Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Аркадий Тимофеевич Аверченко. Проклятие (Из сборника «Весёлые устрицы»)


Все авторы -> Аркадий Тимофеевич Аверченко.

Аркадий Тимофеевич Аверченко.
Проклятие (Из сборника «Весёлые устрицы»)

Однажды Леонид Андреев затосковал. Сначала его забавляли неизвестные молодые люди, приезжавшие к нему по два и по три раза в день, — а потом надоели.


Каждый из них, явившись к Андрееву, уводил писателя в угол и, судорожно вцепившись в пуговицу его бархатной тужурки, подавленным шепотом спрашивал:


— Что вы скажете о мессинском землетрясении? И он смотрел на Андреева такими испытующими глазами, что тому делалось ясно: неизвестный молодой человек подозревает его в организации и устройстве этого бедствия.


— А что? — тоже подавленным шепотом спрашивал испуганный Андреев. — Я в то время был у себя на даче… и, клянусь вам…


— Нет, я хочу знать, как вы находите это землетрясение?


— Оно… ужасно… неприятно, — неуверенно отвечал Андреев.


— Да? Очень вам признателен. Я так и напишу: Леонид Андреев в дружеской беседе высказал свой ужас и возмущение перед загадочными силами природы, которые… Очень вам благодарен! Бегу.


И он убегал, уступая место другому молодому человеку, такому же симпатичному и юркому. Второй молодой человек тоже цеплялся за Андреева, как утопающий за соломинку, и, с истерическим любопытством, спрашивал!


— Какое ваше мнение о Толстом?


— О Толстом? Великий старик, сделавший…


— Благодарю вас. Очень рад был с вами побеседовать! Я так и напишу: Недавно Андреев в тесном семейном кругу высказал не лишенное оригинальности мнение о Толстом. Толстой, — сказал писатель, — хотя и велик, но его старость и сопутствующие этой поре жизни немощи лишают его возможности дать вещи, подобные незабвенным прежним: «Анне Карамазовой» и «Братьям Карениным». Мерси. Лечу.


Третий молодой человек, стоявший в затылок за вторым, ловким движением ноги отбрасывал второго, уже насытившагося, в сторону и спрашивал Андреева в упор:


— О Метерлинке! Что скажете?


— Метерл…


— Благодарю вас! Я так и сообщу нашим читателям! Я очень рад, что ваше мнение совпадает с моим. Лечу. Привет супруге.


Постепенно все это приелось Андрееву.


— Ах, как бы я хотел развеселиться! — говорил он.


— Господи! — удивлялась жена. — Что же может быть легче! В передней есть еще три молодых человека. Позвать? Может, они тебя развеселят…


Однажды Андрееву пришла в голову лукавая мысль: потихоньку, инкогнито, уехать в Москву и там повеселиться во всю.


Он остриг волосы, надел черные очки и, взявши чемоданчик, поехал в Москву.


Умылся в номере гостиницы, радостно ухмыльнулся и, довольный собой, зашагал на Тверскую.


Навстречу ему шли две московских барышни.


— Вот Андреев, — сказала одна.


— Леонид, — добавила вторая. Они остановились и повернули за писателем, смотря на него с изумлением и страхом.


— Идет по улице… — прошептала одна с остолбенелым лицом.


Другая всплеснула руками:


— Смотри, смотри! В калошах… Андреев в калошах!


— Что вам угодно, барышни? — со вздохом спросил Андреев.


— Ай-ай-ай! — взвизгнули обе. — Разговаривает!


И, обезумевши от ужаса, бросились врассыпную.


На Тверскую Андреев не пошел. Накупил газет и, печальный, побрел в свой номер.


В первой газете, которую он развернул, было написано:


— «Передают из достоверных источников, что Леонид Андреев находится в настоящее время в Антверпене. Писателю город очень понравился. Целыми днями его видят гуляющим по набережной и в гавани».


— А надо будет, в самом деле, когда-нибудь, — подумал Андреев, — проехаться в Антверпен. Вероятно, любопытный город.


Отложил первую газету и взял другую.


— «На днях в дружеской беседе Леонид Андреев, — сообщалось во второй газете, — восхищался немецким поэтом Бирбаумом. Он считает его одним из лучших представителей немецкой поэзии».


— Бирбаум… — прошептал Андреев, — странная фамилия. Надо будет почитать что-нибудь Бирбаума…


Встал и, потянувшись, взглянул на часы.


— Ужасно однообразные газеты нынче… Восемь часов… Пойду-ка я куда-нибудь в театр повеселиться.


Вышел, сел на извозчика и сказал:


— Вези меня, братец, в какой-нибудь театр. Смерть, хочется повеселиться. Хе-хе…


— В Художественный? — спросил извозчик.


— Можно и в Художественный. Впрочем, нет брат. Там идет моя «Анатема». Вези куда-нибудь в другое место. К Коршу, что ли.


Приехав в Коршевский театр, Андреев купил билет и на цыпочках вошел в зрительный зал.


На сцене стоял актёр в студенческом мундире, страстно взывая к актрисе:


— Оль-Оль! Я люблю тебя! Посмотри на эти Воробьёвы горы…


— «Дни нашей жизни», — разочарованно прошептал Андреев. — Экая незадача!


Неприятная горечь накоплялась в груди и комком подкатывала к горлу.


Он встал, вышел на улицу и сел на другого извозчика.


— Вези меня, голубчик, в какой-нибудь театр кроме Художественного и Солодовниковского.


— Пожалуйте!


Подойдя к кассе третьего театра, Андреев взял билет и спросил кассиршу:


— А что сегодня идет?


— «Анфиса», Леонида Андреева. Очень хорошая вещь.


Андреев скомкал билет и со стоном выбежал на улицу.


— Есть еще один театр, — сказал он сам себе, — но у меня и пьеса еще одна есть: «Жизнь человека». Я уверен, что наткнусь именно на неё. И еще один есть театр. Но туда не стоит и показываться: там, я знаю, — «Чёрные маски».


Во взоре его светилось отчаянье.


Громадный равнодушный город катил перед ним тысячные людские волны, громадный город заключал в себе массу развлечений, но — все они были не для него.


— Для всех, кроме него! Ха-ха!


Чем дальше, тем все больше и больше ему хотелось повеселиться… Взгляд его упал на гигантскую огненную вывеску:


— «Синематограф „Moderne“».


— Пойду я хоть в синематограф, — подумал несчастный, и уныло побрёл в иллюминованный подъезд.


Через минуту публика в ужасе шарахнулась от какого-то невысокого черного человека, который со страдальческим воем, расталкивая всех, бросился к выходу. В синематографе, демонстрировали сенсационную картину: «Леонид Андреев у себя на даче. Только самое короткое время! Леонид Андреев на моторной лодке. Редкое зрелище! Леонид Андреев и Оскар Норвежский за чаем! Леонид Андреев говорит в граммофон. Невозможное стало возможным! Спешите смотреть!».


На лице Андреева застыла мертвенная скука; в глазах виднелось страдание. Он махнул рукой и пошел на вокзал написать жене письмо, — что завтра выезжает обратно.


— Открыточку? — спросила его продавщица в вокзальном киоске. — Вот, пожалуйста… Не желаете ли: Леонид Андреев, последний выпуск.


Андреев, шатаясь, отошел от киоска, опустился на колени и, воздев руки кверху, заплакал:


— Господи! За что ты меня проклял?!




Не пропустите:
Аркадий Тимофеевич Аверченко. Пернатое (Из сборника «Весёлые устрицы») (рассказ)
Аркадий Тимофеевич Аверченко. Крайние течения (Из сборника «Весёлые устрицы») (рассказ)
Аркадий Тимофеевич Аверченко. Неизлечимые (Из сборника «Весёлые устрицы») (рассказ)
Аркадий Тимофеевич Аверченко. Рубановичи (Из сборника «Весёлые устрицы») (рассказ)
Аркадий Тимофеевич Аверченко. Четверо (Из сборника «Весёлые устрицы») (рассказ)


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru