| |||
Влас Михайлович Дорошевич. Зеркало жизни • Все авторы -> Влас Михайлович Дорошевич. Влас Михайлович Дорошевич. Зеркало жизни "Сцена -- зеркало жизни". (Старый-старый афоризм) Давно уже театром не интересовались так, как сейчас. Кажется, только и интересуются, что театром. Куда ни придете, -- по третьему слову разговор о театре. Скоро здороваться будут: -- А! Доброго здоровья! Как похаживаете в театр? -- Да благодарю вас! Слава Богу! Каждый день. Вы как? -- Да вот тут как-то два дня не был. А то каждый день! -- Ну, и слава тебе, Господи! Очень рад! В Петербурге восемь больших драматических театров, не считая маленьких, клубных, сцен. В Москве, кажется, что ни улица, то в конце непременно театр. В провинции, говорят, не запомнят таких хороших театральных дел. "Театр -- зеркало жизни". Похорошело, что ли, так наше общество, или просто ему делать больше нечего, что оно только и делает, -- смотрится в зеркало? Для друга театра явление, конечно, отрадное. Моралист может заметить: -- Взрослое общество могло бы и другое дело себе найти! Мы берем факты такими, каковы они есть. Общество смотрится в театр. Заглянем: -- Что за изображение? Чем должна быть современная пьеса? То есть пьеса, отвечающая современным литературным и сценическим требованиям публики. Пьеса, которая представляла бы собою не только эффектное и занимательное зрелище, но и составляла бы событие в литературе и театре. Заставляла бы о себе говорить самую интеллигентную часть интеллигентной публики. -- Скажите, что автор хотел сказать? -- спрашивают после первого представления новой пьесы. -- Ей-Богу, не знаю. -- Какую мысль он проводит? -- Кажется, никакой мысли! -- Позвольте! Да что же есть в этой пьесе? -- Батюшка! А настроение?! Пьеса "в четырех актах и семи картинах" больше не существует. Есть пьеса "в четырех туманах и восемнадцати настроениях". -- В ней интересны некоторые "зигзаги мысли"! -- как пишут нынче в рецензиях. Добрая старая комедия, где даже в заглавии ставилась подходящая пословица: -- Вот, мол, господа честные, какую мысль желаю я провести! Заранее знайте! Смысл басни сей таков. Она умерла. Публика расходится с очень модной пьесы г. Плещеева "В своей роли". -- Что же хотел сказать автор? Может кокотка идти на сцену? Не может? -- Ах, Боже мой! Ни то ни другое. Он просто дал настроение. Вы задумываетесь над участью "жрицы веселья". И жаль ее, и что же, на самом деле, для нее можно сделать? Вот выход! И у вас в душе остается тяжелое настроение. Вот это настроение и остается у вас от пьесы. "И так плохо и этак нехорошо". Публика ищет настроения. Критика говорит: -- Пьеса туманна, но в ней есть настроение. Литераторам и артистам остается давать "настроение". Настроение! В Париже, на бульваре Клиши, есть знаменитый "кабачок смерти". Вы заходите туда, садитесь за гроб, перед вами зажигают тоненькую восковую свечечку, как перед покойником. Вы смеетесь. Как вдруг откуда-то из низа потянуло сыростью и холодом. Словно могила раскрылась под ногами. Ваша дама трусливо поджала ножки, побледнела, шепчет трясущимися губами: -- Уйдем отсюда! Это -- настроение. В театре г-жи Яворской идут "Ночи безумные" гр. Л.Л. Толстого, "сына своего отца". Героя "охватывает" поцелуйное бешенство под влиянием благовонных ночей Неаполя. И когда поднимается занавес, в зрительном зале пахнет курящимися "монашками". Это и есть благовоние итальянской ночи! -- Необходимо создать настроение, которое губит героя. И зажигают десяток "монашек". -- Погибай! Это, однако, оттого, что дела театра пока еще не особенно блестящи. При более блестящих делах "настроение" будет создаваться более могущественными средствами. Под креслами в партере будут разложены раковины от устриц. Чтоб пахло морем! Скрытые в рампе тайные пульверизаторы будут "напоять" воздух духами Брокар и Ко. Когда в пьесе говорят о вреде курения, капельдинеры тайно из рукава будут курить "Aquilas Imperiales" -- 115 рублей сотня, и наполнять воздух благоуханием сигар. Какая гамма! Какой аккорд настроений! Прежде в пьесах главным лицом был любовник, герой, фат, ingénue, grande-coquette, драматическая героиня. Теперь пишут: -- Особенно хорошо был сверчок. Успех сверчка, трещавшего за печкой, рос с каждым актом. Аркадий Счастливцев, который умел "скворцом свистать, сорокой прыгать", получал бы великолепнейший гонорар и два бенефиса. Был бы первым персонажем. -- "Особенно сильное настроение создал в театре скворец заунывно свиставший за сценой. В скворце мы узнали нашего неподражаемого артиста г. Счастливцева. Говорят, что в свой бенефис он будет за сценой сорокой прыгать. Билеты все проданы". Ах, живи Аркадий в наше время! Как бы он сказал Геннадию Демьяновичу Несчастливцеву: -- Ведь актер-то нынче не в моде! -- А что у тебя там в узле? -- Настроения-с, Геннадий Демьянович! -- А драм у тебя нет? -- Драм, Геннадий Демьянович, нет! Одни настроения! -- И охота тебе, вместо пьес, настроения носить? -- Публика требует, Геннадий Демьянович! Пьеса г. Федорова "Старый дом" не имела успеха на Александрийской сцене потому, что в постановке не было надлежащего настроения. В пьесе-то есть настроение, в постановке -- не передано! Пьесу надо ставить так. При поднятии занавеса со сцены из скрытых потайных люков несет затхлостью и плесенью. Вообще носу я придаю в театре большое значение. Нос до сих пор ничего не делал в театре. Действовали на зрение, на слух. А нос, что он делал? Сморкался во время самых сильных монологов и мешал? Надо заставить и его, бездельника, работать! Пусть способствует передаче настроения. Итак, все носы приходят в скверное настроение, потому что со сцены пахнет затхлостью, плесенью и гнилью. По стенам бегают пауки, ясно различаемые в бинокли. Во время реплики М.Г. Савиной публика видит, ясно видит, как с потолка спускается паук и заползает почтенной артистке за воротник. Все зрительницы нервно поводят плечами, словно и им заполз за корсаж паук. И вот тогда-то, когда г-жа Савина скажет: -- Какой это старый, старый, старый, старый, старый дом! Вот это настроение! -- Знаете ли, -- говорит зритель, выходя с первого представления новой пьесы "в четырех туманах и 18 настроениях", -- смотрел, смотрел я -- и вдруг мне в голову мысль: "Да стоит ли жить? А не застрелиться ли?" Взглянул на соседа -- и обмер: "Да у него в глазах та же мысль!" Вот это называется "настроением". И актеры для таких пьес нужны совсем другие. Где ты "первый любовник" добрых старых времен? Классический первый любовник! -- Сюртучок с иголочки, на левой ручке перчаточка. Цилиндр словно только что вычищенный ваксой. Сверкавший до боли в глазах. Он снимал цилиндр не иначе, как входя в гостиную, становился на одно колено. Хватался за завитую голову. И был неотразим. Где ты "фат"? Фат, от которого на полверсты разило сердцеедом! Который имел такие жилеты, что, -- выйди в таком жилете на улицу, возьмут в полицию! -- За появление в маскарадном костюме в неположенное время. Где классический "простак" в белокуром парике, которого театральные парикмахеры так мило называли "городской блондин"? Как просто и ясно было все тогда в жизни и на сцене. Комик надевал "толщинку" и прилеплял две котлеты вместо бакенбард. Ingénue comique перед выходом на сцену завязывала губки бантиком. Ingénue dramatique начинала страдать еще до поднятия занавеса. Драматическая героиня, выходя на сцену, "метала взор". И вы сразу видели, что она: -- Все поняла. Теперь не то. -- Иван Иванович гримируется! Он кладет на полпальца белил. Сверх белил густо пудрится самой белой пудрой. Это -- любовник. Это -- герой. -- Голландской сажи Ивану Ивановичу. -- Иван Иванович сделает черные круги вокруг глаз. Он идет изображать героя нашего времени. -- Иван Иванович, приготовьтесь, скоро ваш выход! У Ивана Ивановича начинает дергаться половина лица. У Ивана Ивановича начинается Виттов пляс. -- Я... я... я... готов! И в антракте к нему бегут знакомые. -- Поздравляю! -- Колоссальное впечатление! -- Удивительно нервно! -- Ах, какой вы неврастеник! Рецензент отмечает на манжетах: -- Успех колоссальный: после второго акта у трети театра началась Виттова пляска. Театральные хроникеры бегут: -- Сколько истерик? Сколько истерик? Правда, что одного господина вынули в гардеробе из петли? Хотел повеситься на вешалке! "Знатоки" изумляются: -- Какая сила! Какая сила! -- Какая сила в изображении полного бессилия! И самый "фурорный" артист в России г. Орленев. Актер, который, как никто, изображает полное нравственное бессилие. -- Я нервно-салонный актер! -- с гордостью говорил мне на днях один артист. И вы часто услышите похвалу: -- Ах, это такой, такой неврастеник! В театральном бюро скоро будут вывешивать объявление: "Неврастеник ищет места. 500 рублей в месяц, два бенефиса. Жена -- истеричка". И антрепренер станет набирать труппу: -- Первого неврастеника, второго неврастеника. Истеричку с большой истерией. -- С большой истерией трудно найти-с. Все нарасхват. Не возьмете ли... Есть психопатка одна. -- Психопаток взяли трех. Нет, уж вы мне хоть на гастроли истеричку с большой истерией дайте. С малой истерией у меня жена. Публика очень любит. А такой-то хорош? -- Нервы -- мочала. -- Давайте! Давайте! Его на застрастку! Слава Богу! Труппа для "пьес с настроениями" готова. Если старый афоризм верен и сцена -- зеркало жизни, "на зеркало неча пенять". Таково отражение.
1903 Не пропустите: • Влас Михайлович Дорошевич. Человек, которого интервьюировали (рассказ) • Влас Михайлович Дорошевич. Очаровательное горе (Маленькая, но глубокая трагедия) (рассказ) • Влас Михайлович Дорошевич. Замечательнейший город в мире (рассказ) • Влас Михайлович Дорошевич. О чём говорят в Коломне? (рассказ) • Влас Михайлович Дорошевич. Песни паяца (рассказ) Ссылка на эту страницу: |
|
||
©Кроссворд-Кафе 2002-2024 |
dilet@narod.ru |