужели думаешь ты чрез то, что народ бьешь и увечишь, в самом деле свет покорить.


-- Очень даже думаю.


Улыбнулся солдатик.


-- Совсем ты глупый, Наполеондер. Жаль мне тебя. Разве весь свет покорить можно?


-- Все царства завоюю, все народы в цепи закую, один на всей земле царем буду.


Покачал головою солдатик.


-- А Бога завоюешь?


Смутился Наполеондер:


-- Нет, Божья воля над всеми нами, все мы в Божьей деснице живем.


-- Так что же и пользы тебе весь свет завоевать? Все он, значит, не твой будет, а Божий. И покуда Бог тебя терпит, потуда только ты и цел.


-- Это я и без тебя знаю.


-- А коли знаешь, зачем же ты с Богом не считаешься? Разве дозволил Он человеку неповинную кровь лить? За что ты меня убил?


Нахмурился Наполеондер.


-- Ты, брат, мне этих слов не говори. Я таких ханжей слыхивал. Напрасно. Не проведешь. Я жалеть не умею.


-- Ой ли? -- спрашивает солдат.-- Смотри: много ты форсу на себя напускаешь. Без жалости человеку, врешь, прожить нельзя! Что жалость, что душа -- все едино. Душа-то есть у тебя аль нету?


-- Известно, есть. Нельзя без души.


-- Ну вот видишь: душу имеешь, в Бога веришь,-- как же тебе жалости не узнать? Узнаешь. И я так даже думаю, что вот и сейчас ты стоишь надо мною -- только вида показать не хочешь, а про себя, в душе, смерть как меня жалеешь: за что ты меня убил?


Рассвирепел Наполеондер:


-- А, такой-сякой, типун тебе на язык! Вот я тебе покажу, как тебя жалею.


Вынул пистолет и прострелил раненому голову. Обернулся к своим упокойникам, говорит:


-- Видели?


-- Видели. Покуда так, мы твои слуги довечные.


Поехал Наполеондер дальше по бранному полю... Ночь прошла -- сидит Наполеондер в шатре золоченом, один-одинешенек, и больно ему не по себе. И что ему сердце грызет -- сам понять не может. Который год воюет, а -- впервой это дело: никогда такой жути на душе не было. А назавтра утром -- бой ему начинать, последний, самый страшный бой с Александром, Благословленным царем, на Бородине-поле.


"Эх,-- думает Наполеондер,-- покажу я себя завтра, каков я есть молодец. Православную силу-армию кое копьем приколю, кое конем стопчу, Александра-царя в полон возьму, весь русский люд убью-расшибу".


Но на ухо ему -- кто-то опять будто:


-- А за что?


Потряс головою Наполеондер:


-- Знаю, чья штука. Опять солдат давешний. Ладно! Не поддамся ему. За что? За что? Эка -- пристал. Почем я знаю, за что? Кабы знал, за что,-- так, может быть, и не воевал бы.


В постелю лег. Едва заведет глаза под лоб -- стоит перед Наполеондером вчерашний солдат. Молоденький, кволенький, волосы русые, а усы еще не выросли -- только белым пухом губа обозначилась. Лоб бледный, губы синие, глаза голубые меркнут... а на виске дырка черная, куда евонная -- Наполеондора -- пуля прошла...


-- За что ты меня убил?


Ворочался-ворочался в постели Наполеондер. Видит: плохо дело,-- нет, не избыть ему солдата. И сам на себя дивуется:


-- Что за оказия? Сколько миллионов всякого войска перебил,-- всегда в мыслях свободен был,-- тут вдруг один какой-то паршивый солдат, а какую мне завязку в голове делает.


Встал -- и нестерпимо ему в золоченом шатре. Вышел на вольный воздух, сел на коня и поехал к тому пригорку, где он досадного солдата из собственных рук пристрелил.


"Слыхал я,-- думает Наполеондер,-- что -- коли мертвец мерещится -- надо ему засыпать глаза землею: тогда отстанет".


Едет. Месяц светит. Тела мертвые грудами лежат. Синий свет по ним бродит. Едет Наполеондер, тлен смотрит, тден нюхает.


-- Все это -- я побил!


И дивно! кажется ему, будто все они, побитые, на одно лицо -- русые да безусые, молодые, голубоглазые -- и смотрят все на него жалостно и ласково, как тот солдат смотрел, и шевелят бескровными губами и лепечут укор беззлобный:


-- За что?


Стеснилось у Наполеондера воительское сердце. Не имел он духа доехать до пригорка, где тот солдат лежал, повернул коня, поехал к шатру... И -- что ни покойник на пути -- снова слышит он:


-- За что?


И уже не стало у него азарта-прыти, как прежде, пускать коня -- скакать по мертвым ратникам, но объезжал он каждого упокойника, на поле брани живот свой честно положившего, с доброю учтивостью, а на иного взглянет да еще и перекрестится:


-- Эх, мол, этому жить бы да жить... Молодец-то какой бравый! А я его убил. За что?


И сам не заметил воитель Наполеондер, как растопилось и умилилось его сердце и возжалел он убитых врагов,-- а вместе с тем заклятье его отошло от него, и стал он такой же, как все люди.


А назавтра бой.


Выехал Наполеондер на Бородино-поле к ратям своим, туча тучею -- все семьдесят сестер-лихорадок его треплют. Посмотрели на него генералы-фельдмаршалы -- ужаснулись:


-- Ты бы, Наполеондер, водки, что ли, выпил. На тебе лица нет.


Как двинулись русские на Бородине-поле супротив наполеондеровской орды, она -- сразу и врассыпную пошла. Стали генералы-фельдмаршалы Наполеондеру советовать:


-- Плохо дело, Наполеондер: больно сердито бьются сегодня русские. Говори свое слово. Зови упокойников.


Начал Наполеондер кричать Бонапартия, шестьсот шестьдесят шесть, число звериное. Однако, сколько ни кричал, только галок вспугал, а упокойники на зов не пришли -- не откликнулись. И остался Наполеондер посередь Бородина-поля как перст один, потому что все генералы-фельдмаршалы бежали от него, как от чумового. И сидел он на коне один, и орал один, а покуда орал -- откуда ни возьмись, встал пред ним вчерашний убитый солдат...


-- Не надсажай себя, Наполеондер: никто не придет. Потому что возжалел ты вчера меня и побитых братьев моих,-- и, за жалость твою, не послушают тебя упокойники: вся твоя сила над ними отошла от тебя.


Заплакал тогда Наполеондер:


-- Погубил ты меня, солдатище несчастный!


Но солдатик -- а был это не солдатик, но Иван-ангел -- отвечал:


-- Не погубил я тебя, но спас. Потому что, если бы продолжал ты свой путь беспощадный, безжалостный -- не было бы тебе прощения ни в сей жизни, ни в будущей. Теперь же Господь дает тебе срок покаяния: на сем свете тебя казнит, но на том -- коли грехи замолишь -- помилует.


И стал невидим.


А на Наполеондера наскочили наши донские казачки, сняли его с коня, отвели к Александру Благословенному. Кто говорит: Наполеондера убить-расстрелять; кто говорит: Наполеондера в Сибирь сослать. Но Александру Благословенному укротил Господь сердце милостью. Не позволил он Наполеондера убить-расстрелять, не позволил в Сибирь сослать, а велел посадить его в железную клетку и возить-показывать по ярмаркам. И возили Наполеондера по ярмаркам тридцать лет и три года, покуда не состарился. А как состарился, отослали его на Буян-остров -- гусей пасти.





Примечания


Содом и Гоморра -- города в древней Палестине, разрушенные за грехи их жителей огненным дождем и землетрясением (Бытие, 19, 24--25).


Аред (Иаред) -- библейский патриарх.


Ирод-царь -- в Евангелии -- царь Иудеи, отдавший приказ об "избиении младенцев"; синоним тирана, изверга.


Александр-царь -- имеется в виду Александр Македонский.


Иван-царь -- Иван IV Грозный, взявший Казань, столицу Казанского ханства, которое было присоединено к Русскому государству (1552).


Петр-царь -- Петр I.


Анико-воин (Аника-воин) -- персонаж русского фольклора, богатырь, отличавшийся огромной силой; в ряде духовных стихов представлен нечестивцем, разоряющим города и церкви.


Александр Благословенный -- император Александр I (1777--1825).


Александровская колонна -- памятник Александру I, сооруженный на Дворцовой площади в Петербурге французским архитектором О. Монферраном в 1834 г. Колонна увенчана фигурой ангела с крестом.


Означает же слово Вонапартий -- шестьсот шестьдесят шесть, число звериное,-- Распространенное поверье о том, что в Наполеоне воплотился апокалиптический Зверь; это подтверждалось подсчетами (число "666").


Куликово поле -- Куликовская битва произошла в 1380 г., когда русский князь Дмитрий Иванович одержал победу над войсками монголо-татарского хана.


Киево-Печерская лавра и остров Валаам -- святые обители русской церкви.


Икона Смоленской Божьей Матери -- Смоленская Божья Матерь считалась покровительницей русского войска в Бородинской битве.



1901




Источник: http://az.lib.ru/



Не пропустите:
Александр Валентинович Амфитеатров. Казнь (рассказ)
Александр Валентинович Амфитеатров. Господа Обмановы (рассказ)
Александр Валентинович Амфитеатров. Катакомбы (Из раздела "Италия") (рассказ)
Александр Валентинович Амфитеатров. Скиталец (Из раздела "Горные письма") (рассказ)
Александр Валентинович Амфитеатров. Тать в нощи (Давний случай) (Из раздела "Русь")


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru