Кроссворд-кафе Кроссворд-кафе
Главная
Классические кроссворды
Сканворды
Тематические кроссворды
Игры онлайн
Календарь
Биографии
Статьи о людях
Афоризмы
Новости о людях
Библиотека
Отзывы о людях
Историческая мозаика
Наши проекты
Юмор
Энциклопедии и словари
Поиск
Рассылка
Сегодня родились
Угадай кто это!
Реклама
Web-мастерам
Генератор паролей
Шаржи

Случайная статья

Влас Михайлович Дорошевич. Зеркало жизни


Все авторы -> Влас Михайлович Дорошевич.

Влас Михайлович Дорошевич.
Зеркало жизни

"Сцена -- зеркало жизни".


(Старый-старый афоризм)



Давно уже театром не интересовались так, как сейчас. Кажется, только и интересуются, что театром. Куда ни придете, -- по третьему слову разговор о театре.


Скоро здороваться будут:


-- А! Доброго здоровья! Как похаживаете в театр?


-- Да благодарю вас! Слава Богу! Каждый день. Вы как?


-- Да вот тут как-то два дня не был. А то каждый день!


-- Ну, и слава тебе, Господи! Очень рад!


В Петербурге восемь больших драматических театров, не считая маленьких, клубных, сцен.


В Москве, кажется, что ни улица, то в конце непременно театр.


В провинции, говорят, не запомнят таких хороших театральных дел.


"Театр -- зеркало жизни".


Похорошело, что ли, так наше общество, или просто ему делать больше нечего, что оно только и делает, -- смотрится в зеркало?


Для друга театра явление, конечно, отрадное.


Моралист может заметить:


-- Взрослое общество могло бы и другое дело себе найти! Мы берем факты такими, каковы они есть. Общество смотрится в театр. Заглянем:


-- Что за изображение?


Чем должна быть современная пьеса?


То есть пьеса, отвечающая современным литературным и сценическим требованиям публики.


Пьеса, которая представляла бы собою не только эффектное и занимательное зрелище, но и составляла бы событие в литературе и театре.


Заставляла бы о себе говорить самую интеллигентную часть интеллигентной публики.


-- Скажите, что автор хотел сказать? -- спрашивают после первого представления новой пьесы.


-- Ей-Богу, не знаю.


-- Какую мысль он проводит?


-- Кажется, никакой мысли!


-- Позвольте! Да что же есть в этой пьесе?


-- Батюшка! А настроение?!


Пьеса "в четырех актах и семи картинах" больше не существует. Есть пьеса "в четырех туманах и восемнадцати настроениях".


-- В ней интересны некоторые "зигзаги мысли"! -- как пишут нынче в рецензиях.


Добрая старая комедия, где даже в заглавии ставилась подходящая пословица:


-- Вот, мол, господа честные, какую мысль желаю я провести! Заранее знайте! Смысл басни сей таков.


Она умерла.


Публика расходится с очень модной пьесы г. Плещеева "В своей роли".


-- Что же хотел сказать автор? Может кокотка идти на сцену? Не может?


-- Ах, Боже мой! Ни то ни другое. Он просто дал настроение.


Вы задумываетесь над участью "жрицы веселья". И жаль ее, и что же, на самом деле, для нее можно сделать? Вот выход! И у вас в душе остается тяжелое настроение. Вот это настроение и остается у вас от пьесы. "И так плохо и этак нехорошо".


Публика ищет настроения.


Критика говорит:


-- Пьеса туманна, но в ней есть настроение. Литераторам и артистам остается давать "настроение". Настроение!


В Париже, на бульваре Клиши, есть знаменитый "кабачок смерти". Вы заходите туда, садитесь за гроб, перед вами зажигают тоненькую восковую свечечку, как перед покойником.


Вы смеетесь.


Как вдруг откуда-то из низа потянуло сыростью и холодом.


Словно могила раскрылась под ногами.


Ваша дама трусливо поджала ножки, побледнела, шепчет трясущимися губами:


-- Уйдем отсюда! Это -- настроение.


В театре г-жи Яворской идут "Ночи безумные" гр. Л.Л. Толстого, "сына своего отца".


Героя "охватывает" поцелуйное бешенство под влиянием благовонных ночей Неаполя.


И когда поднимается занавес, в зрительном зале пахнет курящимися "монашками".


Это и есть благовоние итальянской ночи!


-- Необходимо создать настроение, которое губит героя. И зажигают десяток "монашек".


-- Погибай!


Это, однако, оттого, что дела театра пока еще не особенно блестящи.


При более блестящих делах "настроение" будет создаваться более могущественными средствами.


Под креслами в партере будут разложены раковины от устриц.


Чтоб пахло морем!


Скрытые в рампе тайные пульверизаторы будут "напоять" воздух духами Брокар и Ко.


Когда в пьесе говорят о вреде курения, капельдинеры тайно из рукава будут курить "Aquilas Imperiales" -- 115 рублей сотня, и наполнять воздух благоуханием сигар.


Какая гамма! Какой аккорд настроений!


Прежде в пьесах главным лицом был любовник, герой, фат, ingénue, grande-coquette, драматическая героиня.


Теперь пишут:


-- Особенно хорошо был сверчок. Успех сверчка, трещавшего за печкой, рос с каждым актом.


Аркадий Счастливцев, который умел "скворцом свистать, сорокой прыгать", получал бы великолепнейший гонорар и два бенефиса. Был бы первым персонажем.


-- "Особенно сильное настроение создал в театре скворец заунывно свиставший за сценой. В скворце мы узнали нашего неподражаемого артиста г. Счастливцева. Говорят, что в свой бенефис он будет за сценой сорокой прыгать. Билеты все проданы".


Ах, живи Аркадий в наше время!


Как бы он сказал Геннадию Демьяновичу Несчастливцеву:


-- Ведь актер-то нынче не в моде!


-- А что у тебя там в узле?


-- Настроения-с, Геннадий Демьянович!


-- А драм у тебя нет?


-- Драм, Геннадий Демьянович, нет! Одни настроения!


-- И охота тебе, вместо пьес, настроения носить?


-- Публика требует, Геннадий Демьянович!


Пьеса г. Федорова "Старый дом" не имела успеха на Александрийской сцене потому, что в постановке не было надлежащего настроения.


В пьесе-то есть настроение, в постановке -- не передано!


Пьесу надо ставить так.


При поднятии занавеса со сцены из скрытых потайных люков несет затхлостью и плесенью.


Вообще носу я придаю в театре большое значение. Нос до сих пор ничего не делал в театре. Действовали на зрение, на слух. А нос, что он делал? Сморкался во время самых сильных монологов и мешал? Надо заставить и его, бездельника, работать! Пусть способствует передаче настроения.


Итак, все носы приходят в скверное настроение, потому что со сцены пахнет затхлостью, плесенью и гнилью.


По стенам бегают пауки, ясно различаемые в бинокли.


Во время реплики М.Г. Савиной публика видит, ясно видит, как с потолка спускается паук и заползает почтенной артистке за воротник.


Все зрительницы нервно поводят плечами, словно и им заполз за корсаж паук.


И вот тогда-то, когда г-жа Савина скажет:


-- Какой это старый, старый, старый, старый, старый дом! Вот это настроение!


-- Знаете ли, -- говорит зритель, выходя с первого представления новой пьесы "в четырех туманах и 18 настроениях", -- смотрел, смотрел я -- и вдруг мне в голову мысль: "Да стоит ли жить? А не застрелиться ли?" Взглянул на соседа -- и обмер: "Да у него в глазах та же мысль!"


Вот это называется "настроением". И актеры для таких пьес нужны совсем другие. Где ты "первый любовник" добрых старых времен? Классический первый любовник!


-- Сюртучок с иголочки, на левой ручке перчаточка.


Цилиндр словно только что вычищенный ваксой. Сверкавший до боли в глазах. Он снимал цилиндр не иначе, как входя в гостиную, становился на одно колено.


Хватался за завитую голову.


И был неотразим.


Где ты "фат"? Фат, от которого на полверсты разило сердцеедом! Который имел такие жилеты, что, -- выйди в таком жилете на улицу, возьмут в полицию!


-- За появление в маскарадном костюме в неположенное время. Где классический "простак" в белокуром парике, которого театральные парикмахеры так мило называли "городской блондин"?


Как просто и ясно было все тогда в жизни и на сцене.


Комик надевал "толщинку" и прилеплял две котлеты вместо бакенбард.


Ingénue comique перед выходом на сцену завязывала губки бантиком. Ingénue dramatique начинала страдать еще до поднятия занавеса.


Драматическая героиня, выходя на сцену, "метала взор". И вы сразу видели, что она:


-- Все поняла. Теперь не то.


-- Иван Иванович гримируется!


Он кладет на полпальца белил. Сверх белил густо пудрится самой белой пудрой.


Это -- любовник. Это -- герой.


-- Голландской сажи Ивану Ивановичу.


-- Иван Иванович сделает черные круги вокруг глаз. Он идет изображать героя нашего времени.


-- Иван Иванович, приготовьтесь, скоро ваш выход!


У Ивана Ивановича начинает дергаться половина лица. У Ивана Ивановича начинается Виттов пляс.


-- Я... я... я... готов!


И в антракте к нему бегут знакомые.


-- Поздравляю!


-- Колоссальное впечатление!


-- Удивительно нервно!


-- Ах, какой вы неврастеник!


Рецензент отмечает на манжетах:


-- Успех колоссальный: после второго акта у трети театра началась Виттова пляска.


Театральные хроникеры бегут:


-- Сколько истерик? Сколько истерик?


Правда, что одного господина вынули в гардеробе из петли? Хотел повеситься на вешалке! "Знатоки" изумляются:


-- Какая сила! Какая сила!


-- Какая сила в изображении полного бессилия! И самый "фурорный" артист в России г. Орленев.


Актер, который, как никто, изображает полное нравственное бессилие.


-- Я нервно-салонный актер! -- с гордостью говорил мне на днях один артист.


И вы часто услышите похвалу:


-- Ах, это такой, такой неврастеник!


В театральном бюро скоро будут вывешивать объявление: "Неврастеник ищет места. 500 рублей в месяц, два бенефиса. Жена -- истеричка".


И антрепренер станет набирать труппу:


-- Первого неврастеника, второго неврастеника. Истеричку с большой истерией.


-- С большой истерией трудно найти-с. Все нарасхват. Не возьмете ли... Есть психопатка одна.


-- Психопаток взяли трех. Нет, уж вы мне хоть на гастроли истеричку с большой истерией дайте. С малой истерией у меня жена. Публика очень любит. А такой-то хорош?


-- Нервы -- мочала.


-- Давайте! Давайте! Его на застрастку!


Слава Богу! Труппа для "пьес с настроениями" готова. Если старый афоризм верен и сцена -- зеркало жизни, "на зеркало неча пенять".


Таково отражение.



1903




Не пропустите:
Влас Михайлович Дорошевич. Человек, которого интервьюировали (рассказ)
Влас Михайлович Дорошевич. Очаровательное горе (Маленькая, но глубокая трагедия) (рассказ)
Влас Михайлович Дорошевич. Замечательнейший город в мире (рассказ)
Влас Михайлович Дорошевич. О чём говорят в Коломне? (рассказ)
Влас Михайлович Дорошевич. Песни паяца (рассказ)


Ссылка на эту страницу:

 ©Кроссворд-Кафе
2002-2024
dilet@narod.ru