Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Новости

Влас Михайлович Дорошевич. Зритель


Все авторы -> Влас Михайлович Дорошевич.

Влас Михайлович Дорошевич.
Зритель

Это был старый, скверный вагон, какие во всём мире сохранились только на французских железных дорогах.


Крошечное отделение на троих. Два места рядом, одно напротив.


Если я останусь один, можно как-нибудь расположиться и заснуть. Но если явится ещё пассажир...


И он явился.


Это был маленький, щупленький человек. С наружностью -- как будто он страдал болезнью или, скорее, пороком, тайным, скверным и неизлечимым.


С погасшими глазами, страдальческим, испитым лицом, нервный дрожащий, подёргивающийся.


Я поднялся.


Он воскликнул испуганно:


-- Не беспокойтесь! Не беспокойтесь! Я помещусь вот здесь! Вот здесь!


Откинул: скамеечку и сел в уголке напротив меня.


-- Вы не далеко едете? -- спросил я......


-- Я еду до...


Он назвал станцию, куда поезд приходит в половине седьмого утра.


-- Но вам придётся целую ночь! Садитесь рядом со мной!


Он снова заговорил торопливо, испуганно:


-- Лежите! Лежите! Не беспокойтесь. Я всё равно не сплю.


Я улыбнулся.


-- Никогда?


Он улыбнулся в ответ улыбкой, полной грусти и страданья.


-- Никогда!


-- Виноват... Что ж это? Болезнь?


Он вздохнул очень тяжело:


-- Кажется, неизлечимая.


-- Простите моё любопытство... Но мне никогда не приходилось слышать... Давно вы страдаете?


-- Я не сплю уже два года.


-- Этого не может быть!


Он пожал плечами.


-- Я сплю, если это можно назвать сном, когда я истомлён окончательно, я принимаю что-нибудь наркотическое. И лежу несколько часов в оцепенении, с головой, словно налитой свинцом. Какой-то полусон, полубодрствование. Так, вероятно, лежат в летаргическом сне... Ах, если бы это когда-нибудь перешло в летаргию и меня похоронили!


-- Живым?


-- Это лучше жизни! Задохнуться в могиле, быть задушенным гробом -- это лучше, чем жить так, как я живу. Я иногда ночью мечтаю о том, что меня похоронили живым, в летаргии. Земля сыплется на гроб. Доски гроба трещать, ломаются, давят мне на грудь, душат меня. Я задыхаюсь... Я мечтаю об этом.


-- Но что за причина такой странной болезни?


Он посмотрел на меня страдальческими глазами.


-- Любопытство.


Затем он словно спохватился:


-- Нет! Нет! Об этом не надо рассказывать... Вы... Я боюсь, что вы не захотите оставаться со мною в купе, уйдёте... и мне начнёт представляться...


-- Ради Бога... Что вы говорите? Что представляться?


-- Не считайте меня сумасшедшим... Не уходите...


Он говорил с ужасом.


-- Не бойтесь оставаться со мной... Я не безумный... Я только не могу спать... Э! Зачем я проговорился!


-- Но говорите до конца, и я даю слово, что ни в коем случае не уйду, кто бы вы ни были...


Я рассмеялся.


-- Хоть палач?


Он весь задрожал и посмотрел на меня с ужасом.


-- Что вы сказали?


-- Я сказал... я сказал -- "палач"...


-- Нет! Я не палач!.. Я не палач!.. Я только любопытный...


Он сидел, весь съёжившись, несчастный, пришибленный.


-- Если вы требуете... если вы хотите... я скажу... Видите ли, два года тому назад со мной случилось несчастье: я пошёл смотреть смертную казнь. Зачем? Это всегда любопытно. Мы сидели в ресторане, в Париже, ужинали. Тут был один журналист. Он сказал, что сегодня рано утром он идёт на смертную казнь. Гильотинируют одного убийцу, зарезавшего с целью грабежа. Я сказал: "Вот бы интересно посмотреть!" Журналист предложил: "угодно?" Я был рад и воспользовался.


Он засмеялся горьким смехом.


-- Мы шли быстро, боясь опоздать!.. Журналисту ужасно хотелось показать перед посторонним, какой он влиятельный человек, -- он поставил меня так близко к гильотине, что когда кровь, словно из спринцовок, брызнула двумя струями из перерезанных сонных артерий, -- несколько капель попало мне в лицо... и обожгли... такая кровь была горячая... мне кажется, что она и сейчас ещё жжёт...


Он провёл дрожащими пальцами по щеке.


-- Вот здесь...


И он посмотрел на свои пальцы, словно желая убедиться, что на них нет крови.


-- Это было серым, пасмурным, мрачным утром... Я стоял, волновался, ждал... И вдруг ворота тюрьмы отворились... И я увидел, как сторожа и люди в цилиндрах тащат дрожащего, бьющегося, упирающегося человека, с голой шеей... Он широко раскрытыми глазами глядел на гильотину... Ах, какой ужас был в этом взгляде! Мы все, здоровые, сильные, упитанные, убивали этого жалкого, несчастного, дрожащего человека. Тащили на убой. Я бы кинулся бежать, -- если бы не стыд: "убежал!" Его толкнули, он упал, -- я видел как нож резанул по шее. Две тонкие струи крови вылетели из перерезанной шеи, -- и перед моими глазами, в корзине с опилками, несколько раз перекувырнулась голова. Её глаза моргали. Я видел, я видел...


Он зажмурился, вытянул дрожащие руки, защищаясь от чего-то, и повторял:


-- Я видел... я видел... Если вам скажут, что голова де живёт несколько моментов после смерти, не верьте, не верьте... Этого не знает никто!


И, немного успокоившись, он продолжал:


-- Когда я пришёл в себя, я был на другом конце Парижа. Как я зашёл туда, -- не знаю. Вокруг сновали люди, -- и, вы знаете, я с ужасом смотрел на них. Когда ко мне приближался человек, мне казалось, что вот сейчас его голова отлетит и покатится, моргая, крутясь в крови... И что все, все головы сейчас полетят, закрутятся, заморгают, покатятся мне под ноги... Я смотрел на шеи мужчин, женщин, и мне казалось, что вот сейчас, сейчас ударит гильотина... Когда я лёг, передо мной была голова, моргавшая, в крови... Это была моя первая бессонная ночь.


Он помолчал.


-- Я думал, конечно, что это пройдёт... Но день за днём, ночь за ночью это было всё то же. Днём я не мог видеть человека, без того, чтоб не представлять себе, как толкают его шею в отверстие гильотины. Ночью я не видел ничего, кроме отрубленной головы, близко от моего лица, -- от неё дышало мне в лицо теплотой крови. И она, часто-часто моргая, смотрела мне прямо, прямо в глаза... Я сказал себе: "Это оттого, что в первый раз. Надо увидеть ещё, -- и впечатление ослабнет. В первый раз мне померещилось чересчур много ужаса, во второй это покажется проще". Во Франции...


Он снова улыбнулся горькой и страдальческой улыбкой.


-- На моё несчастье, казни не было. Я прочёл в газетах, что предстоит в Лондоне, -- и поехал. Через знакомых я добился разрешения присутствовать при казни в качестве журналиста. Вы бывали в Лондоне? Мне часто приходилось бывать по делам. Я проходил мимо дверей Ньюгетской тюрьмы, -- не подозревая даже, что это тюрьма. Господи! Да она так стиснута добрыми, честными, обыкновенными домами, -- даже двор не отделяет её от соседей. Стена об стену. В то время, когда в этой комнате вешают, и человек корчится в последних муках, -- за стеной, быть может, мать качает ребёнка. Кто ж подумает, что это тюрьма, устроенная специально для вешанья? Я проходил часто мимо этих дверей, ничего не подозревая. Над ними торчит шест, -- иногда пустой, иногда на нём висел чёрный флаг. Почём я знал, что это? У англичан так много странных обычаев. Кто ж мог думать, что этот выкинутый чёрный флаг означает, что минуту тому назад за этими дверями повесили человека? Приговорённый входит в эти двери и идёт узеньким коридорчиком. Направо, налево по стенам квадраты с номерами, -- это заделаны трупы его предшественников. Крошечный дворик, -- и несколько дверей. Однажды, после прогулки, его вводят не в ту дверь, в которую его вводили всегда в его камеру. И тогда над главными дверями Ньюгетской тюрьмы появляется чёрный флаг. Несколько чиновников, доктор, палач, я, пастор, смотритель тюрьмы, -- мы забрались в эту страшную комнату за полчаса.


Осуждённый гулял на дворе. Мы сидели и молчали. Как вдруг внизу хлопнула дверь, послышался топот шагов по лестнице. И меня охватил ужас, когда все начали подниматься со стульев. Когда осуждённого ввели, и он нас увидал, он стал не бледным, -- нет, -- белым. Как будто его ввели в клетку к диким зверям. Мне показалось, что я вижу, как зашевелились волосы у него на голове. Ни он ни я не слышали, что говорили эти люди. Как вдруг это страшное лицо мелькнуло передо мной в последний раз. На него накинули саван. Теперь это был не человек, а какой-то белый мешок, который шевелился. Привидение! Это привидение отвели на несколько шагов. Оно стояло, шаталось, шевелилось. Накинули верёвку. Загремело. Западня упала. И привидение, по колено провалившись под пол, быстро-быстро завертелось, закрутилось. Он трепыхал руками, словно стараясь поднять их к шее и сорвать петлю. Видно было, как он часто-часто перебирает ногами, весь дёргается. Пока, наконец, не повис, вытянувшись, дрогнув несколько раз. И всё ещё крутясь. Крутился в одну сторону, тише, тише, -- на секунду останавливался и начинал крутиться в другую, сначала медленно, потом всё быстрее, быстрее, потом опять стихая, стихая, -- до полной остановки. С каждым разом он делал всё меньше и меньше поворотов, словно успокаивался. Наконец верёвка перестала крутиться, и покойник в длинном белом саване повис почти неподвижно, делая медленные повороты то в ту, то в другую сторону, словно желая нас оглядеть всех ещё раз. Оглядеть теперь спокойно тех, на кого он несколько минут тому назад смотрел с ужасом, как на зверей, которые вот кинутся и растерзают... С этой минуты я не могу оставаться один. Мне кажется, что передо мной висит длинный белый мешок и медленно поворачивается в мою сторону... Я не могу видеть, когда человек двигает руками, -- мне кажется, что это он хочет сорвать петлю со своей шеи... Это ужасно. Страшнее этого только гаррота...


-- Вы видели и гарроту?


Он сидел, опустив голову, и отвечал тоном человека, который признаётся в преступлении.


-- Я видел всё. Бессонница меня измучила. Я решил: "надо привыкнуть. Нет ничего, к чему бы человек не привык! Надо видеть десять раз, сто, тысячу, -- чтобы привыкнуть, привыкнуть, -- и я буду спать!" Я видел всё... Я ездил в Америку смотреть, как казнят электричеством. Говорят, что человек умирает сразу. Может быть, может быть... Наверное... Может быть... Но это страшно, когда человек четверть часа, сидя в кресле, стучит зубами, корчится в судорогах, синеет, чернеет на ваших глазах. Мёртвый? Может быть... Наверное... Может быть... Но он бьётся как живой... И вам всё время кажется, что он жив, мучится, борется, старается вырваться из ремней, которыми пристёгнут к креслу, старается сбросить с головы страшную медную каску. Вам кажется, что его сжигают перед вами живым. И что живой, двигающийся человек обугливается на ваших глазах... Нет, из Америки я вернулся ещё в большем ужасе. И вся моя надежда, вся была на то, что я привыкну. Привыкну, наконец! Я почти на коленях стоял, умоляя офицера в Алжире, умоляя хоть из-за дерева, спрятавшись, посмотреть, как будут расстреливать солдата. Я слышу этот треск, вижу, как вдруг пошла вся красными пятнами белая рубаха, передо мной, вот здесь, на полу, везде, всегда лежит залитый кровью человек, дёргаясь, трепеща кистями рук, шевеля ступнями... Я не видел лиц тех которые убили. Они были закутаны дымом. Но солдаты затем проходили перед трупом, беря на караул перед смертью. Шли стройно, ровно, спокойно, как всегда. Только глаза! Одни смотрели в другую сторону, другие зажмуривались, проходя мимо, бледные, готовые, кажется, упасть, третьи в ужасе смотрели на труп, как смотрит человек в пропасть, от которой не в силах оторвать глаз... Но страшнее всего всё-таки гаррота. Я видел в Испании. Вы знаете, что такое гаррота? Металлический обруч, привинченный к столбу. Палач закручивает винт, -- и с каждым поворотом обруч всё туже притискивает шею к столбу, -- давит всё сильнее. Глаза вылезают из орбит. Длинный-длинный язык лезет изо рта. Словно с каждым поворотом всё выдавливают из человека. Трепещущие руки вытягиваются, корчащиеся ноги становятся необычайно длинными. Словно всё это вылезает из туловища. И когда я вижу человека, я представляю себе: этого, как летит его голова, этого с высунутым чёрным языком и вылезшими из орбит глазами, того, как он перебирает ногами и крутится на верёвке, того, как он щёлкает зубами и чернеет, стараясь сбросить с головы медную каску, которая его давит, того, как он лежит на земле и дёргается, залитый кровью. Люди для меня -- страшные призраки. Я вижу их всех-всех казнёнными. А ночью меня окружают все обезображенные трупы, которые я видел, обезображенные, осквернённые казнью! И я боюсь, боюсь сойти с ума. Если эти образы останутся в моём мозгу и в больном воображении примут ещё более реальную форму?! И жить с ними, с ними, их чувствовать, видеть, осязать их холод и липкую густую влагу крови. Нет! Мне страшно, мне страшно сойти с ума. Лучше пусть меня похоронят живым, и меня задушит крышка гроба, треснувшая, сломанная надавившей землёй. Это ведь будет длиться только несколько минут... Скажите, как может спать палач! Его совесть спокойна, -- как совесть тюремщика, как совесть судьи. Следователь, прокурор, судья, тюремщик, палач -- всё это звенья одной и той же цепи, которая называется правосудием. И палач может спать, совесть не подпустит к нему ни одного призрака. Он исполнил веление закона, он совершил акт правосудия. Как задушить совесть? И за что она меня мучит? За то, что я смотрел, как убивают, из любопытства. Если это будет моею обязанностью? Если я буду исполнять свой долг? Палачи спят. Я буду, буду тогда спать. И, узнав, что в Англию требуется палач, я подал заявление, что хочу занять эту должность.


-- Вам не удалось?


Он покачал головой.


-- В наше время борьба за существование так сильна. Оказалось, что раньше меня уж записалось три кандидата. Один врач, хирург без практики. У него большая семья. Один поэт-декадент, ищущий сверхчеловеческих ощущений. И журналист. По поручению редакции, он летал на воздушном шаре, взвёл на себя небывалое преступление и пробыл два года на каторге, теперь ищет места палача, чтобы снова описать читателям свои впечатления. Конкуренция между газетами велика, как и везде.


-- И вы?


-- Мне остаётся одно: смотреть, смотреть и ждать, когда же, -- на сотом, на двухсотом трупе, -- я привыкну. Я ищу свой сон. Я мечусь по всем странам. С эшафота на эшафот. Где я, -- там, значит, предстоит казнь.


-- Вы едете в...


-- Поезд приходит туда в половине седьмого, а гильотинированье назначено в семь. Я боюсь, чтобы поезд не опоздал. Казни теперь всё реже и реже...


Он умолк и сидел в углу, тщедушный, жалкий, -- словно огромная, голодная хищная птица, ожидающая падали.


Стук колёс и покачивание поезда усыпили меня.


Когда я проснулся, поезд стоял в...


Это крошечная станцийка в полуверсте от города. Вставало серое, пасмурное утро.


За низенькой изгородью из кустарника, в двух шагах от поезда, мой спутник нанимал таратайку, с отчаянием жестикулируя и что-то объясняя извозчику.


Поезд тронулся.


Я видел, как мой ночной спутник вскочил в таратайку, и как она, поднимая облака пыли, вскачь поскакала по направлению к маленькому городку.


И среди этой пыли чернела сгорбившаяся спина человека, боявшегося опоздать на казнь.


Словно он сгорбился, чтобы удобнее всё время смотреть на часы.


И при мысли о том, что где-то там, какому-то неизвестному мне человеку с каждой секундой всё меньше остаётся жить, -- мне стало страшно одному в купе.


Я вынул часы и с ужасом смотрел, как стрелка приближалась, приближалась, приближалась к семи.


Как быстро она шла.


И мне хотелось крикнуть ей:


-- Стой!


И я чувствовал беспомощность, страшную беспомощность, которая меня разбивала.




Источник: az.lib.ru



Не пропустите:
Влас Михайлович Дорошевич. Писательница (Из воспоминаний редактора)
Влас Михайлович Дорошевич. Поэтесса (Рассказ одного критика)
Влас Михайлович Дорошевич. Истинно русский Емельян (очерк)
Влас Михайлович Дорошевич. Визит (Маленький рассказ)
Влас Михайлович Дорошевич. Уходящая Москва (рассказ)


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru