Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Аркадий Тимофеевич Аверченко. Ложь (Из сборника «Весёлые устрицы»)


Все авторы -> Аркадий Тимофеевич Аверченко.

Аркадий Тимофеевич Аверченко.
Ложь (Из сборника «Весёлые устрицы»)

Трудно понять китайцев и женщин. Я знал китайцев, которые два-три года терпеливо просиживали над кусочком слоновой кости величиной с орех. Из этого бесформенного куска китаец с помощью целой армии крохотных ножичков и пилочек вырезывал корабль — чудо хитроумия и терпения: корабль имел все снасти, паруса, нес на себе соответствующее количество команды, причем каждый из матросов был величиной с маковое зерно, а канаты были так тонки, что даже не отбрасывали тени, — и все это было ни к чему… Не говоря уже о том, что на таком судне нельзя было сделать самой незначительной поездки, — сам корабль был настолько хрупок и непрочен, что одно легкое нажатие ладони уничтожало сатанинский труд глупого китайца. Женская ложь часто напоминает мне китайский корабль величиной с орех — масса терпения, хитрости — и все это совершенно бесцельно, безрезультатно, все гибнет от простого прикосновения.


* * *


Чтение пьесы было назначено в 12 часов ночи. Я приехал немного раньше и, куря сигару, убивал ленивое время в болтовне с хозяином дома адвокатом Лязговым. Вскоре после меня в кабинет, где мы сидели, влетела розовая, оживленная жена Лязгова, которую час тому назад я мельком видел в театре сидящей рядом с нашей общей знакомой Таней Черножуковой.


— Что же это, — весело вскричала жена Лязгова. — Около двенадцати, а публики еще нет?!


— Подойдут, — сказал Лязгов. — Откуда ты, Симочка?


— Я… была на катке, что на Бассейной, с сестрой Тарского.


Медленно, осторожно повернулся я в кресле и посмотрел в лицо Серафимы Петровны. Зачем она солгала? Что это значит? Я задумался. Зачем она солгала? Трудно предположить, что здесь был замешан любовник… В театре она все время сидела с Таней Черножуковой и из театра, судя по времени, прямо поехала домой. Значит, она хотела скрыть или свое пребывание в театре, или встречу с Таней Черножуковой.


Тут же я вспомнил, что Лязгов раза два-три при мне просил жену реже встречаться с Черножуковой, которая, по его словам, была глупой, напыщенной дурой и имела на жену дурное влияние… И тут же я подивился: какая пустяковая, ничтожная причина может иногда заставить женщину солгать…


Приехал студент Конякин. Поздоровавшись с нами, он обернулся к жене Лязгова и спросил:


— Ну, как сегодняшняя пьеса в театре… Интересна?


Серафима Петровна удивленно вскинула плечами.


— С чего вы взяли, что я знаю об этом? Я же не была в театре.


— Как же не были? А я заезжал к Черножуковым — мне сказали, что вы с Татьяной Викторовной уехали в театр.


Серафима Петровна опустила голову и, разглаживая юбку на коленях, усмехнулась:


— В таком случае я не виновата, что Таня такая глупая; когда она уезжала из дому, то могла солгать как-нибудь иначе…


Лязгов, заинтересованный, взглянул на жену:


— Почему она должна была солгать?


— Неужели ты не догадываешься? Наверное, поехала к своему поэту!


Студент Конякин живо обернулся к Серафиме Петровне.


— К поэту? К Гагарову? Но этого не может быть! Гагаров на днях уехал в Москву, и я сам его провожал.


Серафима Петровна упрямо качнула головой и с видом человека, прыгающего в пропасть, сказала:


— А он все-таки здесь!


— Не понимаю… — пожал плечами студент Конякин. — Мы с Гагаровым друзья, и он, если бы вернулся, первым долгом известил бы меня.


— Он, кажется, скрывается, — постукивая носком ботинка о ковер, сообщила Серафима Петровна. — За ним следят.


Последняя фраза, очевидно, была сказана просто так, чтобы прекратить скользкий разговор о Гагарове. Но студент Конякин забеспокоился:


— Следят??! Кто следит?


— Эти вот… Сыщики.


— Позвольте, Серафима Петровна… Вы говорите что-то странное: с какой стати сыщикам следить за Гагаровым, когда он не революционер и политикой никогда не занимался?!


Серафима Петровна окинула студента враждебным взглядом и, проведя языком по запекшимся губам, раздельно ответила:


— Не занимался, а теперь занимается. Впрочем, что мы все: Гагаров да Гагаров. Хотите, господа, чаю?


Пришел еще один гость — газетный рецензент Блюхин.


— Мороз, — заявил он, — а хорошо! Холодно до гадости. Я сейчас часа два на коньках катался. Прекрасный на Бассейной каток.


— А жена тоже сейчас только оттуда, — прихлебывая чай из стакана, сообщил Лязгов. — Встретились?


— Что вы говорите?! — изумился Блюхии. — Я все время катался и вас, Серафима Петровна, не видел.


Серафима Петровна улыбнулась.


— Однако я там была. С Марьей Александровной Шемшуриной.


— Удивительно… Ни вас, ни ее я не видел. Это тем более странно, что каток ведь крошечный, — все как на ладони.


— Мы больше сидели все… около музыки, — сказала Серафима Петровна. — У меня винт на коньке расшатался.


— Ах так! Хотите, я вам сейчас исправлю? Я мастер на эти дела. Где он у вас?


Нога нервно застучала со ковру.


— Я уже отдала его слесарю.


— Как же это ты ухитрилась отдать слесарю, когда теперь ночь? — спросил Лязгов.


Серафима Петровна рассердилась.


— Так и отдала! Что ты пристал? Слесарная по случаю срочной работы была открыта. Я и отдала. Слесаря Матвеем зовут.


Наконец явился давно ожидаемый драматург Селиванский с пьесой, свернутой в трубку и перевязанной ленточкой.


— Извиняюсь, что опоздал, — раскланялся он. — Задержал прекрасный пол.


— На драматурга большой спрос, — улыбнулся Лязгов. — Кто же это тебя задержал?


— Шемшурина, Марья Александровна. Читал ей пьесу.


Лязгов захлопал в ладоши.


— Соврал, соврал драматург! Драматург скрывает свои любовные похождения! Никакой Шемшуриной ты не мог читать пьесу!


— Как не читал? — обводя компанию недоуменным, подозрительным взглядом, вскричал Селиванский. — Читал! Именно ей читал.


— Ха-ха! — засмеялся Лязгов. — Скажи же ему, Симочка, что он попался с поличным: ведь Шемшурина была с тобой на катке.


— Да, она со мной была, — кивнула головой Серафима Петровна, осматривая всех нас холодным взглядом.


— Когда?! Я с половины девятого до двенадцати сидел у нее и читал свою «Комету».


— Вы что-нибудь спутали, — пожала плечами Серафима Петровна.


— Что? Что я мог спутать? Часы я мог спутать, Шемшурину мог спутать с кем-нибудь или свою пьесу с отрывным календарем?! Как так — спутать?


— Хотите чаю? — предложила Серафима Петровна.


— Да нет, разберемся: когда Шемшурина была с вами на катке?


— Часов в десять, одиннадцать.


Драматург всплеснул руками.


— Так поздравляю вас: в это самое время я читал ей дома пьесу.


Серафима Петровна подняла язвительно одну бровь.


— Да? Может быть, на свете существуют две Шемшуриных? Или я незнакомую даму приняла за Марью Александровну? Или, может, я была на катке вчера. Ха-ха!..


— Ничего не понимаю! — изумился Селиванский.


— То-то и оно, — засмеялась Серафима Петровна. — То-то и оно! Ах, Селиванский, Селиванский…


Селиванский пожал плечами и стал разворачивать рукопись. Когда мы переходили в гостиную, я задержался на минуту в кабинете и, сделав рукой знак Серафиме Петровне, остался с ней наедине.


— Вы сегодня были на катке? — спросил я равнодушно.


— Да. С Шемшуриной.


— А я вас в театре сегодня видел. С Таней Черножуковой.


Она вспыхнула.


— Не может быть. Что же, я лгу, что ли?


— Конечно, лжете. Я вас прекрасно видел.


— Вы приняли за меня кого-нибудь другого…


— Нет. Вы лжете неумело, впутываете массу лиц, попадаетесь и опять нагромождаете одну ложь на другую… Для чего вы солгали мужу о катке?


Ее нога застучала по ковру.


— Он не любит, когда я встречаюсь с Таней.


— А я сейчас пойду и скажу всем, что видел вас с Таней в театре.


Она схватила меня за руку, испуганная, с трясущимися губами.


— Вы этого не сделаете!


— Отчего же не сделать?.. Сделаю!


— Ну, милый, ну, хороший… Вы не скажете… да? Ведь не скажете?


— Скажу.


Она вскинула свои руки мне на плечи, крепко поцеловала меня и, прижимаясь, прерывисто прошептала:


— А теперь не скажете? Нет?


* * *


После чтения драмы — ужинали.


Серафима Петровна все время упорно избегала моего взгляда и держалась около мужа.


Среди разговора она спросила его:


— А где ты был сегодня вечером? Тебя ведь не было с трех часов.


Я с любопытством ждал ответа. Лязгов, когда мы были вдвоем в кабинете, откровенно рассказал мне, что этот день он провел довольно беспутно: из Одессы к нему приехала знакомая француженка, кафешантанная певица, с которой он обедал у Контана, в кабинете; после обеда катались на автомобиле, потом он был у нее в Гранд-Отеле, а вечером завез ее в «Буфф», где и оставил.


— Где ты был сегодня?


Лязгов обернулся к жене и, подумав несколько секунд, ответил:


— Я был у Контана. Обедали. Один клиент из Одессы с женой-француженкой и я. Потом я заехал за моей доверительницей по Усачевскому делу, и мы разъезжали в её автомобиле — она очень богатая — по делу об освобождении имения от описи. Затем я был в Гранд-Отеле у одного помещика, а вечером заехал на минутку в «Буфф» повидаться с знакомым. Вот и все.


Я улыбнулся про себя и подумал: «Да. Вот это ложь!»




Источник: Библиотека Максима Мошкова



Не пропустите:
Аркадий Тимофеевич Аверченко. Робинзоны (Из сборника «Весёлые устрицы») (рассказ)
Аркадий Тимофеевич Аверченко. Русалка (рассказ)
Аркадий Тимофеевич Аверченко. Галочка (Из сборника «Рассказы о детях») (рассказ)
Аркадий Тимофеевич Аверченко. Страшный мальчик (Из сборника «Рассказы о детях») (рассказ)
Аркадий Тимофеевич Аверченко. Купальщик («Рассказы для выздоравливающих») (рассказ)


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru