Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайный запрос

Корней Иванович Чуковский. Чертова кукла. Роман З. Н. Гиппиус


Все авторы -> Корней Иванович Чуковский.

Корней Иванович Чуковский.
Чертова кукла. Роман З. Н. Гиппиус

Если ты не любишь снег,


Если в снеге нет огня,


Ты не любишь и меня.


З. Гиппиус



I


Вы с женщиной, которую не любите. И все кругом нехорошо, неуютно. Каменные лестницы, ветер. Она вам надоела, -- "отвязаться бы!" -- и жалка, и противна. А вы вдруг перед ней на колени и молите ее о любви:


-- О, нелюбимая, не знаю почему, но жду твоей любви, хочу, чтобы ты любила!


Неестественно. Невероятно. Хотели ударить, и вот лобызаете. Отталкивая, маните. Что за странная любовь -- наизнанку!


И это с вами всегда -- во всех ваших любовных чувствах. Мы, например, остальные, мы чахнем и сохнем, когда страсть -- без ответа. А вы напротив, вы почти веселитесь:


-- Пускай, моя Светлана, меня не любишь ты, -- это подлинные ваши слова. -- О пусть тебя не вижу, тем глубже я люблю... Мне всех радостей дороже моя неразделенная любовь...


А когда наша страсть угасает, мы, все остальные, как мы тогда печальны! Вечная элегичность умирающей, догорающей страсти! У вас же и здесь -- a rebours: ни грусти, ни боли:


-- Мне было не грустно, мне было не больно.


-- Я думал о том, как в душе моей вольно...


И дошло до того, что измена любимого, унижение, оскорбление страсти -- высшее для вас торжество. Мы, остальные, ревнуем и мучимся, убиваем, калечим соперниц, соперников, а у вас... -- вот ваша песня обманутой девушки:



Не меня -- ее, ее


Любит он, но не ревную,


Счастье ведаю мое


И, страдая, торжествую.



Неслыханная "песнь торжествующей любви!" Кто из миллионов влюбленных за тысячи-тысячи лет пропел бы такую песнь! Девушка "ведает счастье", когда ее любовник ласкает другую!! Что за извращенное странное сердце!..


Я уже не говорю о том, как вам дорого, как вы заботитесь, чтобы ваша любовь непременно была безнадежной:


-- Мы силу любви -- одной невозможностью мерим. -- Я радость мою не отдам никому... Мы любя неслиянны...


Когда-то в детстве я думал об антиподах, что это такие же люди, как мы, но только все у них наизнанку. Лед у них жжется, огнем они тушат воду. Подсудимые судят судей, и всякий, как о высшем блаженстве, мечтает о смерти, о болезни, о голоде. Теперь, когда я прочитал ваши книжки, это ваше "Собрание стихов З. Н. Гиппиус", -- я вижу, что моя мечта -- не мечта. Такое племя, несомненно, существует, и это племя -- ваше, родное. Там у вас должно быть это принято, там у вас должно быть это "норма" -- говорить и ощущать такое:



-- С такою радостной мукой...


-- Все радости скучны...


-- Люблю я отчаяние мое безмерное...


-- Приветствую мое поражение...


(З. Н. Гиппиус, "Собрание стихов" т. I и II.)



Там у вас, должно быть, трюизмы эти любимые ваши слова: "тяжесть счастия", "радость страдания", и всякий, должно быть, проникнут этим редкостным вашим ощущением:


"В последней жестокости -- есть бездонность нежности: и в Божией правде -- Божий обман".


И если бы случайно как-нибудь я прочитал у вас, что горе, например, тягостно, а радость сладостна, я бы этому весьма изумился, как самому диковинному парадоксу. Обычное -- для вас парадокс. Любовь без ненависти и веселость без скорби вам, я думаю, недоступны. О смерти, например, вы пишете с улыбкой и нежностью:


-- О, почему тебя любить мне суждено неодолимо? -- Концу всегда, как смерти, сердце радо. -- Странно сердце радует безмолвие и смерть. -- Приветствую смерть я с безумной отрадой и муки бессмертья не надо, не надо!


Да не подумают, что это культ смерти, кладбищенство, сологубовщина... Это просто ваше a rebours. Та самая mania contradicens, о которой говорит в одном рассказе Брюсов. Люблю смерть и ненавижу бессмертие. Люблю смерть и ненавижу счастье. Люблю ненависть, ненавижу любовь.



Я счастье ненавижу,


Я радость не терплю.


И т. д., и т. д., и т. д.


II


Однообразное, упрямо-неуклонное всегда и во всем "наоборот". Что это? Кокетство? Бравада? Ницшеанская хлестаковщина? Поза?


В ваших стихах то и дело читаю:



-- Смиренная гордость.


-- Безумие мудрости.


-- Воскресная смерть.


-- Дневная ночь.


-- Кипящая льдистость.


-- Верная неверность.


-- Снеговой огонь.



Как однообразно и бедно. Как будто на машинке сфабриковано целыми пачками, дюжинами. Вы же фабрикуете еще и еще:


-- Где начало, там конец. -- Все, что вверху, то и внизу. -- Мы, скромные, бесстыдно молчаливы. -- Мне страшно, что страха в душе моей нет, -- вот типичные ваши речения. На каждом ваше клеймо.


И характерно: когда вы очутились на берегу реки забвения, Леты, вы тотчас же сказали себе:


"Нет даже забвенья в рокоте Леты".


Что же это такое? "Скромность бесстыдства", "начальный конец", "страстное бесстрастие" -- что же это такое у вас? Просто ли словоблудие, facon de parler, или подлинное кровное чувство?


Я думаю, и то, и другое. Но подлинного, кровного больше. В основе, я уверен, здесь подлинно все; пусть иные слова и фальшивят, и лгут, но лирика ведь не лжет никогда, а именно в вашей лирике, в самом тоне ее и ритме я слышу, вне всяких слов, ту же сложность и смешанность чувств, которую неутомимо пытаются выразить ваши слова: "распни" и "осанну" вместе, восторг и уныние словами вы говорите [нрзб.] что помимо слов, -- всем электричеством своей поэзии, каждым нервом своего стиха. Вы не только повествуете о себе, но вы хоть чуть-чуть, хоть на миг, заражаете нас собой, и под чарами вашей поэзии мы, действительно, на мгновение чувствуем, что правда обманна и смерть мила. Лирика лгать не может, это речь от души к душе. Здесь шутихи афоризмов бессильны -- и бубенчики бряцающих слов. И ведь какая нужна сила внушения, какая искренность и патетичность, чтобы внушить другим такие чувства, которые чужды и "отвратны" чуть не каждой душе человеческой, чтобы передать, отобразить (пускай и отдаленно!) такую искаженную, запутанную, сложную душу, как ваша!


О, как сами вы ненавидите эту бедную свою душу. "Я рабом твоим, запутчица, не стану". "Ты, уныльница, меня не сторожи":



Ты сближаешь два обратные желанья,


Ты сидишь на перепутанных узлах,


Ищешь смешанности, встречности, касанья.



Вы тоскуете о простоте, вам тягостна ваша сложность. "Жалко, мертвенно и грубо все, что сложно". "Бегу от горько сложной боли я"... "И перепутанных узлов"... В прекрасных сонетах вы доказываете (а вам это необходимо доказывать!), что нужно жить, "как дитя", быть "радостным и простым". -- "Буду весел я и прост, пока живу", -- но, конечно, это тщетные мечтанья, -- "запутчица" вас путает доныне.


Вы часто, например, обращаетесь к Богу с молитвами. Но молитвы ваши тоже наизнанку:


За Дьявола Тебя молю, Господь! И он Твое созданье.


И кощунство и молитвы -- сразу. Да не подумают, что здесь демонизм. Здесь все та же mania contradicens, игра антитетических чувств:


-- Я не могу поклоняться Богу, если я Бога люблю.


Поклонение и вызов сразу. -- Не дам тебе смирения, оно удел рабов. -- Слабости смирения я душу не отдам. -- Смирение -- есть величайший грех. -- Смиренномудрие нас губит и т. д., и т. д.


Иначе вы не умеете; такое уж извращенное сердце. И сказавши когда-то: "люблю я себя, как Бога", вы ждете от Бога милости именно за эту свою дерзость:


-- Господь, мои мятежности и дерзость освяти.


В мятежности и дерзости -- святость; в молитве -- кощунство; в гордыне -- любовь; вы и здесь прямолинейны и упорны.


III


Теперь самое главное.


Ведь видеть белое в черном и черное в белом -- это значит видеть только серое.


Сразу идти и вперед и назад -- это значит стоять на месте.


Сразу и любить и ненавидеть -- это значит быть равнодушным.


И потому вся ваша лирики есть лирика серости, косности и равнодушия. Из ваших книг я впервые узнал, что и у косности есть свой пафос, и у равнодушия -- свой лиризм.


"Никого не люблю. Ничего не знаю. Я тихо сплю", -- уже не говорите, а как бы [нрзб.] "все так, как есть". -- "Живу без жизни, не страдая". -- "Тупо, медленно живу". -- "Живу без мысли и без воли я, без упований и скорбей". -- "Без борьбы и без усилия опускаюсь я на дно". -- "Мои глаза под паутиной, она сера, мягка, липка".


Даже в безумно волнующий миг, -- в октябре девятьсот пятого года, -- даже и тогда вам было:



Упоительно -- и скучно,


Хорошо -- и все равно.



Сон, коснение, оцепенение души, инфернальная скука и томь -- это ваша постоянная тема, и сколько образов находите вы для нее, какие мелодии и ритмы. Здесь вы несравненный художник. И неистощимы у вас проклятия этой вашей косной, и страшной, и оцепенелой мертвой души:


"В своей бессовестной и жалкой низости, она как пыль сера, как прах земной, и умираю я от этой близости, от нераздельности ее со мной.


Она шершавая, она колючая, она холодная, она змея. Меня изранила противно жгучая, ее коленчатая чешуя.


О, если б острое почуял жало я! Неповоротлива, тупа, тиха. Такая тяжкая, такая вялая. И нет к ней доступа, она глуха".


Не душа, а недотыкомка какая-то. В ней нет жизни, она труп, вы сами это ясно и мучительно видите. "Мертвый ястреб душа моя. Как мертвый ястреб лежит в пыли, отдавшись тупо во власть земли". -- "И эта мертвая... моя душа"...


Да и как же иначе? Тот, кому все -- все равно, и распни и осанна; для кого и да и нет равносвяты, у кого любовь убита ненавистью, страсть бесстрастием, вера неверьем, -- у того мертвая душа, и никакой Чичиков на нее не польстится. И все ваши стихи -- панихиды, отпевание этой вашей мертвой души.



Тяжелый холод в душе моей.


К земле я никну, сливаюсь с ней.


И оба мертвы -- она и я.



Каждое чувство, едва родившись, тотчас же умерщвляется "противочувствием", приводится к нулю, к пустоте. Ибо если Божья правда есть Божий обман, то нет ни правды, ни обмана, а есть ничто, nihil, нуль. И если гордыня смиренна, то нет ни гордыни, ни смиренья, а опять-таки какая-то дыра. И если, как вы говорите, ваша душа есть снеговой огонь, то нет ни снега, ни огня, снег растаял, а огонь погас, и опять небытие, nihil.


Пусть я слишком упрощаю все это, но в основе это, несомненно, так.


До сих пор у нас в России не было никогда нигилизма. Даже Смердяков, и тот не вынес, тотчас же пошел и повесился. Вы первый и единственный в России нигилист. Величайший поэт нигилизма. Гениальный певец пустоты. Такой опустошенной души мы, кажется, доныне не знали.


Вы воспеваете ничто. Вы каждым стихотворением говорите: у меня в душе -- ничего. Ничего, ничего, ничего:



"Ни твердости, ни нежности, ни бодрости в пути".


"Ни боли, ни счастья, ни страха, ни мира".


"Не лености, ни знания, ни силы быть с людьми".



Вы подсчитываете свои нули, подводите итоги -- пустоте. И не потому ли ваши стихи так безвещны, бескрасочны? Ведь их тема -- небытие, отрицание сущего; и не потому ли даже отдельные в них слова суть как бы символы небытия:



Беззвонный.


Безросный.


Безрадужный.


Безвластный.


Безлюбовный.


Безгорестный.


Безогненный.


Бесструнный.


Безблагодатный.



Этих слов в стихах у вас многое множество. Не радугу, а безрадужность; не огонь, а безогненность; не власть, а безвластие воспевают ваши стихи: то, чего нет, изъян, отсутствие, минус, ущерб, -- безжизненность и безжеланность.


-- Не лучше ли в тихой безжеланности заснуть, как спит степной ковыль!


Умереть -- уснуть. Не быть. Тишина, забвенность, мара, сон. Баю-баюшки, баю! "Сомкни плотней пустые очи и тлей скорей, мертвец. Нет утр, нет дней, есть только ночи... Конец..." И пустота! "Пустынный шар в пустой пустыне, как Дьявола разумие".


Но какими цветочками и бантиками умеете вы украшать -- пустоту! Нежнейшее и [грандиознейшее] из ваших стихотворений так и называется: "Нету". В этих стихах само небытие говорит о себе:


"Меня Сотворивший меня обидел, я плачу оттого, что меня нет".


Нуль плачет о том, что он нуль!! К нему кто-то приходит, хочет помочь, спасти, но он повторяет свое:


"Зачем ты приходишь ко мне, зная, что меня не будет -- и теперь нет?"


Кто, кроме вас, мог бы спеть эту песню о том, кого нет и не будет, -- и спеть так трогательно, так изысканно-нежно:



О, зачем ты меня тревожишь?


Мне твоего не надо пути.


Ты для меня ничего не можешь:


Того, кого нет, нельзя спасти...


Ты душу за меня положишь, --


А а останусь венок свой вить.


Ну скажи, что же ты можешь?


Это Бог мне не дал -- быть.


(Женское)



Никогда еще небытие не являлось в таком обаятельном образе и не говорило столь милых слов! Офелией, вьющей венок у ручья, -- чистейшим, поэтичнейшим ликом обернулось перед вами Ничто. Но часто оно является вам и в другой, в отвратительной личине -- мелкого беса, недотыкомки, дьявола, -- и напрашивается к вам в приживальщики: "вечный спутник" всяческой косности, сонности, вялости:


"Я прежде всем себя тревожил: хотел того, мечтал о том... А с ним мой дом... не то, что ожил, но затянулся как пушком.


Безрадостно-благополучно, и нежно-сонно, и темно... Мне с дьяволенком сладко-скучно... Дитя, старик -- не все ль равно?


Такой смешной он, мягкий, хлипкий, как разлагающийся гриб. Такой он цепкий, сладкий, липкий, все липнул, липнул -- и прилип".


Он не отлип еще до сей поры. Дух безросности, безогненности, безлюбовности, безрадужности, безблагодатности, безгорестности, -- тысячи многоразличных "без", опустошающих и умерщвляющих душу.


"И оба стали мы -- едины. Уж я не с ним -- я в нем, я в нем! Я сам в ненастье пахну псиной и шерсть лижу перед огнем".


IV


Но кому я пишу эти строки? Зинаиде Гиппиус, "известной декадентке"? Только ли ей одной? Этот дрянненький дьявол бестревожности -- ее ли одну облапил? Дух небытия, дух косности и пустоты, гаденький анатэма Nullus, разве не играет и нашими душами? Мы все теперь -- чертовы куклы! -- "Мертвечина ты, стерва тухлая", -- мог бы каждый сказать себе. Гиппиус, чем дальше, тем больше, ненавидит в себе мертвечину, свою "тупую, вялую, серую, мертвую" душу.


Она томится, и ее стихи с первой строки до последней -- какое-то бесслезное, оцепенелое рыдание. И она уже то того дошла, что сама себя предала анафеме и написала о себе жесточайшую, злобнейшую книгу, которую так и озаглавила: "Чертова кукла".


Книга эта только что вышла (Московское книгоиздательство, 1911 г.), -- и по виду она -- современный роман, обыкновеннейший Боборыкин, но по сущности это свирепая расправа автора с самим собою.


Автор захотел изобразить героя нашего времени. Кто же этот герой? Санин? Пожалуй, и Санин, но "исправленный и дополненный". В Санине не было множества черт, которые так показательны для современности нашей. Где в Санине -- Азеф? Где в нем декаденты? Где в нем -- реакция? И вот Гиппиус затеяла написать такого Санина, в котором бы все это было совмещено, -- и показать, что он -- чертова кукла, дьявольское наваждение, живой мертвец.


Тема превосходная, замысел величайший, но чем больше я вчитывался, тем сильнее меня поражало: да ведь это она сама, "известная декадентка" З. Гиппиус, это родной ее брат, и именно, как родного, она ненавидит его!!


Он воплощение именно той бесгорестности, безлюбовности, безблагодатности, которую так виртуозно всегда выражала Гиппиус. Ему, как и ей --



Упоительно -- и скучно,


Хорошо -- и все равно.



Он тоже герой небытия, косности, мертвости. -- "Его, может быть, совсем нет, а только кажется, что он есть", -- говорит про него кто-то в романе, и сам автор в предисловии указывает: "Хотелось мне собрать, сосредоточить черты душевной мертвости в одном человеке".


У героя "мертвое лицо, -- оно точно никогда не было живым".


И все вокруг него тоже мертво: "бессветное, безгранное пространство" -- "внешняя чернота, внешняя смерть" (стр. 148). Он чует пустоту своей пустыни, и если бы был поэтом, написал бы то, что так хорошо написала З. Гиппиус:



Пустынный шар в пустой пустыне...


Отчаянье! Отчаянье!



Он систематически убивает в себе Бога, вытравляет всякие, как говорится, порывы, она же в этой своей Сахаре вечно хочет хоть что-нибудь посеять, посадить, завести там "хоть какого-нибудь, хоть плохенького Бога", и призывает, тоскуя:



Господь, Господь мой, Солнце, где Ты;


Душе плененной помоги!



И ждет заветных каких-то "сроков", какого-то воскресения: "Я сплю, успенью моему покорный, но чаю воскресения вечной правды" и почти, насколько может, верит: "все будет иначе", а он именно эту свою мертвость в себе и лелеет, он победоносен, он выпятил грудь и, как череп безглазый, смеется.


Вечно с глазу на глаз со своею душою, Гиппиус следит за нею, как за чудовищным каким-то насекомым, -- испуганно и брезгливо, -- топчет ее, отмахивается, обороняется, -- ведет с нею затяжную, глухую борьбу, и в этом обаяние и мучительность ее поэзии.


А ее герой, сатириконствующий, лоснится от самодовольства; все для него тарарабумбия, -- современнейший из современных! -- он есть худшая Гиппиус, ее карикатура, ее дьяволенок, Гиппиус без лирики, Гиппиус без сложности, без томления, без душевных извилин, но все же Гиппиус; пускай в ней -- многое, чего нет в нем, но все, что в нем, то в ней!


V


...Этот новый роман З. Н. Гиппиус принято всюду бранить, а между тем он очень хороший. Лишь один есть у него недостаток: он еще не написан. Это не роман, а как будто проект романа, чертеж, -- вот, как бывают чертежи зданий, машин. Начерчено все отлично: трубы, и крыши, и окна, -- но ведь это еще нужно построить, нужно железо и дерево. Однако, и за это спасибо. Быть может, отыщется "каменщик, каменщик в фартуке былом", и все это осуществит, совершит.


Но -- и здесь основная беда: во всех этих черточках и ленивых набросочках, которые составляют роман, -- та же косность, то же равнодушие. Нет никакого пафоса. Роман обличительный; автор хочет проклинать, ненавидеть, но каждая страница говорит: все равно, черт с вами, все равно.


Дьяволенок равнодушия и бестревожности, -- гнали бы вы его прочь, когда пишете общественный роман! Люди у вас стреляются, умирают, азефствуют, а вы как будто даже напеваете:



Живите, люди, играйте, детки...


Внизу чуть слышно шуршит поток.


А я качаюсь в воздушной сетке,


Земле и небу равно далек.



Стихи превосходные, но если бы ваш Нуллюс, герой небытия, был даровитый поэт, он непременно создал бы именно эти стихи.


К. Чуковский


Первая публикация: "Речь" / 29.05.1911.



Не пропустите:
Корней Иванович Чуковский. Мещанское и его поэзия. Осип Дымов
Корней Иванович Чуковский. Новые произведения Горького
Корней Иванович Чуковский. "Рассказ Филиппа Васильевича"
Корней Иванович Чуковский. Томас Мур, как сатирический поэт
Корней Иванович Чуковский. Дары средних веков


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru