Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Максим Горький. Заметки из дневника. Воспоминания. Учитель чистописания


Все авторы -> Максим Горький.

Максим Горький.
Заметки из дневника. Воспоминания. Учитель чистописания

...Придя к А.А.Я. - не застал его дома.


-- Убежал куда-то, -- сказала его квартирная хозяйка, приветливая старушка в роговых очках и с мохнатой бородавкой на левой скуле. Предложив мне отдохнуть, она заговорила, мягко улыбаясь:


-- Смотрю я: бегом живёте вы, нынешние молодые люди, точно выстрелили вами, как дробью из ружья. Раньше -- спокойнее жили и даже походка у людей другая была. И сапоги носились дольше, не потому, что кожа была крепче, а потому, что люди осторожнее ходили по земле. Вот в комнате этой, до Яровицкого, жил учитель чистописания; тоже Алексеем Алексеевичем звали, фамилия -- Кузьмин. Какой удивительно тихий человек был, даже странно вспомнить. Бывало, утром проснётся, сапоги почистит, брючки, сюртучок, умоется, оденется, и всё тихонько, как будто все люди в городе спят, а он боится разбудить их. Молится, всегда читал: "Господи, владыко живота моего". Потом выпьет стакан чаю, съест яичко с хлебом и уходит в институт, а придя домой, покушает, отдохнёт и сядет картинки писать или рамочки делать. Это вот всё его рукоделье.


Стены маленькой комнаты были обильно украшены рисунками карандашом в рамках из чёрного багета; картинки изображали ивы и берёзы над могилами, над прудом, у развалившейся водяной мельницы, -- всюду ивы и берёзы. И лишь на одной, побольше размером, тщательно была нарисована узкая тропа, она ползла в гору, её змеевидно переплетало корневище искривлённой берёзы, со сломанной вершиной и множеством сухих сучьев. Глядя на робкие, серые рисунки, старушка любовно говорила:


-- Гулять он ходил вечерами, в сумерках, и особенно любил гулять, когда пасмурно, дождь грозит. От этого он и захворал, простудился. Бывало, скажешь ему: "Что вы какое нехорошее время для гулянья выбираете?" -- "В такие, говорит, вечера народу на улицах меньше, а я человек скромный и не охотник до встреч с людьми. И частенько, говорит, люди заставляют думать о них нехорошо, а я этого убегаю". Наденет шинельку, фуражку с кокардой, зонтик возьмёт и тихонько шагает поближе к заборам; всем, кого встретит, дорогу даёт. Очень хорошо, легко ходил он, будто и не по земле. Умильный человек -- маленький, стройный, светловолосый, нос с горбинкой, личико чисто выбрито и такое молодое, хотя было ему уже под сорок. Кашлял он всегда в платок, чтобы не шуметь. Бывало, гляжу я на него, любуюсь, думаю -- вот бы все люди такие были. Спросишь: "А не скучно вам жить так?" -- "Нет, говорит, нисколько не скучно, я живу душой, а душа скуки не знает, скука -- это телесная напасть". И всегда он отвечал вот так разумно, точно старичок. "Неужто, спрашиваю, и женский пол не интересен вам, и о семье не думаете?" -- "Нет, говорит, я к этому не склонен, семья же требует забот, да и здоровье моё не позволяет". Так, тихой мышкой, он и жил у меня около трёх лет, а потом поехал на кумыс, лечиться, да там, в степях, и помер. Ждала я, что придёт кто-нибудь за добром его, а должно быть, не было у скрытого человека этого ни родных, ни приятелей -- никто не пришёл; так всё и осталось у меня: бельишко, картинки эти да тетрадка с записями. Я попросил показать мне тетрадку, старуха охотно достала из комода толстую книгу в переплёте чёрного коленкора; на куске картона, приклеенном к переплёту, готическим шрифтом значилось:



"Пища духа.


Записки для памяти


А.А. Кмина


Лето от Р.X.


1889-е. Январь, 3."



На обороте -- виньетка, тонко сделанная пером: в рамке листьев дуба и клёна -- пень, а на нём клубочком свернулась змея, подняв голову, высунув жало. А на первой странице я прочитал слова, взятые, очевидно, как эпиграф, тщательно выписанные мелким, круглым почерком:



"Скоро оказалось, что христиан много, -- так всегда бывает, когда начинают заниматься исследованием какого-нибудь преступления.


Из письма Плиния Императору Траяну."


Далее бросился в глаза крупный и какой-то торжественный почерк, украшенный хвостиками и завитушками:



"Я значительно умнее Аполлона Коринфского. Не говоря о том, что он -- пьяница."



Почти на каждой странице мелькали рисунки, виньетки, часто встречалось толстое женское лицо с тупым носом и калмыцкими глазами. Записей было немного, они редко занимали одну, две страницы, чаще -- несколько строк, всегда выписанных тщательно. Нигде ни одной помарки, всюду чувствовалась строгая законченность, всё казалось любовно и аккуратно списанным с черновиков.


Заинтересованный, я унёс "Пищу духа" тихого учителя домой, и вот что нашёл в этой чёрной книге.



"Так называемое искусство питается преимущественно изображением и описанием разного рода преступлений, и замечаю, что чем преступление подлее, тем более читается книга и знаменита картина, ему посвящённая. Собственно говоря, интерес к искусству есть интерес к преступному. Отсюда вполне ясен вред искусства для юношества.


Сазана надо фаршировать морковью, но этого никто не делает.


Князь Владимир Галицкий ездил служить венгерскому королю и четыре года служил ему; после чего, возвратясь в Галич, занимался церковным строительством.


Всякое преступление требует врождённого таланта, особенно же человекоубийство.


Ап. Кор. написал в насмешку надо мною плюгавенькие стишки. На всякий случай равнодушно записываю их:



Чтобы душа была подобна гуммиластику --


Т.е. более податлива, гибка,


Делать надобно духовную гимнастику, --


Т.е. -- попросту -- "валять дурака".



Успешное -- т. е. безнаказанное -- убийство должно быть совершено внезапно."



Тихий человечек записывал любопытнейшие мысли свои разнообразными почерками -- ромбом, готическим, английским, славянской вязью и всячески, явно щеголяя своим мастерством. Но всё, что касалось убийства, он писал тем же мелким, круглым почерком, каким была написана выдержка из письма Плиния Траяну. И можно было думать, что это уже его индивидуальный почерк. Великолепно, ромбом, было нарисовано:



"Мышление есть долг всякого грамотного человека."



Славянской, затейливой вязью:



"Я никогда не позволю себе забыть насмешек надо мной."



А круглый почерк говорил:



"Внезапность не исключает предварительного и точного изучения условий жизни намеченного лица. Особенно важно -- время и место прогулок. Часы возвращения из гимназии с уроков. Ночью из клуба."



Две страницы заняты подробным и сухим описанием прогулки в лодках по Волге, затем косым почерком, буквами, переломленными посредине, начертано:



"У Пол. Петр. дурная привычка чесать пальцем под левым коленом. Она любит сидеть закинув ногу на ногу, от этого и чешется под коленом, вероятно застой крови. Он этого не замечает, дурак. Он вообще глуп. И не хорошо, что она часто спрашивает: "Да что вы?" -- это у неё выходит насмешливо. Полина -- значит Пелагия, Пелагия -- имя, собственно, вульгарное, деревенское."



И снова -- круглый почерк:



"Уехать из города и неожиданно возвратиться. Сесть на извозчика, -- это очень глупо говорят: сесть на извозчика, надо: нанять извозчика. По дороге домой соскочить с пролётки, под видом, будто заболел живот, сбегать, убить и ехать дальше..."



Далее -- калмыцкое лицо женщины и уродливо коротконогий человек с маленьким лицом без глаз; на месте их -- вопросительные знаки. Очень пышная борода.


Затем -- хитрым почерком подьячего:



"Он стал бывать, т. е. ходить в гости к старой чертовке, поэтессе Мысовской. У неё собираются местные революционеры."



И снова круглый почерк:



"Внезапность действия -- гарантия успеха. Извозчика нанять старика, по возможности, со слабым зрением. Соскочить -- схватило живот. Проходным двором идти прямо на него, но -- не здороваться, чтоб он растерялся. Миновать и, внезапно повернувшись, ударить с бока в m.c. (приведено сокращённое до двух букв латинское название мускула). Быстро возвратиться к извозчику, оправляя костюм, грубо смеясь над собой. Дома послать в аптеку за желудочными каплями. Когда всё обнаружится, вести себя с любопытством, легкомысленно. Участвовать в торжестве похорон. Конечно."



Больше записей на эту тему не было, последняя же заканчивалась виньеткой: могила без креста, над нею сухое обломанное дерево, вокруг -- густой бурьян, а в небе плачет калмыцкое лицо луны.


Дальше было ещё четыре записи:



"Прочитал в немецком романе глупую фразу: профессор спрашивает свою невесту:


-- Адель, почему вы всегда переговариваете всё, что я вам ни скажу."




"Сегодня на закате солнца в саду удивительно пел скворец, пел так, как будто это он уже в последний раз поёт."



"Встреча с человеком не всегда грозит опасностью, но всё-таки надо быть очень проницательным, выбирая знакомых. Я никогда больше не позволю себе знакомиться с рыжими."




"Зубную боль хорошо чувствует только тот, у кого болят зубы, и только тогда, пока они болят. Затем человек забывает, как мучительна зубная боль. Было бы полезно, чтоб зубы болели хотя раз в месяц, но обязательно в один и тот же день, у всего населения земного шара. При этом условии люди, вероятно, научились бы понимать друг друга."



Этим заканчивалась книга тихого учителя чистописания, озаглавленная им "Пища духа".



Московский студент Маньков, убийца своей жены, в последнем слове на суде защищался так:


-- Она убита, и она -- мученица, она теперь, может быть, святая, в раю, а мне осталось всю жизнь нести тяжкий крест греха и раскаяния. За что же ещё наказывать меня, если я уже сам себя наказал? Вот я теперь ем яблочки, яички, как прежде ел, а вкуса они прежнего, милого уже не имеют, и ничто не радует меня -- за что же наказывать?


1924



Не пропустите:
Максим Горький. Заметки из дневника. Воспоминания. Неудавшийся писатель (очерк)
Максим Горький. Заметки из дневника. Воспоминания. Ветеринар (очерк)
Максим Горький. Заметки из дневника. Воспоминания. Пастух (очерк)
Максим Горький. Заметки из дневника. Воспоминания. Дора (очерк)
Максим Горький. Заметки из дневника. Воспоминания. Люди наедине сами с собой (очерк)


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru