Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Самое популярное

Аркадий Тимофеевич Аверченко. Альбом


Все авторы -> Аркадий Тимофеевич Аверченко.

Аркадий Тимофеевич Аверченко.
Альбом

I


Они лежат на столе, покрытом плюшевой скатертью, в каждой гостиной — пухлые, с золочёным обрезом и металлическими застёжками, битком набитые бородатыми, безбородыми, молодыми и старыми лицами.


Мнение, что альбом фотографических карточек — семейная реликвия, сокровище воспоминаний и дружбы, совершенно ошибочно.


Альбомы выдуманы для удобства хозяев дома. Когда к ним является в гости какой-нибудь унылый, обворованный жизнью дурак, когда этот дурак садится боком в кресло и спрашивает, внимательно рассматривая узоры на ковре: «Ну, что новенького?», — тогда единственный выход для хозяев — придвинуть ему альбом и сказать: «Вот альбом. Не желаете ли посмотреть?»


И дальше всё идёт как по маслу.


— Кто этот старик? — спрашивает гость.


— Этот? Один наш знакомый. Он теперь живёт в Москве.


— Какая странная борода. А это кто?


— Это наш Ваня, когда был маленький.


— Неужели?! Вот бы не сказал! Ни малейшего сходства.


— Да… Ему тогда было семь месяцев, а теперь двадцать девять лет.


— Гм… Как вырос! А это?


— Подруга жены. Она уже умерла. В Саратове.


— Как фамилия?


— Павлова.


— Павлова? У неё не было брата в Петербурге? В коммерческом банке.


— Не было.


— Я знал одного Павлова в Петербурге. А это кто, военный?


— Черножученко. Вы его не знаете. На даче в прошлом году познакомились.


— В этом году на даче нехорошо. Дожди.


В этом месте уже можно отложить альбом в сторону: беседа наладилась.


Для застенчивого гостя альбом фотографических карточек — спасательный круг, за который лихорадочно хватается бедный гость и потом долго и цепко держится за него.


Предыдущий гость, хотя и дурак, обиженный судьбой, но он человек не застенчивый, и альбом ему нужен только для разбега. Разбежавшись с альбомом в руках, он отрывается от земли на каком-нибудь «дождливом лете» и потом уже плавно летит дальше, выпустив из рук альбом-балласт.


Застенчивому человеку без альбома — гибель.


Мне пришлось быть в обществе одного юноши, который, придя в гости, наступил на собачку, попытался поцеловать хозяину руку и объяснил всё это адской жарой (дело было в ноябре). Он чувствовал, что партия его проиграна, но случайно взгляд его упал на стол с толстым альбомом, и бедняга чуть не заплакал от радости.


Он судорожно вцепился в альбом, раскрыл его и, почуяв под ногами землю, спросил:


— А это кто?


— Это первый лист. Тут карточки нет… Переверните.


— А это кто?


— Это моя покойная тетя, Глафира Николаевна.


— Ну?! А это?


Он перелистал альбом до конца и — беспомощно и бесцельно повис в воздухе. «Спасите! — хотел крикнуть он. — Утопаю!»


Но вместо этого снова положил альбом на колени и спросил:


— Отчего же она умерла?


— Кто?.. Тётя? От сердечных припадков.


«Почему ты, подлец, — подумал молодой гость, — отвечаешь так односложно? Рассказал бы ты мне подробно, как болела тётка и кто её пользовал… Вот бы времечко-то и прошло».


— От припадков? Да уж, знаете, наши доктора… А это кто?


— Лизин крестный отец. Вы уже спрашивали раз.


Он просмотрел альбом до конца, отложил его и взялся за пепельницу.


— Странные теперь пепельницы делают…


— Да.


Взоры его обратились снова на альбом. Он протянул к нему руку, но — альбома не было. Альбом исчез. Хозяин положил его на этажерку.


— А где альбом? — спросил гость. — Я хотел спросить вас насчёт одной фотографии. Там ещё две барышни сняты.


Нашли альбом, отыскали барышень. Молодой гость, пользуясь случаем, ещё раз перелистал альбом, «чтобы составить общее впечатление». Присутствуя при этом, я носился в вихре веселья и чувствовал себя прекрасно. И вздумалось мне подшутить над гостем. Когда он зазевался, я стащил со стола альбом и сунул его под диван. Гость привычным жестом протянул руку за альбомом и, не найдя его, чуть не крикнул: «Ограбили!»


Искоса оглядел этажерку, ковёр под столом и, побледнев, поднялся с места:


— Ну… мне пора.



II


С некоторых пор у меня стали бывать гости. Ясно было, что без альбома мне не обойтись.


К сожалению, человек я не домовитый, родственники почему-то карточек мне не дарили, а если кто-нибудь и присылал свой портрет с трогательной надписью, то портрет этот попадал в руки горничной, тщеславной, избалованной женщины.


Гости стали приходить ко мне всё чаще и чаще. Без альбома дело не клеилось.


Я перерыл все ящики своего письменного стола. Были обнаружены три карточки: «самая толстая девочка в мире Алиса 9 пуд. 18 фун.», «вид гавани в Ревеле» и «знаменитый шимпанзе Франц катается на велосипеде».


Даже при самом снисходительном отношении к этим трем карточкам, они не могли быть признаны за мою «семейную реликвию». Оставалось единственное средство: пошарить на стороне. И мне повезло!.. После двух дней прилежных поисков я обнаружил на полке у одного торговца разной рухлядью громадный кожаный альбом, битком набитый самыми разнообразными карточками — как раз то, что мне было нужно.


В альбоме было до двухсот портретов — все моих будущих родных, друзей и знакомых! Эта вещь могла занять моих гостей часа на два, что давало мне возможность свободно вздохнуть, и я поэтому радовался, как ребёнок.


Дома я внимательно пересмотрел альбом, и — никому в мире до меня не посчастливилось сделать этого — сам выбрал себе отца, мать, тетю, дядю и двух красивых братьев. Любимых девушек было три, и я долго колебался между ними, пока не отдал сердце первой по порядку, брюнетке с красивыми чувственными глазами.


В альбоме был один недостаток: случайно не попалось ни одного крошечного ребёнка, который бы сумел быть мной в детстве. А дети 13 — 14 лет, к сожалению, совершенно не были на меня похожи. Пришлось ограничиться тем, что сделал все приятные симпатичные лица родственниками, а безобразные, некрасивые, отталкивающие (таких — увы — было немало) — простыми знакомыми…


В тот же вечер ко мне пришли гости, народ всё тоскливый и молчаливый.


Меня, впрочем, это не смутило.


— Не желаете ли взглянуть на семейный альбомчик? — предложил я. — Очень интересно.


Все оживились, обрадовались, ухватились за альбом.


— Кто это?


— Это моя бедная любимая матушка… Она умерла от сердечных припадков… Земля ей пухом!


Гости притихли и, благоговейно покачав головами, перевернули страницу.


— А это кто?


— Мой папа. Мы с ним большие друзья и частенько переписываемся. Это брат. Он теперь имеет хорошее дело и зарабатывает большие деньги. Не правда ли, красивый? Это просто знакомые. А вот, господа, эта девушка… Как она вам нравится?


— Хорошенькая.


— Вы говорите — хорошенькая… Красавица! Моя первая любовь.


— Да? А она вас любила?


— Она?! Я для неё был солнцем, воздухом, без которого она не могла дышать… Эту карточку она подарила мне, когда уезжала за границу. Когда она делала на карточке надпись, то так плакала, что с ней сделалась истерика!.. Такой любви я больше не видел. И… её я больше не видел…


Лицо мое было печально… На ресницах повисли две непрошеные предательские слезинки.


— Давно это было? — тихо спросил один гость, с тайным сочувствием пожимая мне руку.


— Давно ли? Семь лет тому назад… Но мне кажется, что прошла вечность.


— И с тех пор, вы говорите, её не видели?


— Не видел. Куда она исчезла — неизвестно. Это странная, загадочная история.


— Что же она вам написала на обороте карточки?


— Не помню, — осторожно отвечал я. — Это было так давно…


— Разрешите взглянуть? Я думаю, раз девушка исчезла, мы не делаем ничего дурного.


— Не помню — на этой ли карточке она сделала надпись или на другой…


— Всё-таки разрешите взглянуть, — попросил один господин с романтической натурой, сентиментально улыбаясь, — первый любовный лепет невинной девической души — что прекраснее этого?


— Что прекраснее этого? — как эхо, повторил другой гость и вынул карточку из альбома.


Он обернул карточку другой стороной, всмотрелся в неё и вдруг вскрикнул:


— Что за чёрт?


— Не смейте касаться того, что для меня «святая святых», — испуганно закричал я. — Зачем вы вынимаете карточку?


— Странно… — не обращая на меня внимания, прошептал гость. — Очень странно.


— Что такое?!!


— Вот что здесь написано: «Пелагея Косых, по прозвищу Татарка. Родилась в 1880 году. В 1898 году за воровство присуждена к месяцу тюрьмы. В 1899 году занялась хипесничеством. Рост средний, глаза синие, за правым ухом — родинка».


— Что такое — хипесничество? — спросила какая-то гостья.


— Хипесничество? — промямлил я. — Это такое… вроде телефонистки.


— Нет, — сказал один старик. — Это заманивание мужчины женщиной в свою квартиру и ограбление его с помощью своего любовника-сутенёра.


— Хорошая первая любовь! — иронически заметила дама.


— Это недоразумение, — засмеялся я. — Позвольте карточку… Ну, конечно! Вы не ту вынули. Нужно эту — видите, полная блондинка. Первая моя благоуханная любовь.


«Благоуханную любовь» извлекли из альбома, и сентиментальный господин прочёл:


— «Катерина Арсеньева (прозв. Беленькая) род. в 1882 году. 1899—1903 занималась проституц., с 1903 г. — магазинная воровка (мануфактурн. товар)».



III


Гости пожимали плечами, а некоторые (самые нахальные) осмелились даже хихикать.


— Интересно, — сказал старик, — что написано на обороте карточки вашего отца?


— Воображаю, — отозвалась дама.


— Не смейте оскорблять этого святого человека! — крикнул я. — Он выше всяких подозрений. Это светлая, сияющая добротой и любовью душа!


Я вынул отца из альбома и благоговейно поднёс карточку к губам. Целуя её в припадке сыновней любви, я потихоньку взглянул на обратную сторону и прочел:


— «Иван Долбин. Род. 1862 г. 1880 — мелкие кражи, 1882 — кража со взломом (1 г тюрьмы), 1885 — убийство семьи Петровых — каторга (12 л.), 1890 — побег. Разыскивается. Особые приметы: густой голос, на правую ногу прихрамывает. Указательный палец левой руки искалечен в драке».


За столом, где лежал альбом, послышался смех и потом восклицания — насмешливые, негодующие.


Я отшвырнул портрет отца и бросился к альбому… Несколько карточек уже было вынуто, и я, смущённый, растерянный, без труда узнал, что моя бедная матушка сидела в тюрьме за вытравление плода у нескольких девушек, а любимые братья, эти изящные красавцы, судились в 1901 году за шулерство и подделку банковских переводов. Дядя был самый нравственный член нашей семьи: он занимался только поджогами с целью получения премии, да и то поджигал собственные дома. Он мог бы быть нашей семейной гордостью!


— Эй, вы! Хозяин! — крикнул мне гость, старик. — Говорите правду: где вы взяли альбом? Я утверждаю, что этот старый альбом принадлежал когда-то сыскному отделению по розыску преступников.


Я подбоченился и сказал с грубым смехом:


— Да-с! Купил я его сегодня за два рубля у букиниста. Купил для вас же, для вашего развлечения, проклятые вы, нудные человечишки, глупые мучные черви, таскающиеся по знакомым, вместо того чтобы сидеть дома и делать какую-нибудь работу. Для вас я купил этот альбом: нате, ешьте, рассматривайте эти глупые портреты, если вы нe можете связно выражать человеческие мысли и поддерживать умный разговор. Ты там чего хихикаешь, старая развалина?! Тебе смешно, что на обороте карточек моих родителей, родственников и друзей написано: вор, шулер, проститутка, поджигатель?! Да, написано! Но ведь это, уверяю вас, честнее и откровеннее. Я утверждаю, что у каждого из вас есть такой же альбом, с карточками таких же точно лиц, да только та разница, что на обороте карточек не изложены их нравственные качества и поступки. Мой альбом — честный откровенный альбом, а ваши — это тайное сборище тайных преступников, развратников и распутных женщин… Пошли вон!


Оттого ли, что было уже поздно, или оттого, что альбом был просмотрен и впереди предстояла скука, — но гости после моих слов немедленно разошлись.


Я остался один, открыл форточки, напустил свежего воздуха и стал дышать. Было весело и уютно.


Если бы у моего альбома выросла рука — я пожал бы её. Такой это был хороший, пухлый, симпатичный альбом.



Не пропустите:
Аркадий Тимофеевич Аверченко. Люди (Из сборника «Весёлые устрицы») (рассказ)
Аркадий Тимофеевич Аверченко. Визит (Из сборника «Весёлые устрицы») (рассказ)
Аркадий Тимофеевич Аверченко. Невозможное (Из сборника «Рассказы о старой школе») (рассказ)
Аркадий Тимофеевич Аверченко. Без почвы (Из сборника «Весёлые устрицы») (рассказ)
Аркадий Тимофеевич Аверченко. Четверг (Из сборника «Весёлые устрицы») (рассказ)


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru