Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Константин Васильевич Мочульский. Лирика Блока


Все авторы -> Константин Васильевич Мочульский.

Константин Васильевич Мочульский.
Лирика Блока

Александр Блок. Стихотворения. Книга третья. (1907-1916). Петербург 1921.


В третьем издании третьей книги стихов Блока опущен отдел переводов из Гейне: "Опять на родине" и введено два новых отдела: "Ямбы" и "Соловьиный сад". В прежние циклы, имевшиеся во втором издании 1916, помещено значительное число новых, впервые печатаемых стихотворений. Они представляют материал огромной ценности, как художественной, так и автобиографической. Мы находим ряд произведений политически-гражданского характера, освещающих личность поэта со стороны, доселе для нас остававшейся скрытой, несколько остро-волнующих субъективных стихотворений, почти интимных признаний, группу набросков и эскизов к позднейшим поэмам и, наконец, серию любопытных вариантов к прославленным его строфам. Необыкновенная художественная взыскательность побудила автора исключить их из второго издания. Действительно, одни из них незакончены, несколько неуверенны по фактуре и технически не "крепки"; другие -- слишком откровенны и, пожалуй, наивны; третьи -- не могли увидеть свет по цензурным соображениям.


Новые стихи Блока соединяют одной непрерывной цепью этапы его творчества. Постепенное поэтическое развитие автора "Скифов", процесс сложения идеологии и выработки стиля -- проходит перед нами с полной отчетливостью. Общая концепция лирики Блока, созданная в критической литературе о нем, находит новые реальные подтверждения. Сложные пути, приведшие певца Прекрасной Дамы к "толстомордненькой Катьке" в "Двенадцати", о которых доныне более или менее остроумно гадали -- теперь и видимы, и обозримы. "Органичность" творчества Блока из сферы интуитивных утверждений переносится в область точного знания.


Ограничусь немногими примерами: обозрение всех новых стихов Блока требует специального исследования.


В стихотворении 1914 года появляется зловещая фигура "царя -- народа":



Он с далеких пустырей


В свете редких фонарей


Появляется.


Шея скручена платком,


Под дырявым козырьком


Улыбается.



Сравните по образности и ритму стихи в "Двенадцати":



Он в шинелишке солдатской


С физьономией дурацкой


Крутит, крутит черный ус,


Да покручивает...



Динамическая тема ветра -- разрушения -- революции, порождающая и идею, и словесное выражение, и ритмические вихри "Двенадцати", уже звучат в стихотворении:



Дикий ветер


Стекла гнет,


Ставни с петель


Буйно рвет.



Но здесь она еще лепечет бессильно, элегически-заглушенно; где то в глубине идет работа превращения ее "напева" в громы мировой революции. Но источник силы уже найден в этом "черном ветре":



Как не бросить все на свете,


Не отчаяться во всем,


Если в гости ходит ветер,


Только дикий черный ветер,


Сотрясающий мой дом?



Из этого "отчаянья" грянет лейтмотив "Двенадцати":



Черный вечер,


Белый снег.


Ветер, ветер!


На ногах не стоит человек,


Ветер, ветер --


На всем белом свете!



Концепция двенадцати красногвардейцев не поражает того, кто помнит стихи Блока о России. "Смертная тоска", ощущение жизни, как смерти, и смерти -- как торжества избавления; "влюбленность" в смерть и пафос "буйной воли", "мятежа", как разрушения и перехода к небытию -- вот истоки блоковского творчества. Все имеющее пределы и грани, все конечное и временное -- ему ненавистно. Он строит своего бога в Вечности, как отрицание жалкого "живого мира". Только преодолев "тяжелый сон", "бред", "похмелье" и "туман" жизни, можно познать божественную Радость, Прекрасную Даму -- Марию. Принять жизнь, примириться -- значит погубить душу. В непреклонном требовании "всего" -- религиозный пафос Блока:



Нет! Лучше сгинуть в стуже лютой!


Уюта -- нет. Покоя -- нет.



Вспомним то же исступленное устремление и неизбывную тревогу в поэме "На поле Куликовом":



Покоя нет! Степная кобылица


Несется вскачь!



В стихотворении "Поэты" эта "мятежность" находит необыкновенно резкую формулировку:



Ты будешь доволен собой и женой,


Своей конституцией куцой,


А вот у поэта -- всемирный запой,


И мало ему -- конституций.


Пускай я умру под забором как пес,


Пусть жизнь меня в землю втоптала,


Я верю: то Бог меня снегом занес,


То вьюга меня целовала.



В падении, унижении и грехе, во "всемирном запое" -- незапятнанная белизна, "святость" вьюги и образ Бога, просвечивающий сквозь снег. Идеологически и психологически "Двенадцать" уже даны полностью. Только там вместо "всемирного запоя" -- "мировой пожар в крови" и вместо голодных поэтов -- нищие красногвардейцы. Но и там:



За вьюгой невидим...


Впереди -- Исус Христос.



Концепция "Двенадцати" выросла из основной стихии блоковского лиризма -- стремления к самоуничтожению, абсолютного отрицания. Жизнь отрицается с бешенством, в исступлении страсти, как "ночной кошмар", "тихое сумасшествие", "дьявольский бал". Поэтому из революции Блок сделал мощную лоэму крушения мира, почти эсхатологическую композицию. Он -- певец Смерти, холодное дыхание которой проникает в его строфы, движет его ритмами, управляет его образами. Со всей силой художественной убедительности он утверждает равенство: жизнь -- смерть, лишает земные предметы плотности и весомости, людей превращает в призраки, их поступки и страсти в "безумную, сонную и отвратительную мечту". Поэт любит изображать себя мертвецом на шумном пиру жизни (Цикл "Пляски Смерти"):



Пои, пои свои творенья


Незримым ядом мертвеца,


Чтоб гневной зрелостью презренья


Людские отравлять сердца.



Тем же пафосом смерти насыщены циклы: "Жизнь моего приятеля" жуткие песни о гибели души и "Черная кровь" -- еще более страшные стихи о злой земной страсти. "Страшные объятия" -- переход к смерти:



Гаснут свечи, глаза, слова... --


Ты мертва, наконец, мертва!


Знаю, выпил я кровь твою...


Я кладу тебя в гроб и пою...



Смертоносная сила страсти, запах тления на устах возлюбленной внушаются нам трагическими строками:



Последней страсти ярость,


В тебе величье есть;


Стучащаяся старость


И близкой смерти весть...


О, зрелой страсти ярость,


Тебя не перенесть.



Блистательный контраст к тютчевскому



О, как на склоне наших лет


Нежней мы любим и суеверней!



Но у Блока трагична не только старческая страсть; всякая любовь носит в себе смерть, ибо:



Душе влюбленной невозможно


О сладкой смерти не мечтать.



Новые стихи Блока дают наряду с ценными вариантами старых тем, острую формулировку и неожиданную заостренность уже знакомых лирических мотивов; стихотворения политические открывают глубокие просветы в процессе его творчества. Среди набросков и опытов встречаются подлинные шедевры. Так например:



Вот он ветер,


Звенящий тоскою острожной,


Над бескрайнею топью


Огонь невозможный,


Распростершийся призрак


Ветлы придорожной...


Вот, что ты мне сулила:


Могила.



Примечания


Впервые: "Последние новости" от 12 марта 1922.



Общая концепция лирики Блока. созданная в критической литературе о нем... -- незадолго до настоящей статьи в газете "Последние новости" от 22 февраля 1922 г. был опубликован отклик Мочульского "Новое о Блоке" на сборник "Об Александре Блоке" (Пг.: Карточный домик, 1921), где были опубликованы статьи Н. Анциферова, В. Жирмунского, Вл. Пяста, А. Слонимского, Ю. Тынянова, Б. Эйхенбаума и др.



Не пропустите:
Константин Васильевич Мочульский. Брюсов и о Брюсове
Константин Васильевич Мочульский. Новый Петроградский цех поэтов
Константин Васильевич Мочульский. Новые сборники стихов
Константин Васильевич Мочульский. Серапионовы братья
Константин Васильевич Мочульский. Мужичьи ясли


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru